Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ассортимент товаров

Ассортиментом товаров называется подбор (набор) товаров разных видов и разновидностей.

Понятие «вид товара» объединяет продукцию определенного

назначения, с самостоятельным названием, соответствующим ее внешним и внутренним особенностям.

Разновидности одного и того же вида товара отличаются друг от друга видом исходных материалов, конструкцией и дру­гими признаками. Так, очень разнообразный ассортимент това­ров, относящихся к классу одежды, в зависимости от сезона и половозрастного назначения подразделяется на группы и под­группы, в которые входят отдельные виды одежды (пальто, по­лупальто, плащи, костюмы и др.). Эти виды включают множест­во разновидностей, отличающихся видом исходных материалов (тканей, утепляющих материалов и др.), конструкцией (мо­делью, фасоном) и иными признаками.

Каждая разновидность товара в прейскуранте розничных цен обозначается определенным артикулом. Под одним артикулом (или прейскурантным номером) могут значиться товары, оди­наковые по всем признакам или отличающиеся лишь по неко­торым (второстепенным) из них; например по размерам, цвету, сортности (в тканях также по ширине и плотности).

Товары народного потребления, вырабатываемые разными отраслями промышленности, составляют промышленный (производственный) ассортимент.

Ассортимент товаров, поступающих на оптовые и розничные торговые предприятия (в сферу обращения товаров), называется торговым.

Естественно, что промышленный и торговый ассортимент то­варов взаимосвязаны. В торговлю поступает лишь то, что вы­работано промышленностью, а промышленный ассортимент то­варов определяется спросом потребителей и заказом торговли, а также сырьевыми и производственными возможностями пред­приятий.

Торговый ассортимент товаров бывает широкий (в универма­гах, на оптовых базах) и более-уакий (на специализированных торговых предприятиях). Различают также простой и сложный ассортимент товаров. Простым считают ассортимент, в который входит небольшое число видов товаров. Сложный ассортимент включает большое число видов и разновидностей товаров, отли­чающихся исходными материалами, конструкцией и иными при­знаками.

Для улучшения обслуживания отдельных групп потребите­лей ассортимент некоторых товаров объединяют в комплексы (товары для молодоженов, для туристов и др.).

Ассортимент товаров, входящих в отдельную товарную груп­пу, перечислен в соответствующем, прейскуранте розничных цен и называется товарно-групповым ассортиментом товаров.

В настоящее время в практике торговли, в товароведении и торгово-экономических науках широко пользуются понятием «структура ассортимента т^рр^р^ Пп.д.утруктурпй асс"ртимедд-а-товаров понимается состав товарных групп и иных подразде­лений, входящих в ассортимент, а также количественное соот-

ношение между ними, выраженное в долях от всего ассортимен­та. Обычно долю' (в %) каждой группы (или иного подразде­ления) рассчитывают по стоимости товаров (по товарообороту). Хотя это и не лучший способ расчета, так как стоимость разных товаров неодинакова, но он позволяет проанализировать струк­туру ассортимента: отметить относительную долю товаров раз­ных групп, видов и разновидностей, сравнить заказанный и по­ступающий в торговлю ассортимент, сделать соответствующие выводы и принять необходимые меры. Рациональной считается структура ассортимента товаров, которая в наибольшей степени соответствует спросу потребителей.

В соответствии со спросом потребителей управления торгов­ли устанавливают для торговых предприятий определенный ми­нимальный набор товаров, который обязательно должен быть в наличии. Такой обязательный перечень товаров называют ассор­тиментным минимумом.

Полнота ассортимента товаров на торговых предприятиях определяется результатами деятельности промышленности и торговли по формированию структуры ассортимента.

Формирование структуры ассортимента товаров состоит в расширении и обновлении номенклатуры товаров в соответствии со спросом потребителей. Факторы, определяющие потребитель­ский спрос, определяют и торговый ассортимент товаров. К ним относятся климатические условия, сезон, социальный состав на­селения, мода, вкусы и уровень доходов потребителей и др.

Задачи торговых работников и особенно товароведов по фор­мированию торгового ассортимента товаров сводятся к:

изучению структуры ассортимента товаров (по группам и внутри групп);

расширению и обновлению ассортимента товаров в соответ­ствии со спросом путем воздействия на промышленность, уча­стию в разработке ГОСТов и ТУ, а также технических задании на новые товары и материалы для них;

разработке научных принципов классификации товаров. (группировки и систематизации, научной терминологии);

воспитанию вкуса потребителей.

Большое значение в формировании ассортимента товаров имеет работа Всесоюзного института ассортимента изделий лег­кой промышленности Министерства легкой промышленности СССР (ВИАлегпрома), Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), а также павильонов лучших образцов, ассортиментных кабинетов Министерства тор­говли РСФСР и Центросоюза, оптовых баз, торговых предприя­тий. Эти организации разрабатывают рекомендации промыш­ленности по обновлению ассортимента и улучшению качества выпускаемых товаров, отбирают лучшие образцы и модели для

' Часто вместо доли (в %) применяется понятие «удельный вес», что не верно.

освоения их промышленностью, определяют перспективный ас­сортимент товаров.

Существенную помощь в работе по формированию ассорти­мента товаров оказывают торговые научно-исследовательские институты и торговые вузы. Результаты товароведных научных исследований могут служить основой активного формирования перспективного ассортимента новых товаров.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы и условия, влияющие на качество товаров | Артикулы и прейскурантные номера товаров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.