Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государств

Если внимательно анализировать за длительный период отношения людей разных национальностей в России, то видно, что это прежде всего взаимоотношения разных конфессиональных групп, каждая из которых имеет свою нравственно-религиозную идеологию, специфические, объединяющие именно этих людей особенности социальной психологии, соответственно и поведения (в городе, в селе). Характерно, что в царской России настороженное отношение было именно к неправославным: католикам, протестантам, иудеям, мусульманам, а не к представителям конкретных национальностей. Принявшие православие, т. е. обязавшиеся выполнять морально-нравственные правила большинства россиян, оказывались в равном положении с русскими. Но раньше люди с легкой душой не могли менять свои нравственные убеждения, вот почему от кровного вероисповедания отказывались в царской России далеко не многие. При этом принявшие православие пользовались всеми преимуществами государственной религии в России. Были и иные примеры. Так, хотя до 1905 г. принятие иудаизма в России считалось уголовным преступлением для неевреев, некоторые люди принимали его идеологию (среди них была и дочь великого композитора А.Н. Скрябина — Ариадна).

Нравственно-духовное единство взглядов объединяло людей в конфессиональные организации, помогало, исходя из единых принципиальных базовых позиций, строить жизнь и вести свое дело (производство, бизнес) — объединенными силами, средствами доверяющих друг другу людей. На протяжении многовековой истории России главные причины межнациональных конфликтов крылись в политической, экономической жизни страны, а не в различиях конфессиональных, как трактовала их официальная власть.

В настоящее время активизировались процессы созревания национального сознания у представителей разных этносов, но при этом растут и националистические настроения. Видимые национальные недовольства являются результатом длительных ошибок в социально-экономическом развитии страны, создании национально-территориальных образований отсутствовала подлинно научно обоснованная национальная политика. Нет точных сведений о национальном составе россиян, в то время как сохраняется мнение о том, что национальность влияет на карьеру и успехи в общественно-политической деятельности. Вот почему данные о численности русского населения России явно завышены. Как минимум, 25—30% населения в основных городах скрывают свою истинную национальность и стремятся числиться русскими. В связи с отсутствием достоверных данных о национальном составе россиян, нет и точных данных о реальном конфессиональном составе.

Сохраняются различия в нормах социальной жизни и стереотипах поведения у представителей разных национально-конфессиональных групп. Например, максимальный уровень рождаемости у мусульман, гораздо ниже он у представителей православного и иудейского этносов. Стабильность института семьи максимальная у мусульман.

Имеют место различия в уровне образования, особенно пагубным является недостаточный уровень образования представителей титульной нации — русских. Среди россиян русские составляют 83%, за ними следуют татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы, мордва, чеченцы, немцы, удмурты, марийцы, казахи, аварцы, евреи, армяне, буряты, осетины, кабардинцы, саха (якуты), даргинцы, лица других национальностей. Ранги по уровню образования несколько иные. В среднем в России на 1000 чел. в возрасте 15 лет и старше имеют образование высшее и среднее (полное и неполное) 806 чел.; этот же показатель для евреев — 950, армян — 890; осетин — 858, бурят — 844, саха (якутов) — 842, тувинцев — 837, украинцев — 836, черкесов — 832, адыгейцев — 831, кабардинцев — 830, белорусов — 814, коряков — 809, русских — 808. В среднем по России на 1000 чел. в возрасте 15 лет и старше имеют полное высшее образование 113 чел., этот же показатель только для евреев — 527, бурят — 172, армян — 164, осетин — 153, украинцев — 148, белорусов и адыгейцев — по 127, саха (якутов) — 118, калмыков — 116, русских — 115. Как мы видим, русские по уровню образования (высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее) пребывают на 13—14 месте, а по уровню высшего (полного) образования — на 10 (данные переписи населения 1989 г.).

Осложнились вопросы духовно-религиозного развития.

В 1990-е гг. не вполне продуманная кампания деидеологизации общества усилила процесс духовного оскудения, нравственно-духовной деградации заметной части общества, неосознанного принятия любых форм религиозной идеологии, что имеет негативные демографические последствия.

Многие публикации свидетельствуют о росте уровня религиозной активности. Значимость религии в жизни людей, как нам кажется, будет увеличиваться. Современные отечественные социологи признают, что религия: а) поддерживает стабильность общества; б) формирует идеалы людей, стимулирующие социальное развитие; в) объясняет смысл жизни, дает практические импульсы к действию; г) облегчает страх смерти; д) объясняет ситуации, которые могли бы показаться несправедливыми; е) помогает людям в решении их жизненных проблем.

