КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вл. Соловьева (1853-1900)
Философия всеединства Связана с нейтральными концепциями Чаадаева (зап.) и Леонтьева (вост.). Сын историка. «Кризис западной философии», «Критика отвлеченных начал». 1881 г. – воззвал к Александру III → отменить смертную казнь народовольцам → разрыв связи с официальным государством. Выступал: 1. За неутомимую борьбу, за идеи высокого назначения в этом мире человека. Единство должного и сущного. 2. Не допустить разрыв между идеалом и средствами достигаемых целей. Отрешение от сущности христианства (т.к. противопоставлял христианству католицизм, протестантизм). Миссия России не в споре Запада и Востока, а должна примирять (судья третейский). Примирение католитической и христианской церкви. Святость России не только в величии могущества государства, но и в полноте идеалов. «Святая Русь возжелала святого дела – примирение Запада и Востока». Философия Всеединства. Теория вселенской теократии, т.е. создание всемирного государства на основе христианства. Духовные импульсы, достигаемые через цельный опыт (единство эмпирического, рационального, мистического) → синтез науки, философии, религии. Отрицал право философии, науки и религии на самостоятельное существование от цельного опыта (вне синтеза). На взгляды Соловьева оказала влияние религиозная литература, идеи неоплатонизма, средневекового мистицизма, славянофилы. Три периода: 1. Теологизированного прогрессизма. 70 гг. Интересы в области теософии (христианского учения). 2. Утопии всемирного государства. 80 гг. Интересы в области теократии. 3. Эсхатологический. Интересы в области теургии (мистического искусства). I. «Чтения о богочеловечестве», «религиозные основы жизни».
II. «Великий спор и христианская политика», «Россия и вселенская церковь», «Национальный вопрос в России» (1884 г.) Называет явления народной жизни, с которыми невозможно примириться, ухудшением с/х и объединением народа. Упадка семьи, пьянства, разврата. Постоянное размножение сект → разрушение основы христианства. III. «Оправдание добра», «Смысл любви», «Три разговора: о войне, прогрессе и конце всемирной истории» → «Повесть об антихристе» (1900 г.). Философские источники антропологии → Платон и Кант → о причастности человеческого бытия двум мирам: 1. чувственновосприимчевым → чувства; 2. разум. Это сочетание с мистическим и эсхатологическим историзмом, иудее-христианской традицией, где началом является первородный грех человечества, а концом – страшный суд. Это традиция повлияла на представления об имманентной драматичности человеческой судьбы. С другой стороны, пытается построить оптимистические концепции спасения человечества, основываясь на представлениях о благоустроенности человеческой природы, т.к. причастна абсолюту (обществу) → подготавливает человека к разумному восприятию ценностей. Центральная идея: учение о всеединстве (синтез истины, добра, красоты). Божество – воплощение этого единого сущего. Посредник – софия (мудрость). Природа идет к совершенству (несовершенна). Человек – посредник от несовершенного к совершенству. Цель мировой истории – единство бога и внебожественного мира, возглавляемое человеком. Человек приближает себя к абсолюту через нравственный поступок, как акт любви к природе, человеку, божеству. Смысл истории – вывести одухотворенное человечество в преддверии божества. Преграда – греховность. Три искушения: плоти, духа, власти → основное зло и основное препятствие. Если зло реализуется в истории через искушение, то добро через божественные откровения. Но человечество оказалось не на высоте → раскол христианства на восток и запад.
Восток. Православие. Сила в глубине религиозных созерцаний. Настолько довлеющий, что человек обезличивается и растворяется в божестве. Запад. Гипертрофия личного человеческого начала. Этот антагонизм вызван фундаментальным несовершенством человеческой натуры, расколом христианства. На востоке → почитание бесчеловечного Бога. На западе → безбожественный человек (рассудок, рефлекс). Залог освобождения человеческого рода → примирение запада и востока. Разрешение противоречий. I период. Надежды на примирения запада и востока с диалектикой саморазвития истории. II период, 80-ые годы. Утопия всемирного теократического государства. Центральная светская власть принадлежит русскому царю, духовная – римскому папе. Государство – представитель человеческого рода. III период, 90-ые годы. Крах теократической теории. Обращается к традиционной апокалиптике. Идеи опыта и преодоления противоречий.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |