Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемная область соответствия целей, способов, методов обучения психическим закономерностям развития человека на разных этапах его профессионального и личностного развития




Психологически обусловленные проблемы профессионального образования

Модули изучения психологии профессионального образования как учебного предмета

Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина

Место психологии профессионального образования в системе психологических наук

Предмет и основные категории психологии профессионального образования

Психологически обусловленные проблемы профессионального образования

Модули изучения психологии профессионального образования как учебного предмета

Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина.

Место психологии профессионального образования в системе психологических наук

Лекция 1

Тема: Методологические основания психологии профессионального образования

Вопросы:

Основные категории и понятия:

Психология, психология профессионального образования, образование, педагогическая психология, андрогогика, акмеология, концепция профессионального становления личности, непрерывное образование, концептуальные категории ППО.

Всовременной психологии отчетливо прослежи­ваются две тенденции: интеграция и дифференциа­ция отраслей психологических наук. К.К.Платонов, анализируя классификации психологических наук, разработанные отечественными и зарубежными уче­ными, насчитывает около 100 психологических наук и их отраслей. Одной из устоявшихся междисципли­нарных отраслей психологии является педагогическая психология. Ее предмет — психологические законо­мерности и механизмы образовательной деятельно­сти. Из определения сущности педагогической пси­хологии следует, что она призвана решать все психологические проблемы образования человека. Однако исследование общенаучной характеристики педаго­гической психологии показывает, что она ограничи­вается изучением воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Анализ учебников и учеб­ных пособий по педагогической психологии свидетельствует, что ее объектом является «ребенок, подросток, юноша» Таким об­разом, объектом изучения является личность обучае­мых, возраст которых не превышает 20—25 лет. Но ведь образование людей продолжается и за предела­ми этого возраста.

Для обоснования правомерности выделения психологии профессионального образования в качестве самостоятельной отрасли прикладной психологии рассмотрим ее место в классификации психологических наук.

К.К.Платонов представляет дифференциацию психологических наук в виде дерева, корнями которого являются фи­лософские проблемы психологии; стволом — общая психология; наиболее мощными ответвлениями ствола - психологические науки, изучающие законо­мерности и механизмы психики животных, человека и общественных психических явлений: зоопсихоло­гия, дифференциальная психология, социальная психология; другими ветвями — прикладные психо­логические науки: психология труда, педагогическая психология, психология спорта и др.

Особо подчеркнем, что в числе прикладных от­раслей психологии на стыке психологии труда и пе­дагогической психологии К.К.Платонов выделил психологию профессионально-технического образова­ния, предметом которой является, по его мнению, трудовое обучение и воспитание.

Основываясь на определении профессионального образования как процесса и результата профессио­нального становления личности, следует отметить, что в качестве логического основания выделения психологии профобразования в самостоятельную от­расль выступает принцип развития психики. Выше уже было показано, что психология профобразова­ния обеспечивает, изучает профессиональное ста­новление личности на разных стадиях ее развития.

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин и учебных курсов. Как правило, при обосновании такого разделения психологических наук подразумевается, что каждой психологиче­ской дисциплине, каждому учебному курсу соответствует учебный предмет, то есть то главное, на что направлено внимание обучающихся. Как правило, это главное можно охарактеризовать одним словом или словосочетанием (в котором, в свою очередь можно выделить ключевое слово).

Учебный предмет (учебный курс) строится на основе и в соответствии с наукой. В целях науки и целях учебного предмета имеется существенное отличие.

Целью науки является:

- получение объективно нового знания о фактах профессионального становления человека;

- раскрытие психологических закономерностей в процессе профессионального становления;

- механизмов научных (например, психических) явлений.

 

Цель учебного предмета:

- усвоение систематизированных, дидактически обработанных знаний;

- развитие учеб­но-профессионального интеллекта;

- гуманистическое воспитание личности.

 

Существенны также различия предметов науки и учебной дисциплины.

Предмет психологической нау­ки - новые факты, закономерности и механизмы пси­хики. Учебный предмет представляет собой проекцию накопленных наукой знаний. Его предметом является дидактически обработанная научная информация.

