Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7 Стратегический анализ общего и оперативного окружения инновационной деятельности




ЛЕКЦИЯ 7

 

Все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к тому, что происходят изменения в других компонентах макроокружения, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения. Под ней понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Факт взаимосвязанности является значимым уже не только для рынков страны или региона, но и для мирового рынка. Данная взаимозависимость превратила среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы по отдельности, изолированно друг от друга. Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации имеет своей задачей в первую очередь составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься ими, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и др. Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта. Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении.

Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. При этом важно обращать внимание на общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структуру населения, уровень образованности рабочей силы, величину заработной платы. Анализ правового регулирования предполагает изучение законов и других нормативных актов, которые устанавливают правовые нормы и рамки отношений, что дает организации возможность определить допустимые для себя границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Политическая составляющая дает ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к работе и к качеству жизни, существующие в обществе обычаи и верования, разделяемые людьми ценности, демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или их готовность к перемене места жительства.

Социальная компонента является всепроникающей, влияющей на другие компоненты макроокружения и на внешней среде организации. Социальные компоненты изменяются относительно медленно. Анализ технологической компоненты позволяет учесть развитие науки и техники, влияющих на производство новой продукции, ее усовершенствование, модернизацию технологии изготовления и сбыта. Прогресс науки и техники несет огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Приспособление своих услуг и продукции к характеристикам того или иного международного окружения предполагает понимание факторов каждой международной среды, т.е. культуры, экономики, законодательства, государственного регулирования и политической обстановки.

Определяется значимость для организации внешних факторов косвенного воздействия. При этом выясняется современное состояние по всем составляющим внешней среды, выявляются тенденции изменения этих составляющих, определяется характер перемен и ожиданий по ним.

В результате проведения анализа по каждому этапу выявляются количественные показатели оценки всех сегментов внешней среды (таблица 5).

 

Таблица 5

Последовательность и результаты анализа внешней среды

Этапы работы Цель Методы Результаты
1.Выбор товара или услуги Определить нишу Изучить объемы продаж и удовлетворенность спроса (ёмкость рынка), а также возможность вытеснения товара Возможный объем продажи товара
2. Оценка действий конкурентов Определить возможности конкурентов для занятия этой ниши Изучить работу аналогичных предприятий: технологию, организацию, качество, затраты, снабжение, сбыт, исследования и инфраструктурные связи Доминирующий фактор конкуренции
3. Анализ схемы предприни- мательства Определить требуемые ресурсы и возможность их получения Изучить возможности создания (приобретения, установки, пуска и работы) технологии, обеспечения сырьем, материалами, кадрами, помещениями, услугами и капиталом Объем связи с поставщиками. Надежность снабжения. Возможности получения услуг и капитала
4. Анализ общего окружения Определить значимость внешних факторов Изучить состояние государственно-политических, идеологических, экономических и других факторов. Определить характер тенденций и ожиданий Неопределенность значений факторов. Стабильность значений факторов. Темпы изменений значений факторов

 

Анализ необходимо проводить отдельно по сегментам внешней среды и отдельно по каждому партнеру. Для этого необходимо определиться с первичными показателями и формой оценок.

Исходная информация собирается экспертами данного предприятия или внешними консультантами и заполняется в специально разработанную анкету. Она содержит вопросы, отражающие характер связи с партнером, уровень знаний о нем. Анкеты, заполненные несколькими экспертами (лучше 5 - 6 человек), обрабатываются путём усреднения оценок и частичной трансформации.

Рост конкурентного статуса обусловливается не только лучшим показателем использования внутренних возможностей (стратегического потенциала) а и благоприятными условиями внешней среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.