Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности тактики первоначальных и последующих следственных действий при расследовании ДТП




Вопрос. Возбуждение уголовного дела, типичные ситуации первоначального этапа расследования ДТП. Особенности тактики первоначальных и последующих следственных действий при расследовании ДТП.

Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании ДТП.

В процессе расследования дорожно-транспортного происшествия подлежат установлению следующие обстоятельства:

Действительно ли данное происшествие относится к категории дорожно-транспортных;

Какие транспортные средства участвовали в происшествии;

Место и время происшествия;

Кто пострадал;

По чьей вине произошло дорожно-транспортное происшествие (по вине водителя, пешехода, пассажира и т.д.);

Какие положения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств были нарушены виновным и в чем выразилось это нарушение;

Степень виновности лица, обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления;

Имеется ли причинная связь между нарушениями Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, допущенных водителем или лицом, ответственным за техническое состояние и их эксплуатацию и последствия этого события;

Обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого;

Степень тяжести телесных повреждений, характер и размер ущерба, причиненного в результате события;

Обстоятельства, способствовавшие этому.

Таким образом, знание уголовно-правовой характеристики преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, криминалистической характеристика ДТП, обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании ДТП необходимо для правильной организации пре­дотвращения, раскрытии и расследовании этих преступлений. Дело в том, что криминалистическая характеристика содержит не только определенные элементы, но и выявляет связи, суще­ствующие между ними. Поэтому, зная один элемент, мы мо­жем предположить с определенной вероятностью и наличие другого элемента. Это помогает в выдвижении версий и орга­низации расследования.

2.1. Возбуждение уголовного дела, типичные ситуации первоначального этапа расследования ДТП.

Как правило, уголовные дела по ст.ст. 264 или 266 УК РФ возбуждаются по заявлениям водителей, ставших участниками дорожно-транспортного происшествия, сообщениям граждан, наблюдавших это событие, медицинских работников больниц, куда был доставлен потерпевший, заявлениям самих потерпевших или родственников.

По вопросу о порядке разрешения материалов о дорожно-транспортных происшествиях, при которых вред здоровью пострадавшего не определен изложена правовая позиция МВД России (письмо от 25.12.2004 г. № 1/8273) и Генеральной прокура­туры России (письмо от 03.11.2004 г. № 16-14-03).

Как указала Генеральная прокуратура Российской Федерации в названном письме, сообщение о ДТП, в котором не содержится доста­точных данных о признаках преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264 УК, не может расцениваться в качестве основания для про­ведения процессуальной проверки. В то же время факт ДТП требует административного расследования (ст. 28.7 КоАП) в целях дачи право­вой оценки действиям водителя транспортного средства, в том числе и для установления степени причиненного в ходе происшествия вреда здоровью пострадавшего путем назначения соответствующей судебно-медицинской экспертизы в порядке ст. 26.4 КоАП.

На первоначальном этапе расследования дорожно-транспортного происшествия возникают следующие типичные следственные ситуации:

1. Водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;

2. Водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия;

3. Транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся.

1 ситуация:

- установить очевидцев преступления и опросить их как можно подробнее о происшествии;

- осмотр места происшествия, в том числе трупа и транспортного средства;

- допрос свидетелей;

- освидетельствование водителя и потерпевших (живых) для установления у них алкогольного опьянения;

- выемка и осмотр одежды потерпевшего;

- допрос водителя;

- допрос потерпевшего (потерпевших);

- назначение судебно-медицинской экспертизы потерпевшего, автотехнической экспертизы, трасологической экспертизы, криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий

2 ситуация:

- установить очевидцев преступления и опросить их как можно подробнее о приметах скрывшегося водителя и транспортного средства;

- если возможно опросить потерпевшего;

- осмотр места происшествия, в том числе осмотр трупа;

- выемка и осмотр одежды потерпевшего;

- допрос свидетелей;

- допрос потерпевшего;

- назначение судебно-медицинской экспертизы потерпевшего, автотехнической экспертизы, трасологической экспертизы, криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий;

- ОРМ по розыску скрывшегося водителя и транспортного средства.

3 ситуация:

- установить очевидцев преступления и опросить их как можно подробнее о приметах скрывшегося водителя;

- если возможно опросить потерпевшего;

- осмотр места происшествия, в том числе трупа и транспортного средства;

- выемка и осмотр одежды потерпевшего;

- допросы свидетелей и потерпевшего;

- назначает судебно-медицинскую экспертизу потерпевшего, автотехнической экспертизы, трасологической экспертизы, криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий;

- ОРМ по розыску скрывшегося водителя;

- после задержания водителя проводится его допрос. При этом следует иметь в виду, что водители после их задержания нередко заявляют о том, что о происшествии им ничего не известно, так как транспортное средство было кем-то угнано.

Для того, чтобы установить, кто управлял транспортным средством в момент происшествия, необходимо обнаружить, зафиксировать и изъять микрообъекты, следы пальцев рук, оставленные на отдельных деталях транспортного средства (на рулевом колесе, рычагах управления и др.) и следы обуви около транспортного средства.

- для розыска скрывшегося водителя по «горячим следам» иногда целесообразно применять служебно-розыскную собаку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.