Таким образом, учебный предмет — это дидактически адаптированная, целеориентированная и ценностно ориентированная система знаний, соотнесенная с определенной отраслью науки. Важной отличитель­ной характеристикой науки являются методы исследования учебного предмета — система технологий учебно-познавательной деятельности.

 

Основываясь на рассмотренных выше положениях, в структуре психологии профессионального образования как науки можно выделить следующие компоненты:

  • основы психологии профессионального образования; становление психологии профобразования, предмет, задачи, структура курса, методология и методы исследования психологии профобразования;
  • возрастные особенности субъектов профессионального образования: периодизация становления личности, возрастные особенности человека;

· психологические основы профессионального образования: личностно ориентированное образование, последипломное образование, социально профессиональное воспитание, образовательно ориен­тированная профессиография;

· психология деятельности и личности педагога профессионального образования: педагог как субъект профессионализации, личностно ориентирован­ное педагогическое общение.

Раскрытие этих подпроблем обусловливает необ­ходимость рассмотрения теоретических основ психо­логии профессионального образования. В качестве системообразующего фактора выступает концепция (видение, представление о…) профессионального становления личности.

Общая цель психологии профессионального об­разования определяется ее предметом — изучением и описанием психологических особенностей, законо­мерностей и механизмов профессионального обуче­ния, воспитания и развития личности в процессе ее профессионального становления.

Приложение этой цели на учебный предмет позволяет определить задачи учебной дис­циплины и осуществляется на основе представлен­ной выше структуры психологии профобразования. Важной частью курса являются методы психодиагностики, а также методы решения проблем профессионального роста специа­листов.

 

Психология профессионального образования является междисциплинарной отраслью науч­ного знания и тесно связана с общей, педагогической и возрастной психологией, психологией труда, психо­логией профессий, акмеологией и вместе с тем она является самостоятельной отраслью прикладной психологии, а также учебной дисциплиной.

Отли­чие ППО как науки и как учебной дисциплины прослеживается при сравнении целей, объекта, предмета и методов исследования и изучения (табл. 1).

 

Таблица 1

Особенности психологии профессионального образования

 

Системообразующие факторы
         
 
 
   
 
   

 

Психология профобразования как наука   Психология профобразования как учебная дисциплина  
Цель Психологические закономерности, механизмы, факты профессионального становления человека Профессиональное обучение, воспитание и развитие человека
Объект Система профессионального образования, подготовки и повышения квалификации Человек на ранних стадиях онтогенеза
Предмет Профессионально- образовательный процесс Профессиональное развитие личности
Методы Общепсихиологические, педагогически ориентированные специальные методы исследования Психодиагностические методы
Задачи 1. Построение психологической концепции профессионального образования 2. Раскрытие механизмов и закономерностей профессионального становления личности 3. Определение механизмов и закономерностей профессионального образования 4. Прогнозирование развития профессионального образования 5. Психологические закономерности деятельности и личности обучающего персонала   1. Отбор содержания образования и проектирование учебных планов и программ 2. Определение стратегии и тактики реализации учебной дисциплины 3. Выбор адекватных психодиагностических средств 4. Прогнозорование профессионального развития обучаемых 5. Разработка системы управления профессиональным становлением личности

 

Области профессиональной деятельности педагога профессионального образования:

- содействие деятельности психоло­гической службы,

- психолого-педагогическое обеспечение профессионально-образовательного процесса,

- соци­ально-психологическое сопровождение профессио­нального становления обучаемых,

- преподавание личностно ориентированных курсов и проведение практикумов по развитию профессионально важных качеств и способностей.

 

Основными видами деятельности педагога (психолога) про­фессионального образования являются:

 

· профессиональное консультирование обучае­мых;

· психологическая профилактика отклоняющегося поведения;

· диагностика профессиональной пригодности и профессионально важных качеств;

· разработка профессиограмм специалистов;

· мониторинг профессионального развития;

· психологическое просвещение.

 

В соответствии с вышеизложенным, наша цель на предстоящий учебный год заключается в изучении психологии профессионального образования как учебного предмета. Для продуктивного изучения предлагаю структурировать содержание изучаемого предмета. Выделим 4 основных модуля и будем их изучать по семестрам в следующем порядке:

1 семестр – 3 модуля:

Модуль 1. Теоретико-методологические основы ППО

Модуль 2. Становление личности в онтогенезе

Модуль 3. Психология профессии и профессиональной деятельности

 

2 семестр – 1 модуль

Модуль 4. Психологические основы профессионального образования.

 

Каждый модуль состоит из логически и последовательно связанных тем. По окончании каждого модуля – промежуточный зачет. В конце 1 семестра – зачет, в конце второго – экзамен. Освоение содержания будет учитываться по модулям. Не освоившие предыдущий модуль к зачету по следующему не допускаются.

Всовременной психологической науке психология профобразования как самостоятельная отрасль пока не представлена. Психологически обусловленные проблемы профессионального обра­зования рассматривались до недавнего времени педагогической психоло­гией, психологией труда, возрастной психологией и акмеологией.

 

Рассмотрим психологически обусловленные проб­лемные области профессионального образования.

 

1. Проблемная область организации обучения на разных ступенях возрастного психологического развития (как, где учить?)

В современ­ных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни. Социальный лозунг «Образование на всю жизнь» потерял свою актуальность. Актуален лозунг «Образование через всю жизнь». В этом непрерыв­ном процессе традиционно выделяют системы обще­го и профессионального образования.

 

Система про­фессионального образования включает подсистемы:

- допрофессиональной трудовой подготовки школь­ников,

- система начального профессионального образования;

-система среднего профессионального образования;

- система высшего профессиональ­ного образования;

- система послевузовского (аспирантура, докторантура) профессионального образования;;

- система последипломного (дополнительного) образования специалистов – повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

 

Профессиональное становление охватывает зна­чительную часть онтогенеза человека - период с на­чала формирования профессиональных намерений (14-17 лет) до завершения профессиональной жизни (55—60 лет).

В этом гетерохронном процессе выделяют стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессио­нализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватной деятельности. Темп и траектория этого процесса определяются биоло­гическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и про­фессионально обусловленными инцидентами.

Продуктивное профессиональное становление происходит при непрерывном профессиональном образовании, то есть продуктивность определяется непрерывностью.

 

2. Проблемная область содержания обучения на разных ступенях возрастного психологического развития (чему учить?)

 

Непрерывность в свою очередь определяется динамичностью мира профессий — одни профессии отмирают, другие возникают, постоянно меняется содержание профессионального труда. Отсюда следует тесная взаимосвязь профессионального труда и профессионального образования. Под влия­нием изменяющихся рынка труда и профессий разрабатываются новые образовательные стандарты, ме­няются структура и спектр специальностей.

 

3. Проблемная область методики обучения на разных ступенях возрастного психологического развития (какими способами, при помощи каких средств учить?)

На разных стадиях профессионального становления личности возникают психологически обусловленные проблемные образовательные ситуации.

На стадии выбора профессиональной деятельности происходит формирование профессиональных намерений. Необходимо организовать профессионально ориентированное обучение школьников (предпрофильные, профильные классы, кабинеты профориентации), которое обеспечило бы пси­хологически компетентный выбор профессии, и ее получение в определенной профессионально-обра­зовательной области.

На стадии профессионального образования и про­фессиональной подготовки возникают проблемы раз­вития учебно-профессиональной мотивации, про­фессионального самоопределения и формирования готовности к будущей самостоятельной трудовой жизни. Центральной проблемой на этой стадии явля­ется формирование системы социально и профессио­нально ориентированных знаний, умений и навыков, а также развитие у обучаемых профессионально важ­ных качеств и способностей.

На стадии профессиональной адаптации возника­ют проблемы овладения конкретной профессией, приобретения опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности. Необходимо обеспечить формирование про­фессионального опыта и обеспечение успешности профессиональной адаптации. Центральной психо­логической проблемой на этой стадии является выра­ботка первоначального опыта выполнения профес­сиональной деятельности.

