Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Устная и письменная формы литературного языка

Устная и письменная формы литературного языка

Формы существования языка

Е. Курилович

Взаимодействие языка и общества

Язык и общество

Лекция 6

французская социологическая школа: Антуан Мейе, Жозеф Вандриес, СССР: Н.Я. Марр

гипотеза лингвистической относительности: Э. Сепир и Б. Уорф (США)

Параметры социальной дифференциации языка:

· по роду занятий;

· по социальным группам;

· по возрастному признаку;

· по гендерному признаку.

функционально-стилистическая дифференциация: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический стили, стиль языка художественной литературы.

территориальные диалекты

койне (греч. koine – общий, Аттика с центом в Афинах (IV в. до н.э.), «интердиалект», «полудиалект», «культурный диалект», В.А. Аврорин

социальные диалекты

просторечие, жаргоны, жаргон деклассированных элементов,

условные языки – у старых торговцев (ходебщиков, офеней), ремесленников – отходников (портных, печников, жестянщиков и др.), у сезонных сельскохозяйственных рабочих (котельщиков, трубочистов)

литературный язык

В.В. Виноградов – об определяющей роли творчества выдающихся поэтов и писателей (А.С. Пушкина; Данте, Петрарки, Боккаччо; И.В. Гёте; А. Мицкевича; Х. Ботев; Т.Г. Шевченко) в образовании литературного языка.

«язык художественной литературы»

Устная и письменная речь

книжная речь и разговорная речь

кодифицированный литературный язык (КЛЯ) и некодифицированный литературный язык – разговорная речь (РР).

Вопросы

1. Как в лингвистической литературе решается вопрос о соотношении языка и общества?

2. Каковы основные аспекты взаимодействия языка и общества?

3. По каким параметрам происходит социальная дифференциация языка, и какие виды подъязыков можно выделить с помощью этих параметров?

4. Что представляет собой функционально-стилистическая дифференциация языка?

5. В чем сказывается влияние языковой политики на язык?

6. В каких формах существует общенародный язык? Чем формы существования языка отличаются друг от друга?

7. Охарактеризуйте территориальные диалекты.

8. Что такое койне?

9. Каковы характеристики социальных диалектов?

10. Каковы основные черты литературного языка как высшей формы языка?

11. Чем отличается устная форма языка от письменной?

12. Каковы характеристики книжной речи?

 

Задания

1. Приведите примеры фонетических, грамматических, лексических особенностей северных диалектов.

2. Приведите примеры школьного и студенческого жаргона. В чем отличие этих единиц от кодифицированного литературного языка?

Классификации языков

от 3 до 10 тысяч языков (с диалектами – более 5500) - почти в 300 странах

2/3 языков – бесписьменные

около 1500 языков и диалектов – на грани вымирания

наибольшая плотность языков – в Папуа-Новая Гвинея (на 3 млн человек – свыше 1000 диалектов)

Генеалогическая классификация языков

родственные языки; праязык; проформы

древнеинд. – bhárami, древненем. biru, греч. phero, лат. fero, старослав. беру

языковая семья; ветви, группы; подгруппы

Основные языковые семьи: индоевропейская, китайско-тибетская, нигеро-кордафанская, австронезийская, семито-хамитская, дравидская, алтайская (тюркская), австроазиатская, тайская, индейская, нило-сахарская, уральская, кавказская и некоторые др.

индоевропейская (≈ 44, 3 % от всех говорящих) – 12 ветвей:

· иранская (фарси, пушту и др.);

· германская (датский, шведский, норвежский, исландский, фарерский – северная подгруппа; немецкий, английский, нидерландский, люксембургский, африкаанс, фризский, идиш – западногерманская подгруппа; восточная группа представлена вымершими языками – готский, вандальский и др.);

· индоарийская (хинди, урду, цыганский и др.);

· романская (итальянский, испанский, французский, румынский, молдавский, португальский и др.);

· балтийская (латышский, литовский);

· кельтская (ирландский, шотландский, бретонский и валлийский);

· славянская (восточнославянская группа – русский, украинский, белорусский; южнославянская группа – болгарский, македонский, сербо-хорватский и словенский; западно-славянская группа – чешский, словацкий, польский, кашубский, лужицкий);

· анатолийская и тохарская – мертвые ветви.

