Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Грамматические учения

Католич церк доминирует везде. Создает аббатства и школы, просветительская миссия.

Параллельно – интерес к позитивному рац знанию в светских школах.

Нет языкового берьера, все образованные люди знают латынь (везде), способствует консолидации схоластики. Латынь – живет долго, еще в Возр.

Язык вульгаты – близок к разговорному. Внесло раздор в филологич исследования.

Враждебность по отн к классическим латинским авторам, тк языч лит-ра.

 

Раннее (первые 6 вв после 476г – политич и интеллект деградация, темные века) и позднее срвв. Рубеж – 11в, систематизация грамматики. Основа – Донат (учебник) и Присциан (компелляция; хрестоматия с цитатами). Правила не признавались только тогда, когда они расходились с употреблением в Вульгате. Дошло до критики античных грамматиков.

К мысли, что живому языку присуще изменение и совершенствование, придут нескоро. Отклонение = порча.

Греческий язык не известен никому. При чтении греческие слова в лат тексте тупо пропускались.

До 11в подход к языковым фактам идоиотским («грамматики посидели и придумали грамматику»).

Выводы: раннее срвв: мало прибавили к тому, что сделала Античность. Эпоха расп-я знания о лат яз по Европе. Фс: интерес к Платону (+ он известин благодаря неоплатоникам Плотину,!Блаженному Августину – у того много работ).

Августин. Познание мат.мира не приносит пользы: познание только Бога и души. Единый принцип: без веры нет знания, истины. Уверуй, чтобы уразуметь. Сознательно стремился к понятности и назидательности.

 

11в – подъем, Позднее срвв. ФС: открытие Аристотеля (раннее срвв не знала текста, только пересказ комментаторов) и др. Больший интерес к материальному миру. Попытки примирить идеализм и материализм. Аристотель сделал доступными знания логиков. (открыт корпус работ по логике).

Логизация грамматики. Намечается разрыв м. практическим и теоретич подходами к грамматике. В частности учебные пособия стали составляться отдельно от сложных теоретических трактатов. Попытки дополнить грамматики, особенно по вопросу акцеденции слов.

Петр Гелийский – известный комментатор Присциана (Summa grammaticae super Priscianum – полная сборка имеющихся сведений), представитель логич грамм-к 12в. Преподавал в Парижском унив (научн центр Европы). Определяет гр-ку как науку о том, как следует правильно писать и говорить, соединять буквы à слоги à слова à предл. Гр-ка – наука и иск-во. Как иск-во, тк гр-ка - следствие человеч выбора (а не безличной необходимости). Наука – основана на точных процедурах, для кот мб сформулированы точные правила. Т.е строгие законы + эл-ты сознательного выбора. Над всем доминирует логика. [почему 6 падежей? Пад – (формы словоизм+словообр, умение преобразов-ся. Всякое изм слова дает новое слово (????)). Падежи ↔ способы размышления в вещах, разные ипостаси. А у всех людей единообразное предст-е о мире вещей © Арист. Так, логико-грамм шаблон ат языка становится шаблонов для всех языков: греческ с 5 падежами ущербен!] [Сущ – 1я и наиб благородн ЧР. Особое место окончания – самое благородн ч слова, тк через него выяв-ся значение. Значение – подразумевается грамматич-е ]. Сущ – звук, наделен значением по соглашению. (Аристотель, напротив, утверждал, что никакая отд часть слова не наделена значением (Об истолковании).)

 

Сформировалось логич.напр. Мало рез-тов с т.зр формального анализа, зато много с т.зр семантического анализа.

 

9-14 вв представлялись как эпоха полного упадка. Не скажите. Время создания новых культуры, науки. Опора на античн + новое. Фс и писатели уступали античным, но ведь и с какими соц условиями….

 

Наука сосредоточилась в фс школах (монастыри, аббатства, крупные города), туда стекается молодежь. Учили философы, чаще с духовными званиями. 2 цикла обучения, тривиум (гум.науки: логика, риторика, гр) + квардрилиум (точные: арифм, геом, астрон, муз).

К 13в центрами образов-ти стали университеты (Париж, Тулуза, Толедо, Неаполь, Саламанка, Оксфорд, Кембридж, etc). 1: изучение Св.писания, все теории подчиняются христ догматики (тотальный контроль, условия постоянного страха). Центр – Париж:

Отдельного языкознания еще не было. А ученые – прежде всего философы (на всех расп-ся теология, интересы распределялись по типам наук: трив/квадр). Самый больший интерес вызывают: 1) универсалии (абстрактные понятия) и из отн-е к языку, 2) именование вещей. Вопрос о происхождении будет интересовать позже, в Возр.

 

04.11.12

Выходной.

11.11.12 (9)

 

Вопрос о природе универсалий. Они – рез-т процесса абстрагич работы человеч мысли. Каково соотн-е с предметами.

 

Трактат Аристотеля(?) «??» + неоплатоник Порфирий – написал комментарий: сущ-ют ли они самост? Бес/телесны? Т.е. писал о природе общих понятий – легло в основу всей схоластики, всей лингвистич научной мысли до Возр

 

Реализм vs номинализм. Полемика в теч. 5 веков. А в основе – Платон (физикалист, реалист) vs Аристотель (реальны лишь единичные вещи).

Реализм: универсалии – реальные и самост духовные сущности, не зависящие от материальных вещей, предшествующие им. Относили туда абстрактные кач-ва любого типа.

