Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 2: Причины и стадии конфликтов

Вопрос № 1: Понятие и виды конфликтов.

Тема № 7: Конфликт как социально-психологическое явление

Вопросы: 1. Понятие и виды конфликта;

2. Причины и стадии развития конфликта;

 

Конфликт (в переводе с латинского – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов и мнений участников взаимодействий.

Конфликты имеют двоякую природу, в результате чего является генератором новых структур, способствует развитию, но одновременно с этим является источником дезорганизации.

Виды конфликтов:

1. По направленности:

a. Горизонтальные конфликты – участвую лица, находящиеся в равном социальном статусе, положение, полномочиях, равные возможности;

b. Вертикальные конфликты – участники не имеют одинаковых возможностей, различаются по статусу (конфликт между руководителем и подчиненным);

c. Смешенные конфликты – и горизонтальные и вертикальные вместе.

2. По значению для коллективов (группы ):

a. Конструктивные конфликты – эти конфликты несут позитивные и созидающие функции для группы (ускоряют процесс самосознания группы, утверждают набор ее ценностей, способствуют объединению единомышленников, разрядке, а также обращают внимание на спорные положения);

b. Деструктивные конфликты – несут деструктивные функции для группы (препятствуют инновациям, разрушают существующее равноправие и стабильность группы, всегда ведут к подрыву доверия сторон, имеют тенденцию к углублению и расширению, основан на быстром аффективном действии вместо рационально взвешенного ответа).

3. По характеру причин:

a. Объективные конфликты – сложились на основе объективной ситуации (причина не зависит от участников конфликта).

b. ……………..

c. ……………..

4. По критерию объема социального взаимодействия:

a. Внутриличностные конфликты – конфликты между основными тенденциями: ХОЧУ, МОГУ и НАДО. Внутриличностные конфликты связаны с личным выбором, и в зависимости от того на сколько осознано совершается выбор определяется степень эффективности его разрешения;

b. Межличностные конфликты – принимают участия минимум две личности, эти конфликты основаны на столкновении интересов, позиций и мнений;

c. Конфликт между личностью и группой – столкновение между лидером и группой, либо между аутсайдером и группой.

d. Межгрупповой конфликт – они делятся на подгруппы:

1) Религиозные – расхождение религиозных убеждений;

2) Этнические;

3) Политические – столкновение определенных политических систем;

4) Международные – конфликты стран, чаще в тесной связи с политическими конфликтами.

Американский ученый Линкольн выделяет 5 факторов возникновения конфликтов:

1. Информационный – относится информация, которая является приемлемой для одной стороны и совершенно не приемлемой для другой. Сюда относятся: неполная или неточная информация; недооценка либо переоценка фактов; невольная дезинформация – человек сам получил неточную информацию и передал кому-либо другому; слухи – рождаются на основе интерпретации того или иного факта.

2. Структурный – формальные и неформальные характеристики группы, в которые включаются: нормы; статус; возраст; гендерные права (права мужчин и женщин); роли и традиции; коммуникативные сети.

3. Ценностный – отражают принципы, которые предназначены и которыми придерживаются (личностные и групповые ценности; нормативные ценности общества; профессиональные ценности; религиозные; культурные; региональные и политические ценности). Ценностный фактор является самым мощным в формировании конфликтных взаимодействий.

4. Взаимоотношений – связан с удовлетворенностью от взаимодействия. Критерии удовлетворенности:

a. Основа отношений – важно на сколько эти отношения добровольны или принудительны.

b. Сущность отношений – являются отношения независимыми (партнеры могут существовать изолированно друг от друга), зависимыми (один партнер нуждается в постоянной необходимости участвовать в жизни другого) и созависимыми (оба партнера испытывают потребность друг в друге);

c. Важность и ценность отношений – мы конфликтуем меньше с теми людьми, отношениями с которыми мы меньше дорожим.

d. Длительность отношений – чем более длительными являются отношения, тем в большей степени они подвержены конфликтности;

e. Вклад сторон в отношения – мы всегда оцениваем, сколько мы отдаем другим людям и сколько мы получаем взамен.

5. Поведенческий – предопределяет стратегию поведения человека в конфликтной ситуации:

 
 

 

 


 

 


 

 
Направленность на других

 


1. Стратеги избегания (уход) (0 на 0) – одна из сторон либо обе не развивают конфликтную ситуацию;

2. Стратегия соперничества (100 на 0) – любой ценой необходимо достичь своей цели;

3. Cтратегия предпособления (0 на 100) – ориентация на интересы и ценности других людей, все во благо других;

4. Стратегия компромисса (50 на 50) – обе стороны что-то теряют, но при этом приходят к общему заключению;

5. Стратегия сотрудничества (100 на 100) – люди достигают взаимопонимания при полном учете собственных интересов и интересов оппонента.

Стадии конфликта:

Инцидент – основа для возникновения конфликта. На примере межличностного конфликта: пришел в столовую, пошел садиться, стул один, а нас двое. Если инцидент имеет действующий компонент то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация – непосредственное столкновение сторон на основе определенных противоречий.

Осознание ситуации как конфликта – если оба участника конфликта осознают ситуацию как конфликтную, то формируется конфликтное взаимодействие. Если хотя бы один не считает данную ситуации конфликтом, то говорить о конфликтном взаимодействии не правомерно.

Конструктивное разрешение конфликта – основано на взаимном поиске совместного решения с помощью переговоров либо медиаций (это переговоры, только с участием посредника).

Деструктивное разрешение конфликта (его усугубление) – может иметь следующие проявления:

1. Проявляется стремление завысить свои возможности и способности и занизить возможности и способности другой стороны;

2. Тенденция самоутверждения за счет критических замечаний другой стороне;

3. Пренебрежительные реплики, жесты и взгляды по отношению к другой стороне;

4. Чрезмерная активность оппонентов в аффективной (эмоциональной) сфере при одновременном ослаблении самоконтроля;

5. Подмен предмета спора и уход от проблемы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос № 3: Средства общения | Вопрос №1: Понятие и структуры и виды малой группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.