Китайско-тибетская семья языков (23,4 % говорящих): китайский, бирманский, тибетский и некоторые др.

нигеро-кордафанская семья (5,9 % говорящих): банту, гвинейские, кордофанские языки.

Австронезийская семья (4,9 % говорящих) – более чем 150 языков

Семито-хамитская (афразийская) семья языков (4,8% говорящих): арабский, иврит, берберский и др. Мертвые: ассиро-вавилонский, арамейский, финикийский, коптский, древнеегипетский и др.

Дравидская семья (3,9 % говорящих) – языки народов Индии.

Алтайская (тюркская) семья (2,6% говорящих) – более 30 языков: турецкий, казахский, узбекский, азербайджанский, татарский, киргизский, якутский и др.

Австроазийская (аустроазиатские) семья (1,8% говорящих): вьетнамский, кхмерские языки.

Тайская семья языков (1,5 % говорящих): тайский, лаосский и др.

Индейская семья (0,9 % говорящих): кечуа, майя, ирокезские, ацтекские и др.

Нило-сахарская семья (0,7 % говорящих): центрально-суданская, северная и юго-восточные группы африканских яхыков.

Уральская семья (0,6 % говорящих) – две группы: финно-угорская (венгерский, финский, эстонский, марийский, мордовские и др.) и самодийская (ненецкий, селькупский и др.).

Кавказская семья (0,3 % говорящих) – три основные группы (нахская – чеченский, ингушский, лакский и др.; картвельская – грузинский и др.; абхазско-адыгская – абхазский, адыгейский, аварский и др.)

Типологическая (морфологическая) классификация

Ф. фон Шлегель (1772-1829): флективные, аффиксальные, изолирующие

В. фон Гумбольдт: 4-й тип – инкорпорирующие

1. Флективные языки: аналитического и синтетического строя

2. Агглютинативные [1] языки ( тюркские, финно-угорские, банту, дравидийские, индонезийские, японский, корейский и др.). Турецк.: ода «комната» + лар мн. ч. + да местн. пад. = одаларда «в комнатах». Башк.: баш-лар «головы» - им.п. ед.ч.-мн.ч., баш-лар-тын «голов» - ед.ч.-мн.ч.-род.п., баш-лар-ты «головы» - ед.ч.-мн.ч.-вин.п.

3. Изолирующие языки (аморфные): китайско-тибетские языки (китайский, тибетский, тайский) и аустроазиатские языки (вьетнамский и др.). Кит.: ча во бу хэ «чай»+«я»+«не»+«пить»= «я не пью чай».

4. Инкорпорирующие [2] (полисинтетические [3]) языки: североамериканских индейцев и некоторые палеоазиатские (чукотский, корякский, камчадалский и др.). Мекс. Ацтеки: нинакаква «я ем мясо» = ни «я» + нака (от накатл) «мясо» + ква «кушать, есть». Чукот.: тыатакаанмыркын (я-жир-олень-убив-делай) «я жирных оленей убиваю» = ты «я», ата «жир», каа «олень», нмы «убивать», ркын «делать».

Количественная типология

Дж. Гринберг (р. 1916): Индексы синтетичности для 9 языков

санскрит англо-сакс. английский немецкий русский якутский суахили вьетнамский эскимосский
2,59 2,12 1,68 1,97 2,39 2,17 2,55 1,06 3,72

Ареальная классификация

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы установления контактов импортёра с потенциальным партнёром | Биологический аспект звуков языка. Речевой аппарат и его работа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.