В 1990-е гг. обострилась проблема сохранения приверженности населения преимущественно религиозной идеологии традиционных для России конфессий. Население России в основном исповедует мировые религии: христианство (в том числе и прежде всего православие), мусульманство, буддизм. В крупнейших городах немало приверженцев иудаизма. Православие исповедуют русские, украинцы, белорусы, армяне, мордва, грузины, чуваши, основная часть осетин, молдаване и др. Католицизм признают большинство поляков, литовцев, часть латышей, белорусов, молдаван. Протестантизм исповедуют эстонцы, большинство немцев и латышей, небольшая часть литовцев, поляков, белорусов. Мусульманство — татары, горские народы Северного Кавказа, азербайджанцы, узбеки, казахи, часть осетин, башкиры, киргизы, таджики, туркмены и люди некоторых других национальностей. Буддизм признают буряты, тувинцы, калмыки. Иудаизм — евреи и караимы.

Потенциальный православный контингент в России составляет 86% общей численности населения. Православные люди расселяются во всех частях страны. Численность мусульман в России не менее 12 млн чел., или 8%. В основном они расселяются в республиках Татарстан и Башкортостан (около 7 млн чел.), а также на Северном Кавказе (3,5 млн чел., в том числе около 900 тыс. чел. — чеченцы). Буддистов мало, они расселяются, главным образом, в республиках Бурятия и Калмыкия. Численность иудейского контингента составляет порядка 500 тыс. чел.

Сейчас в России более стабильно и точно соблюдают каноны православия не более 10—12% потенциального контингента, аналогичный показатель у мусульман — 13—15%, у иудеев — 5— 8%. До сих пор религиозность в большей мере носит бытовой и внешнеобрядовый характер. Реальный уровень религиозности увеличивается крайне медленно, тем не менее, необходимо открывать, возрождать религиозные центры традиционных конфессий. Еще более важно активизировать борьбу с новоявленными «религиями», сектами, особенно тоталитарными, реально оценивать возможные последствия деятельности нетрадиционных для России религий.

В 1990-е гг. появились и активизируют свою деятельность относительно новые религиозные организации. На самом деле это достаточно специфичные объединения, далекие от того, что мы привыкли понимать под религией. Это секты. Отличительный признак современного сектанства: в его общинах царит несвобода. Однажды попавшим туда вырваться чрезвычайно трудно. В соответствии с итоговыми материалами Международного христианского семинара по тоталитарным сектам в России (1994 г.), к ним относятся «Белое братство», Богородичный центр, «Аум Сенрикё», Общество Сознания Кришны, муниты («Церковь объединения»), тантристы, неосатанисты, мормоны, «Новоапостольская церковь», «Церковь Христа», «Богословие процветания», «Живой поток», «Юнивер» и др. Их отличает жесткая иерархическая структура, военная дисциплина и эклектичность вероучения («синтетический культ») — в идеологии нет ничего своего. По сути дела, Россия столкнулась с проблемой бесконтрольного функционирования новомодных сект и организаций, называющих себя религиозными, а на деле создающими ситуацию, называемую психиатрами психотеррором. «Медицинская газета» (в феврале 1994 г.) опубликовала результаты работы комплексной комиссии из специалистов судебной психологии, психофизики, психотроники, имеющих многолетний опыт научно-практической работы в области суггестии (т. е. внушения), психоэнергетики и в других смежных областях, осуществивших репрезентативную выборку и обследование лиц, попавших под влияние названных сект. Молодые люди, попавшие под влияние руководителей этих «религиозных» обществ, как свидетельствуют исследования, подверглись глубокому зомбированию психоэнергетическими средствами, в результате которого в структурах личности, прежде всего интеллектуальных, произошли существенные изменения. Наибольшие изменения проявились в механизмах нервной регуляции поведения и жизнедеятельности. Поведение приближено к роботизированному, реагирование стереотипно. Вред от деятельности этих сект очевиден.

Проблема неоднозначности влияния внешних и внутренних миграционных процессов на демографическое развитие России и отсутствие обоснованной миграционной политики в стране. В 1990-е гг. размер положительного сальдо миграции в России со всеми республиками бывшего СССР стабильно год от года сокращался. В дальнейшем этот процесс не сможет существенно затормозить депопуляцию в России.

