КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 2: Причины и стадии конфликтовВопрос № 1: Понятие и виды конфликтов. Тема № 7: Конфликт как социально-психологическое явление Вопросы: 1. Понятие и виды конфликта; 2. Причины и стадии развития конфликта;
Конфликт (в переводе с латинского – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов и мнений участников взаимодействий. Конфликты имеют двоякую природу, в результате чего является генератором новых структур, способствует развитию, но одновременно с этим является источником дезорганизации. Виды конфликтов: 1. По направленности: a. Горизонтальные конфликты – участвую лица, находящиеся в равном социальном статусе, положение, полномочиях, равные возможности; b. Вертикальные конфликты – участники не имеют одинаковых возможностей, различаются по статусу (конфликт между руководителем и подчиненным); c. Смешенные конфликты – и горизонтальные и вертикальные вместе. 2. По значению для коллективов (группы ): a. Конструктивные конфликты – эти конфликты несут позитивные и созидающие функции для группы (ускоряют процесс самосознания группы, утверждают набор ее ценностей, способствуют объединению единомышленников, разрядке, а также обращают внимание на спорные положения); b. Деструктивные конфликты – несут деструктивные функции для группы (препятствуют инновациям, разрушают существующее равноправие и стабильность группы, всегда ведут к подрыву доверия сторон, имеют тенденцию к углублению и расширению, основан на быстром аффективном действии вместо рационально взвешенного ответа). 3. По характеру причин: a. Объективные конфликты – сложились на основе объективной ситуации (причина не зависит от участников конфликта). b. …………….. c. …………….. 4. По критерию объема социального взаимодействия: a. Внутриличностные конфликты – конфликты между основными тенденциями: ХОЧУ, МОГУ и НАДО. Внутриличностные конфликты связаны с личным выбором, и в зависимости от того на сколько осознано совершается выбор определяется степень эффективности его разрешения; b. Межличностные конфликты – принимают участия минимум две личности, эти конфликты основаны на столкновении интересов, позиций и мнений; c. Конфликт между личностью и группой – столкновение между лидером и группой, либо между аутсайдером и группой. d. Межгрупповой конфликт – они делятся на подгруппы: 1) Религиозные – расхождение религиозных убеждений; 2) Этнические; 3) Политические – столкновение определенных политических систем; 4) Международные – конфликты стран, чаще в тесной связи с политическими конфликтами. Американский ученый Линкольн выделяет 5 факторов возникновения конфликтов: 1. Информационный – относится информация, которая является приемлемой для одной стороны и совершенно не приемлемой для другой. Сюда относятся: неполная или неточная информация; недооценка либо переоценка фактов; невольная дезинформация – человек сам получил неточную информацию и передал кому-либо другому; слухи – рождаются на основе интерпретации того или иного факта. 2. Структурный – формальные и неформальные характеристики группы, в которые включаются: нормы; статус; возраст; гендерные права (права мужчин и женщин); роли и традиции; коммуникативные сети. 3. Ценностный – отражают принципы, которые предназначены и которыми придерживаются (личностные и групповые ценности; нормативные ценности общества; профессиональные ценности; религиозные; культурные; региональные и политические ценности). Ценностный фактор является самым мощным в формировании конфликтных взаимодействий. 4. Взаимоотношений – связан с удовлетворенностью от взаимодействия. Критерии удовлетворенности: a. Основа отношений – важно на сколько эти отношения добровольны или принудительны. b. Сущность отношений – являются отношения независимыми (партнеры могут существовать изолированно друг от друга), зависимыми (один партнер нуждается в постоянной необходимости участвовать в жизни другого) и созависимыми (оба партнера испытывают потребность друг в друге); c. Важность и ценность отношений – мы конфликтуем меньше с теми людьми, отношениями с которыми мы меньше дорожим. d. Длительность отношений – чем более длительными являются отношения, тем в большей степени они подвержены конфликтности; e. Вклад сторон в отношения – мы всегда оцениваем, сколько мы отдаем другим людям и сколько мы получаем взамен. 5. Поведенческий – предопределяет стратегию поведения человека в конфликтной ситуации:
1. Стратеги избегания (уход) (0 на 0) – одна из сторон либо обе не развивают конфликтную ситуацию; 2. Стратегия соперничества (100 на 0) – любой ценой необходимо достичь своей цели; 3. Cтратегия предпособления (0 на 100) – ориентация на интересы и ценности других людей, все во благо других; 4. Стратегия компромисса (50 на 50) – обе стороны что-то теряют, но при этом приходят к общему заключению; 5. Стратегия сотрудничества (100 на 100) – люди достигают взаимопонимания при полном учете собственных интересов и интересов оппонента. Стадии конфликта: Инцидент – основа для возникновения конфликта. На примере межличностного конфликта: пришел в столовую, пошел садиться, стул один, а нас двое. Если инцидент имеет действующий компонент то возникает конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – непосредственное столкновение сторон на основе определенных противоречий. Осознание ситуации как конфликта – если оба участника конфликта осознают ситуацию как конфликтную, то формируется конфликтное взаимодействие. Если хотя бы один не считает данную ситуации конфликтом, то говорить о конфликтном взаимодействии не правомерно. Конструктивное разрешение конфликта – основано на взаимном поиске совместного решения с помощью переговоров либо медиаций (это переговоры, только с участием посредника). Деструктивное разрешение конфликта (его усугубление) – может иметь следующие проявления: 1. Проявляется стремление завысить свои возможности и способности и занизить возможности и способности другой стороны; 2. Тенденция самоутверждения за счет критических замечаний другой стороне; 3. Пренебрежительные реплики, жесты и взгляды по отношению к другой стороне; 4. Чрезмерная активность оппонентов в аффективной (эмоциональной) сфере при одновременном ослаблении самоконтроля; 5. Подмен предмета спора и уход от проблемы.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |