КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проработайте трактовку сопоставительного метода в работе А.А.Реформатского
ТЕМА 1. Сравнение как универсальный лингвистический прием. Типы контрастивных исследований. Я неделя. Лекция 1. Разграничение сравнительного и сравнительно-исторического языкознания. Многообразие методов сопоставительного изучения языков.
Основная проблематика темы: Сравнение как универсальный лингвистический прием. Разграничение сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного (контрастивного) изучения языков. Трактовка сопоставительного метода в трудах разных ученых. Основные направления сопоставительной лингвистики: общая характеристика лингвистической типологии; характерология; общая характеристика контрастивной (конфронтативной) лингвистики.
Основные понятия темы: сопоставительная (контрастивная, конфронтативная) лингвистика сравнительно-историческое языкознание ареальная лингвистика типологическая лингвистика характерология
Задания для самостоятельной работы:
1. Проработайте конспект лекций. 2. Ознакомьтесь с информацией по данной проблематике в учебных пособиях: а) Л.К.Байрамовой - стр. 9-10; б) И.П.Сусова - разделы 6.2. Лингвистический компаративизм и образующие его области исследований; 6.4. Западноевропейский лингвистический компаративизм конца 10-х — начала 50-х гг. 19 в.; 6.6. Вильгельм фон Гумбольдт; в) А.А.Зеленецкого Введение § 1. Из истории сопоставительного языкознания; § 2. Сопоставительное языкознание в отечественной высшей школе. 3. Каковы принципы сравнительно-исторического языкознания, что такое внутренняя и внешняя реконструкция? Что Вы помните о генетической классификации языков мира? 4. Сравните трактовку сравнительного метода Л.В.Щербой с характеристиками сравнительно-исторического метода (см. Фрагмент 1).
Какие параметры отличают, по мнению А.А.Реформатского, Б.А.Серебренникова и В.Н.Ярцевой, сравнительно-исторический и сопоставительный методы сравнения языков? 6. Какие тезисы выдвигает А.А.Реформатский для характеристики сути сопоставительного метода? Подготовьтесь к краткому письменному изложению этих тезисов. Прокомментируйте следующее положение, высказанное А.А.Реформатским: «В сопоставительной же грамматике надо, отталкиваясь от своего, показывать чужое для овладения этим чужим. Тем самым сопоставительная грамматика не должна быть одновременной грамматикой двух языков на равных основаниях: это грамматика чужого языка по сопоставлению с родным языком.» 7. Сформулируйте различие между сравнительно-историческим и сопоставительным языкознанием по целям, предмету и методам исследования. 8. Охарактеризуйте кратко специфику типологических исследований. 9. Какой вклад внес В. фон Гумбольдт в формирование типологии? 10. Охарактеризуйте кратко специфику ареального языкознания. 11. Найдите (можно в интернете) описание характерологической концепции В.Матезиуса. 12. Каковы основные идеи контрастивной (конфронтативной) лингвистики, отличающие ее от сравнительно-исторического и типологического языкознания? 13. Уточните по справочным изданиям и по глоссарию определения основных понятий темы, постарайтесь найти другие определения этих понятий, сравните разные определения одного понятия.
Основная литература и информационные ресурсы: Байрамова Л.К. Введение в контрастивную лингвистику. Учебное пособие. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. Большой энциклопедический словарь: Языкознание. М., 1998. (Предыдущее издание: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990). Гак В.Г. О контрастивной лингвистике // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХХV. Контрастивная лингвистика. М., 1989. С.5-17.
Зеленецкий А.А. Сравнительная типология основных европейских языков. М., ACADEMIA, 2004. Реформатский А.А. О сопоставительном методе // Реформатский А. А. Лингвистика и поэтика. М., 1987. С. 40-52. (http://www.philology.ru/linguistics1/reformatskiy-87d.htm) Сусов И.П. История языкознания. Учебное пособие. Тверь, 1999. (http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=4630&page=1) Щерба Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Том 1. Изд-во Ленингр. ун-та, 1958. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. Ярцева В.Н. Контрастивная грамматика. М., 1981.
ФРАГМЕНТ 1 Пять положений академика Л.В.Щербы о природе сравнительного метода изучения языков в сборнике "Избранные работы по языкознанию и фонетике". 1. Сущность сравнительного метода прежде всего состоит в совокупности приемов, доказывающих историческую идентичность или родство слов и морфем в тех случаях, когда это не очевидно. 2. Эти приемы в основном тождественны как в плане одноязыковом, так и в плане межъязыковом, как в разрезе синхроническом, так и в разрезе историческом, и позволяют иногда восстановить в той или иной мере историю слов данного языка. 3. В основе этих приемов лежат строгие фонетические соответствия и чередования, а также правила словопроизводства. 4. Кроме того, сравнительный метод состоит из особой серии приемов, которые через изучение фонетических чередований и соответствий позволяют восстановить в той или другой мере историю развития данного языка. 5. Применение сравнительного метода в громадном большинстве случаев не подразумевает обязательства какого-либо определенного исторического объяснения вскрываемых или разноязычных тождеств. Глоссарий к теме: Ареальная лингвистика - область лингвистического компаративизма, исследующая при помощи метода лингвистической географии (и — как её разновидности — диалектографии) распространение языковых явлений в пространственной протяжённости и межъязыковом (и междиалектном) взаимодействии. Границы диалектов или языков устанавливаются на основе пучков изоглосс. Ареальная лингвистика видит свои задачи в выявлении языковых или диалектных ареалов, т. е. областей (ареалов) взаимодействия диалектов, языков и ареальных общностей — языковых союзов.
Контрастивная лингвистика (сопоставительная лингвистика) - относительно новое направление лингвистического компаративизма, задачей которого является сопоставительное изучение двух (реже нескольких) языков независимо от наличия между ними генетических связей для выявления их сходств и различий на всех уровнях языковой структуры. Сопоставление языковых фактов осуществляется, как правило, на синхронном срезе. В качестве языка-эталона обычно выбирается родной язык. Сравнительно-историческое языкознание - область лингвистического компаративизма, объектом которой являются семьи и группы родственных, т.е. генетически связанных, языков и которая ставит своей целью установить регулярные, закономерные соответствия между родственными языками и описать их эволюцию во времени и пространстве на основе доказательства общности их происхождения из одного языка-основы (или праязыка). Типология языков (лингвистическая типология) - сравнительное изучение структурных и функциональных свойств языков независимо от характера генетических отношений между ними. Главное понятие лингвистической типологии — языковой тип. Конечной целью типологического языкознания является типологическая классификация языков. Глобальная по охвату языков лингвистическая типология, для которой факторы времени и пространства не являются существенными, тесно связана с лингвистической универсологией. Характерология – направление типологии, ищущее возможные корреляции между типологическими характеристиками и генетическими семьями (и группами) языков с целью показать как их особенности, так и типовое единообразие языков, входящих в один языковой тип.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |