Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств




1. В данной статье законодатель предусмотрел ответственность за наиболее опасные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дифференциация уголовной ответственности обусловлена тяжестью причиненного вреда здоровью потерпевшего и коли­чеством погибших в результате этих нарушений.

2. Объектом рассматриваемого преступления являются отношения, обес­печивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспорт­ных средств. Дополнительный объект — жизнь, здоровье человека. Факуль­тативным объектом могут быть отношения собственности.

Предметом преступления, согласно ч. 1 ст. 264 УК, могут быть автомо­биль, трамвай либо другие механические транспортные средства. В приме­чании к комментируемой статье законодатель поясняет, что следует по­нимать под «другими механическими транспортными средствами». Это троллейбусы, трактора, иные самоходные машины, мотоциклы и иные ме­ханические транспортные средства. Под механическим транспортным средством надо понимать в соответствии с Правилами дорожного движения РФ 1993 г. любое транспортное средство (кроме мопеда), приводимое в движе­ние двигателем. При этом нарушение правил безопасности дорожного дви­жения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющем конструктивную скорость не более 40 км/ч, не подпадает под признаки пре­ступления, предусмотренного комментируемой статьей. В этом случае на­ступает ответственность за преступления против жизни и здоровья (в зави­симости от причиненного вреда) или против собственности.

Под иными самоходными машинами понимаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экска­ватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик, мотоколяски, мотонарты и др.).

Транспортные средства делятся на эксплуатационные и учебные, кото­рые также сохраняют свойства источника повышенной опасности, при уп­равлении ими тоже может быть совершено рассматриваемое преступление.

Уголовная ответственность по ст. 264 УК наступает лишь в случае, когда лицо, управляя транспортным средством или иной самоходной машиной, Нарушает правила безопасности движения и эксплуатации транспорта. Если же нарушаются другие специальные правила (правила техники безопаснос­ти или иные правила охраны труда), то содеянное должно квалифициро­ваться по другим статьям, предусматривающим ответственность за посяга­тельство на жизнь и здоровье, за нарушение правил охраны труда и т. п.

3. Объективная сторона данного преступления характеризуется:

а) нару­шением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;

б) наступлением тяжкого вреда здоровью человека;

в) причинной связью между ними.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N° 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены правовые основы обеспечения безопасно­сти дорожного движения на территории РФ. Этот же Закон определяет содер­жание основных терминов, которые применяются в Правилах дорожного дви­жения.

Под дорожным движением законодатель понимает совокупность обще­ственных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и гру­зов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Основными задачами по обеспечению безопасности дорожного движе­ния являются: охрана жизни, здоровья, имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Правила дорожного движения РФ, утвержденные постановлением Сове­та Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, устанав­ливают единый порядок дорожного движения в Российской Федерации. Этим же постановлением утверждены и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения — это деятельность, при­званная предупреждать причины возникновения дорожно-транспортных
происшествий, снижать тяжесть их последствий.

Нарушение Правил дорожного движения может состоять в их невыпол­нении или ненадлежащем выполнении (превышение скорости, неправиль­ный обгон, несоблюдение правил проезда перекрестков, управление транс­портным средством в нетрезвом состоянии и т. д.). Движение начинается с трогания транспортного средства с места и заканчивается его остановкой.

Эксплуатация транспортных средств — это комплекс мер по обеспече­нию нормального технического состояния, сохранности и использования транспортных средств в соответствии с его предназначением. Правила до­рожного движения содержат перечень неисправностей и условий, при кото­рых запрещается эксплуатация указанных средств. Эти неисправности создают угрозу безопасности движения. К ним относят, в частности, наруше­ние габаритов перевозимого груза, количества пассажиров, буксировку машины на слабом тросе и т. п.

Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, суд обязан указать в приговоре, ка­кие именно правила были нарушены и в чем выразилось это нарушение.

Часть 1 ст. 264 УК в качестве обязательных последствий предусматривает причинение тяжкого вреда здоровью человека. Содержание этих последствий определяется признаками, описанными в ст. 111 УК.

Для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 264 УК. необходимо установить, что наступившие последствия причинно обусловлены нарушением Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Вопрос о наличии причинной связи в транспортных преступлениях решается далеко не однозначно, трудности, которые возникают при его решении, порой обусловлены сложным взаимодействием целого ряда обсто­ятельств (неправомерными действиями водителя транспортного средства; неосторожным поведением потерпевшего, других лиц, плохим состоянием дороги, особенностями климатических условий и т. п.). В подобных случаях, если последствия явились причиной совместных действий нескольких лиц, лицо, управлявшее транспортным средством, будет отвечать по ст. 264 УК, а, например, пешеход — по ст. 268 УК.

