Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие малой группы




Развитие группы не может проходить бесконфликтно. Можно утверждать, что любая группа в своем развитии проходит ряд последующих стадий, при этом переход от одной стадии к следующей часто представляет собой качественный скачок, сопровождающийся объективным кризисом и возможными внутри групповыми конфликтами.

В психологической теории коллектива, разрабатываемой А. В.Петровским, развитие группы идет по двум основным критериям: по степени опосрсдствованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и ее общественной значимости[62]. По первому критерию процесс развития группы может происходить от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения, в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею. По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам.

Американский психолог Б. Такмен предложил модель развития группы, основанную на выделении двух основных сфер групповой жизнедеятельности: межличностной (эмоциональной) и деловой (инструментальной). В сфере деловой активности Такмен выделяет следующие стадии[63]:

- ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения;

- эмоциональные реакции, вызванные в ответ на требование, предъявляемое членам группы в связи с решением задач и противоречащее их собственным намерениям;

- информационный обмен между участниками групповой деятельности с целью достигнуть более глубокого взаимопонимания;

- активные совместные действия по решению поставленной задачи.

В сфере межличностной (эмоциональной) активности выделяются следующие стадии:

1. ориентация во взаимоотношениях и поиск взаимоприемлемого по
ведения индивидов в группе;

2. «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и
отсутствием единства в группе;

3. «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликта;

4. образование ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи и сложившимся межличностным отношениям.

Следует отметить, что изменения в выделенных сферах протекают взаимосвязано. Динамика образования группы до «высшей точки» - сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по стадиям и Уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне или стадии, а также возвращения на более низкие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.