Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оперативная




Долговременная.

Промежуточная.

Виды памяти

По виду психической активности:

Наглядно-образная память – это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы.

Словесно-логическая память – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательная (моторная) память – это память на движения.

Эмоциональная память – это память на переживания.

В зависимости от приемов заучивания:

В зависимости от приемов заучивания различают память механическую (запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается) и логическую, смысловую (запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации).

По срокам хранения информации:

Мгновенная (сенсорная). При знакомстве с ощущениями мы рассматривали эффект последействия, заключающийся в непродолжительном сохранении ощущения после прекращения воздействия раздражителя. Эта инерционность сенсорных систем, продлевающая для нас воздействие сигналов в течение короткого (мимолетного) времени, и называется мгновенной (или сенсорной) памятью.

Кратковременная. Информация из мгновенной памяти либо исчезает бесследно, либо переводится в другую форму памяти, которая является кратковременной. Значение этой формы памяти заключается в предварительной сортировке и переработке поступающей информации (первичная схематизация, обобщение, обеспечение наглядности) поступающей информации, а также переадресовке её в долговременную память. Время хранения информации – несколько минут.

Память в целом и конкретного сотрудника ОВД, в частности, имеет свои особенности, свидетельствующие об ее эффективности.

Объем – это важнейшая интегральная характеристика памяти, отражающая количественные показатели.

Быстрота – способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.

Точность – это характеристика памяти, которая показывает способность человека качественно и продуктивно отражать основное содержание информации.

Длительность – важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов, свидетельствующая об его способности удерживать в своем сознании нужную информацию.

Проявление закономерностей памяти в деятельности сотрудника ПО. Элементарной формой непроизвольного запоминания как одной из разновидностей образной памяти являются последовательные образы. Это те результаты отражения, которые сохраняются в сознании в течение очень короткого времени после того, как раздражитель уже перестал действовать на анализатор, поэтому последовательные образы представляют собой проявления кратковременной памяти в элементарной форме. Чаще всего последовательные образы появляются в результате воздействия на зрительные, слуховые анализаторы. Для правоохранительной практики представляют интерес эйдетические (наглядные) образы[26]. Некоторые люди обладают способностью непроизвольно запечатлевать какой-либо объект настолько хорошо, что для них не составляет никакого труда воспроизвести его потом во всех мельчайших подробностях, как будто они его продолжают видеть перед собой. Чаще эйдетические образы возникают в детском и юношеском возрасте.

Запоминание может происходить в виде образов-представлений, состоящих из следов различных восприятий (зрительных, осязательных и т.д.). Множественность признаков образа, усвоенных в ходе повседневной практики, делает представление о нем гораздо богаче, чем просто его внешний вид. Это объясняется тем, что представление несет в себе печать интеллектуальной переработки впечатления о предмете, возникает его обобщенный образ.

Для психологии свидетельских показаний имеет также значение одно любопытное явление, которое получило название «эффект Зейгарник», по имени отечественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависимость запоминания от эмоционально-волевой сферы. Общий вывод, к которому она пришла, состоял в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные.

В тех случаях, когда приходится допрашивать свидетелей о фактах, расположенных в определенном временном ряду, мы можем встретиться с так называемым фактором края. Как показали опыты, первые и последние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда. Это связано с тормозящим влиянием, которое оказывают элементы друг на друга.

Забывание – процесс памяти, обратный запоминанию и сохранению. Забывание тем активнее, чем реже усвоенный материал использовался человеком в его деятельности. На забывание действуют и другие факторы: ослабление интереса к усвоенному материалу, перенапряжение нервно-психической деятельности, употребление алкоголя, недостаток сна.

При воспроизведении особое криминалистическое значение приобретает особенность воспроизведения, получившая в психологии название реминисценции. Сущность ее состоит в усилении в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении, поэтому повторные допросы свидетелей, потерпевших с интервалом в несколько и более дней нередко дают положительные результаты.

Личностное отношение. Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспроизведенным событиям, от его интересов, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.