Иоанн Скот Эр?юугена: роды и виды (общие понятия) реальны и априорны по отн к конкретным вещам. Предметы – отражение, видимость реального мира. Универсалии обособлены от природы, самостоятельны, реальны.

Постижение универсалий – разумом, а не чувством.

Номинализм: реальное сущ-е имеют лишь конкретные вещи, а общие понятия – только слова, порождение ума и языка.

Номиналист Роман Мавр написал в Герм комментарий к Порфирию, изложив теорию. Роды и виды (общие понятия) не могут быть родом-видом сами по себе, это понятия, слова. Род – то, что говорится о ч-л, абстрактная хар-тика. Универсалии – черты свойств, по которым мы сличаем вещи, концепт, обобщение.

11в. Каноник Расцелин: универсалии – не вещи, а слова. Отдельная абстракция не сущ-ет. Рельаны лишь единичные вещи. Только чувства дает понятие о вещах.

…Что привело к отрицанию догмата божественного триединства. Его судили и сослали, бежал в Англию.

 

14-16 вв. В Европе двуязычие. Латынь во все поля [а у тех, куда хр-во пришло через Византию – греческий]. И интерес – тоже только к ней.

Язык рассм-ся в тесной связи с фс и религ проблематикой. Фс-я лингвистика, грамматика. Поэтому о языке пишут многие. Хотя науки как таковой и нет. Хотя доминирует гуманитарные подход к научному знанию.

Эмпирич описаний мало, занимаются в основном теорией без практики.

А Библию-то на Латынь переводить надо. О ее переводе говорили мнооого.

2 концепции перевода: свободный (© Кирилл и Мефодий: передать смысл) и буквальный (породило много грецизмов).

Распространены глоссы © 13в: варианты перевода отд слов.

Перевод на русский грамматики Таната © Дмитрий Герасимов, 16в

 

Грамматики раннего срвв-я ориентируются на Доната и Присциана. Путем чтения латинских текстов, и до 11 в срвв-е грамматики – их резюме и переложения.

???+ Свод способов обозн-я (С) Сигер де Г?уртре

Потом приходят:

 

Наибольший успех в изучении языка – у модистов ↔ modus significae (конец 13 – нач 14в, Парижск универ). Томас Эрфурт, О способах обозн-я, или Спекулятивная гр-ка. Спекулятивная, т.е. без обращения к практике и чувственному опыту. Влияние всеобщего изучения логики. Весь 12й, начало 13го века – влияние Аристотеля. Убрать все, что логически нельзя доказать. Поэтому такая грамматика – по умолчанию правильная и общечеловеческая. Грамматика всех народов мира логична, поэтому одинакова, т.к. все люди мыслят одинаково. Философская грамматика. Поэтому изучают всего лишь один язык, латынь. Фонетику не рассматривают.

В отрыве от практики (главное – абстрактные константы, грамм знач-я). Грамм строй – жесткая система. Элементы взаимосвязаны. В основе грамматики – первоначала, определяют грамм строй, т.к. все вторичные положения д.б. логически выведены из них. Познать явление = выявить его причину, вывести его.

Решали задачу соотн-я язык ↔ мышление. Состояние (зн-е имени и местоим) и становление (глаг, прич). Все эти смыслы коренятся не в нашем сознании, а сразу в реальной действительности. Разум лишь воспринимает то, что заложено в реальной действительности (ф-ция посредника). (ссылка на Аристотеля: ничего нет в сознании, чего перед этим не было в душе).

Что думают по поводу спора реалистов-номиналистов: отдельные слова = условные знаки. Звуковая оболочка конвенциональна. Но общие значения восходят к общим св-вам вещей, которые наше сознание выделяет в ходе рассмотрения предмета..

 

Т.е. стоят на позициях умеренного реализма. Господствующая т.зр в схоластике 13в.

Крупнейший представитель: Фома Аквинский. Истины науки и истины веры не противоречат, в гармонии. Мудрость – в том, чтобы постичь Бога.

 

18.11.11 (10)

 

Возвращаемся к modus significae, модистам и ЧР

MS опр-ет грамм хар-тику слова, превращает его в конкр часть речи. Грамм-ки оформл-е слова содержит: предметное зн-е (соотносит с вещью) + грамм зн-е (опис-ет способ сущ-я понятия: становление для глаг и прич): вещь + св-ва этой вещи. Модисты – реалисты, для них universalia sunt realia.

vs

номиналисты 14в, принцип экономии, в связи с чем из научн суждения должно быть удалено все то, что не сводится к интуитивному знанию (не могут быть проверены опытом на практике).

Вильям Окхам – англ фс, монах-францисканец. Сфера человеч познаний имеет дело только с единичными вещами, следуя признаку universale post' rem. Язык – совокупность произвольных условных меток. А основа – наше мышление, внутренняя речь; общая у всех людей; там свои собств законы.

 

Влияние модистов на последующие грамм-ки: интерес к универсальным для всех языков явлениям, выявление причинных связей во фразе. (Пор-Рояль 17в: не только описывать явления, но и объяснять их).

19в – положние меняется: господствует компаративистика (сравнит-историч метод), вот тут наследие модистов и погибло.

Модисты предвосхищают Соссюра: знаковый хар-тер, гр-ка как система. Учение модистов о глубинных структурах в основе всех языков мира. е только описывать, но и объясняь.

Первая в истории Европы попытка создать теорию грамматики.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Языкознание средневековой Европы. Долгое время срвв рассматривались как эпоха застоя ученой мысли | Что на востоке?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.