Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исходное понимание поведения

ТЕМА 2. Теории поведения человека в организации

Понимание поведения развивалось и совершенствовалось вместе с развитием человека, но только в начале 20-го века зародилась научная психология изучения поведения, то есть выявились закономерности человеческого поведения.

Эксперименты начала 20-го века отвечали на вопросы:

- Как возникают мотивы?

- Как эти мотивы соотносятся со стимулами?

В психологических подходах объяснения поведения сложились 3 теоретических направления, которые послужили историческими корнями организационного поведения:

- теория инстинктов (Мак-Дуагалл);

- теоретико-личностное (Вунд, Фрейд);

- теоретико-ассоциативное (Джеймс, Торндайк, Павлов).

Теория инстинктов была разработана на основе представления о том, что сходство поведения человека и животных обусловлено инстинктами, которые являются побудителя к действию.

Теоретико-личностное направление основано на представлениях о способах переработки информации в сознании человека и ее преобразовании в волевые акты (точка зрения Вунда). Этому направлению характерно суждение о том, что поведение не достаточно осознанно. В большинстве случаев наши поступки бессознательны (точка зрения Фрейда).

Теоретико-ассоциативное направление разрабатывалось в результате трех разных подходов:

- человеческое поведение возникает на основе проявления свободы воли, но в ограниченных пределах, так как нервная система человека сама не может управлять инстинктами, поэтому поведением движет привычка;

В свою очередь привычка возникает на основе закрепленных ассоциативных представлений (воспоминания прошлого жизненного опыта).

- акты поведения можно изучить экспериментальным путем, классифицируя эти поступки как реакции на стимулы внешней среды. Результатом является победа поведенческих реакций, которые лучше приспособлены к ситуации. Поэтому поведение можно вызвать искусственно на основе запечатленных ассоциаций и закрепленных стимулами (это удалось обнаружить Торндайку).

- акты поведения объясняются сильной обусловленностью внешней среды и состояния организма в целом. Следовательно, наше сознание носит рефлекторно-активный характер (это удалось обнаружить Павлову).

Торндайк заложил основу психологии научения (как модернизировать поведение), а Павлов заложил основы психологии активизации поведения (как вызвать новое поведение),

Все эти направления имеют своих последователей:

- Ларенсу удалось доказать, что каждый инстинкт имеет собственную энергию и не зависит от реакции на внешнюю среду;

- Курт Левин развивал проблемы мотивации. Он выдвинул идею о полях окружения личности, которые вызывают определенные потребности;

- разработана концепция, согласно которой в психике человека развиваются доминанты (А.А. Ухтанский).

Доминанта – это временно господствующие рефлекторные подсистемы, которые обуславливают работу нервных центров в данный момент времени и придающие поведению человека определенную направленность, то есть это господствующие очаги возбуждения в коре головного мозга.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины внимания к организационному поведению, тенденции психологизации менеджмента | Теория научения, бихеовиризм: Торндайк, Уотсон, И.П. Павлов, Скиннер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.