В настоящее время большое значение придается супервизорству как профессионально-образователь­ной технологии повышения компетентности и квалификации начинающего специалиста с учетом его индивидуального опыта. Очевидно, что супервизорство нуждается в психологическом обеспечении и со­провождении.

На стадии профессионализации — высококвалифи­цированного выполнения трудовой деятельности — важное значение приобретают профессиональные компетентность и квалификация. С учетом того, что современные социальные и производственные технологии и весьма динамичны, изменчивы, специалисту необходимо постоянно поддерживать и подтверждать свой профессионализм. Отсюда вытекает необходи­мость постоянного, непрерывного профессиональ­ною образования, именно образования, а не повышения квалификации в рамках уже освоенной профессии и сложившегося опыта. На стадии профессионализации происходит интеграция профессиональ­ных умений и профессионально важных качеств в сложныe структурные констелляции, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Но в наш динамичный век меняются средства и технологии труда. Нормативным явлени­ем становится вынужденная смена специальности, а в отдельных случаях и профессии. В этих условиях профессиональный опыт, сложившийся на стадиях профессиональной адаптации и первичной профес­сионализации, сдерживает дальнейший профессио­нальный рост специалиста. Очевидно, нужны осо­бые, личностно ориентированные технологии про­фессиональной переквалификации специалистов, обеспечивающие непрерывное профессиональное образование.

Достижение вершин профессионального мастер­ства требует высокого уровня профессионализма, сверхнормативного выполнения трудовой деятель­ности. Актуализация профессионально-психологи­ческого потенциала, достижение вершин профессио­нализма возможны в процессе особых организацион­ных форм образования (кружки качества, деловые игры, семинары-тренинги и т. п.).

 

Таким образом, все психологические проблемы профессионального образования объединяются во­круг целостного процесса профессионального ста­новления личности.

Таблица 1

Проблемное поле психологии профессионального образования на разных стадиях профессионального становления личности

 

Стадия профессионального становления Ситуация профессионального становления Психологически обусловленные образовательные проблемы
     
Выбор профессиональной деятельности (14-16 лет) Формирование профессиональных намерений в учебно-профессиональной деятельности, выбор профессионально-образовательной области,поступление в профессиональное учебное заведение или получение профессиональной подготовки Создание психолого-педагогических технологий профессионального самоопределения, диагностика профессиональных интересов, склонностей и способностей, организация подготовительных курсов, вступительных и конкурсных испытаний
Профессиональное образование, подготовка (16—23 года) Формирование учебно-профессиональных мотивов, социально-профессиональных знаний, умений и навыков, овладение способами решения типовых профессионально-значимых задач и заданий, развитие готовности к самостоятельной трудовой деятельности и трудоустройству Психология учебно-профессиональной мотивации, личностно-ориентированное содержание и технологии профессионального обучения, воспитания и развития, мониторинг профессионального становления, психологическая подготовка к нахождению своего места в мире профессий
Профессиональная адаптация (18-25 лет) Приобретение опыта самостоятельного выполнения нормативно одобряемой профессиональной деятельности, освоение новой социально-профессиональной роли и норм профессионального поведения в коллективе Обеспечение профессиональной социализации, профессиональное самоопределение на рабочем месте, супервизорство, формирование психологической системы деятельности и профессиональное совершенствование
Профессионализация (25-33 года) Высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности и индивидуальный стиль ее реализации на основе сформированных ансамблей профессионально важных качеств и способностей Организация непрерывного повышения квалификации и профессиональной компетентности, обеспечение конкурентоспособности путем самообразования и саморазвития, развитие ключевых квалификаций и профессиональной мобильности
Профессиональное мастерство (33-55 лет) Вершинные достижения в профессиональной деятельности, самоутверждение в профессиональном сообществе, творческий стиль выполнения труда Всесторонняя актуализация профессионально-психологического потенциала, стимулирование самоактуализации и сверхнормативной профессиональной активности, создание условий для полной реализации себя в профессиональном труде

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.