4. Субъектами рассматриваемого преступления могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста, управлявшие транспортным средством. Это и лица, которые не имели водительского удостоверения, навыков управления транспорт­ным средством. Субъект считается управлявшим транспортным средством и тогда, когда он управляет параллельно с лицом, которого обучает вождению, а также, если находится рядом с ним в машине во время движения. Однако если обучаемый пренебрег указаниями инструктора и нарушил правила дорожного движения, он может быть привлечен к уголовной ответственности.

5. Субъективная сторона данного преступления характеризуется неосто­рожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности, на что законо­датель специально обращает внимание.

Невиновное причинение вреда будет иметь место в случае, когда, напри­мер, водитель транспортного средства рассчитывает на нормативное поведе­ние пешехода или другого лица, управляющего транспортным средством, и в соответствии с этим координирует свои действия, в то время как эти уча­стники дорожного движения резко меняют характер своего поведения, что обусловливает наезд на пешехода или столкновение с другим транспортным средством.

Если виновный, используя транспортное средство, причиняет смерть или вред здоровью потерпевшего, то содеянное надлежит квалифицировать как преступление против личности по ст. 105, 111, 112 УК.

[Статья 265. Утратила силу]

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

1. В ранее действовавшем УК РСФСР предусматривалась ответственность по ст. 2122 за выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. УК РФ расширил рамки ответственности, предусмотрев в ст. 266 ответственность не только за выпуск, но и за недоброкачественный ремонт транспортных средств.

Статья предусматривает ответственность за недоброка­чественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигна­лизации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, от­ветственным за техническое состояние транспортных средств, если эти дея­ния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжес­ти вреда здоровью человека либо крупный ущерб.

2. Объектом данного преступления являются отношения, обеспечиваю­щие безопасность движения или эксплуатацию транспортных средств. До­полнительный объект — жизнь и здоровье людей, а также отношение соб­ственности, нормальная деятельность государственных, общественных, ком­мерческих и иных организаций.

3. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризует­ся широким кругом деяний:

а) недоброкачественным ремонтом транспорт­ных средств, путей сообщения и др.;

б) выпуском в эксплуатацию техничес­ки неисправных транспортных средств, путей сообщения и др.

Недоброкачественный ремонт может быть выражен в неустранении всех неисправностей транспортного средства, в использовании неисправных за­пасных частей, приборов в нарушении технологического процесса ремонта и т. п. Производство ремонта транспортных средств и транспортного обо­рудования, путей сообщения, средств сигнализации и связи определяется технологическими правилами и нормативами, поэтому решение вопроса об уголовной ответственности зависит от установления нарушений этих правил и нормативов. Для этого необходима техническая экспертиза.

Под выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств понимается выдача работником транспортной организации разре­шения на выезд в рейс технически неисправного транспортного средства, что может быть причиной аварийной ситуации, наступления вредных по­следствий.

Выпуск в эксплуатацию других предметов (средств сигнализации или связи, транспортного оборудования, путей сообщения) не охватывается содержанием данной статьи. Такие действия могут быть признаком других ви­дов преступлений.

Разрешение на эксплуатацию транспортного средства, имеющего техни­ческие неисправности, может быть письменным (выдача водителю путево­го листа, пилоту — полетного задания и т. п.) или устным.

Под выпуском в эксплуатацию следует понимать не только действия, но и бездействие (непринятие должных мер со стороны лица, ответственного за техническое состояние транспортных средств, которые выпускаются в эксплуатацию).

Данное преступление — материальное, оно считается оконченным с мо­мента наступления последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Обязательным признаком, характеризующим объективную сторону пре­ступления, предусмотренного ч. 1 ст. 266 УК, является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, вы­пуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Специфика причинной связи состоит в том, что в этом случае действия лица, управляющего транспортным средством, причинно не обусловливают (не должны) наступление последствий.

4. Субъект преступления, объективная сторона которого характеризует­ся недоброкачественным ремонтом, — это лицо, фактически производившее ремонт транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, достигшее 16-летнего возраста. Это мастера, работники отделов технического контроля, частные мастера по ремонту автотранспортных средств.

За выпуск в эксплуатацию транспортного средства отвечают работники государственных, общественных и коммерческих организаций, на которых действующими инструкциями и правилами, соответствующим распоряже­нием либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена от­ветственность за техническое состояние транспортных средств. Это могут быть должностные лица транспортных хозяйств (заведующие гаражами, дежурные механики, диспетчеры), а также иные лица, по своему образо­ванию, профессиональной подготовке способные исполнять возложенные на них обязанности по контролю выпускаемых на линию транспортных средств.

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 6 октября 1970г. «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» рас­ширил круг субъектов, отнеся к ним владельцев либо водителей индивиду­альных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неис­правного транспортного средства. Такое толкование понятия «лица, ответ­ственного за техническое состояние транспортных средств» вызывает несогласие некоторых авторов.

5. Субъективная сторона данного преступления предполагает неосторожную форму вины, что определено законодателем в диспозиции ч. 1 ст. 266 УК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.