В 1990-е гг. в России резко увеличился процесс эмиграции, при этом масштабы национальной катастрофы приняла «утечка умов». Однако к началу 2000-х гг. число уезжающих сократилось и практически стабилизировалось в самое последнее время. По-прежнему порядка 90% эмигрантов выезжают в Германию, Израиль, США. Вырос поток уезжающих из России евреев (эмиграция евреев из СССР составляла в 1979 г. — 51 300, в 1981 г. — 9640, в 1982 г. — 2670 чел.).

В 1990-е гг. существенно повысилось значение механического, или миграционного, прироста в изменении численности населения России. До конца 1980-х гг. влияние миграционных процессов на рост численности населения нашей страны было незначительным, так как естественный прирост резко доминировал в общем приросте числа жителей. С середины 1950-х гг. миграционный прирост был отрицательным: уезжали из России больше, чем приезжали в нее (отток россиян, особенно русских, со второй половины 1940-х гг. в Прибалтику, в 1950-х — в Казахстан на освоение целинных земель, плановый отток во все республики СССР для закрепления на новых, включенных в СССР землях Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии, а также на Северный Кавказ и в Крым; этот процесс продолжался в 1950—1960 гг.).

С 1975 г. Россия превратилась из республики СССР, отдающей население, в принимающую мигрантов. Процесс «сужения и вытеснения русского этноса» начался с 1960-х гг. в Азербайджане. В 1970-х гг. усилился процесс вытеснения и соответственно выезда русских из Закавказья и Средней Азии; из них представители славянского этноса больше уезжали, чем переселялись туда. Со второй половины 1980-х гг. представители славянского этноса переселялись из России только на Украину, в Белоруссию и в меньшей мере в Прибалтику. В общем приросте численности населения России доля миграционного прироста составляла в 1976—1980 гг. — 14%, в 1981—1985 — 18, в 1986—1990 — 23, в 1991г. —35%.

После распада СССР в конце 1991г. поток русских в Россию из стран СНГ вырос, соответственно увеличилась положительная величина сальдо миграционного прироста. Однако большой размер отрицательного естественного прироста (умирает больше, чем рождается) с 1992 г. положительное сальдо миграционного прироста не перекрывало, поэтому с 1992 г. начался процесс сокращения численности населения России (табл. 25). Со второй половины 1990-х гг. размер сальдо миграционного прироста в России имеет тенденцию к сокращению. Нужно особо отметить, что увеличение положительного размера сальдо миграционного прироста (в тыс. чел.: 1976—1980 гг. — 607; 1981— 1985 гг. — 869; 1986—1990 гг. — 1058; 1991—1995 гг. — 1975; 1996—2000 гг. — 1295) произошло, главным образом, не из-за роста прибытия в Россию, а в результате сокращения выбытия из нее в другие страны СНГ, но поток выезжающих в страны дальнего зарубежья несколько вырос.

Пока в России нет строго обоснованной миграционной политики. Главное внимание уделяется обустройству мигрантов, добровольно и самостоятельно прибывающих в нее. Фактически иммиграционная политика в России деструктивна, она направлена на ограничение притока населения, даже когда речь идет о репатриации русских после распада СССР; т. е. сохраняется миграционная закрытость страны, чего не было в царский период (особенно во время правления Петра I, Екатерины II). В развитых странах Европейского союза политика иная: миграционный приток извне оценивается как положительное явление для пополнения численности населения. Даже в США, где по сравнению с Россией значительно выше рождаемость и ниже смертность, прогноз сальдо миграции на 2000 — 2005 гг. — 800 тыс. чел. в год (а в России прогноз сальдо миграции — 120 — 245 тыс. чел.).

Исторический опыт развития России подсказывает необходимость переосмысливания иммиграционной концепции (въезд в нее) развития нашей страны. Петр I способствовал приезду иностранцев в Россию, особенно специалистов, для работы и окончательного расселения в ней. Императрица Екатерина II в 1763 г. издала манифест с призывом для переселения в Россию иностранцев, им были обещаны покровительство законов, религиозные свободы, податные льготы. Первой из русских самодержцев она разрешила приехать и жить в России евреям — иудеям.

Таблица 25

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России (число лет | ТТпиппгт чименнпгти няголония Рпррии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.