Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития предприятия




В соответствии с принципом процессуальности и стадийности развития организации ни одно предприятие не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов развития, каждый из которых сменяется следующим. Можно выделить несколько уровней рассмотрения подобной этапности.

Первый этап развития предприятия — его формирование. На этом этапе для предприятия важно определить товар, который может быть предложен потребителю. Если удается найти свое место на рынке, «раскрутить» свой товар, то оно может перейти на следующий этап — интенсивного роста. На втором этапе предприятие развивается, увеличиваются объем продаваемого товара, численность персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности.

Если предприятию удается стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке в качестве полноправного агента, то оно может перейти к третьему этапу — стабилизации. На этом этапе для предприятия важно максимально стабилизировать свою деятельность. Для этого она старается снизить себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности. Обычно в связи с изменчивостью рынка цикл жизни товара, предлагаемого предприятием, ограничен, что сказывается и на стадийности развития предприятия.

После этапа стабилизации предприятие закономерно может перейти к следующему этапу — этапу кризиса, который характеризуется, как правило, снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью предприятия.

Предприятие может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если оно найдет новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке. Если это удалось, то оно снова переживает стадии формирования, интенсивного роста, стабилизации, кризиса.

В развитии предприятия кризисы неизбежны. По данным консультантов по управлению, даже самые консервативные компании, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50-60 лет. Это соответствует теории длительных циклов Кондратьева. Для изменчивых российских условий этап развития может продолжать­ся год-полтора, а зачастую и несколько месяцев.

Практика успешных компаний позволяет выделить следующие основные особенности целевой ориентации предприятия на различных стадиях его развития.

На этапе формирования в условиях рыночных отношений цели определяются через уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях и соотнесение с представлениями о задачах деятельности предприятия.

Этап закрепления на рынке связан с ориентацией на поиск и производство других (помимо зарекомендовавших себя с лучшей стороны) товаров и услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также закрепление собственного неповторимого имиджа. Поскольку достижение поставленной цели часто сопряжено с экспансией со стороны предприятия, то необходимо быть готовым к противодействию со стороны конкурентов. Следовательно, важная особенность предприятия на этом этапе — готовность к борьбе.

Этап стабилизации представляется, на первый взгляд, заветной мечтой, к которой предприятие стремилось с начала. Однако основная цель, преследуемая на этом этапе, — закрепление достигнутого — потребует от предприятия не меньших, если не больших, усилий, чем цели предыдущих этапов. Это связано с тем, что проблемы, которые необходимо решать на этом этапе, носят преимущественно внутренний характер, т. е. связаны с самим предприятием. Если для этапа формирования была характерна пассионарность отцов-основателей, означающая известную долю вдохновения и сверхнормативного творчества, которыми и определялся успех предприятия, а для этапа закрепления — азарт борьбы, то для этапа стабилизации определяющим становится следование внутренним нормам (причем без всякого творчества). Успешность организации на этом этапе зависит от ее аутентичности существующим во внешней среде образцам. Иногда это может приводить к отказу от предыдущей истории жизни предприятия.

Этап кризиса организации — самый трудный этап ее существования — ставит целью сопротивление кризису и поиск путей выхода из критического состояния.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.