Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебный вопрос № 2

Особенности устройства автомобилей - самосвалов

 

Самосвалы от других специализированных машин отличаются наличием саморазгружающегося кузова (платформы). Если придерживаться определенной систематизации, то по типу используемого шасси все они могут быть разделены на одиночные автомобили-самосвалы и на самосвальные прицепы или полуприцепы, которые в сцепке с автомобилем-тягачом образуют самосвальные автопоезда. В зависимости от проходимости самосвалы делятся на дорожные, повышенной проходимости и внедорожные. Разгрузка их кузовов может осуществляться назад, на боковые стороны, на три стороны, с предварительным подъемом вверх, а также через люк в днище и бункер.

Самосвалы перевозят сыпучие (навалочные) грузы, главным образом землю, песок, гравий или щебень, жидкие строительные растворы, такие как бетон, известь, гипс и мыльная щелочь, а также различные промышленные грузы, например силикатный кирпич, цемент или керамзит. По экономическим соображениям самосвалы создают на шасси серийных грузовых автомобилей, что не приводит к существенному изменению сложившегося крупномасштабного производства. Однако более высокий технический уровень достигается при использовании для них специальных шасси. По совокупности свойств, определяющих основные эксплуатационные качества, наиболее массовые самосвалы, выпускаемые промышленностью, с некоторой условноcтью можно разделить на сколько основных групп.

 

Рис. 5. Группы самосвалов малой грузоподъемности (СЛАЙД №9)

Самосвалы малой грузоподъемности (0,5-4 т) с разгрузкой кузова назад, на боковые стороны или на три стороны предназначены для работы без прицепа (рис. 5). По конструкции они являются модификациями малотоннажных дорожных автомобилей общетранспортного назначения с колесной формулой 4x2. Незначительные габаритные размеры и большие углы поворота управляемых колес машин данного типа обусловили их применение на городских стройках с ограниченными объемами земляных работ либо там, где стесненные условия строительной площадки не позволяют проехать и разгрузиться более крупным самосвалам. Такие автомобили достаточно активно используют и при ремонте дорожных покрытий.

 

 

Рис. 6. Группы самосвалов средней грузоподъемности (СЛАЙД № 10)

Самосвалы средней грузоподъемности (4-8 т) с задней разгрузкой кузова рассчитаны на работу без прицепа (рис. 6). Весовые параметры этих грузовиков позволяют эксплуатировать их на дорогах любой категории, в том числе на грунтовых. Основные перевозимые грузы - грунт, песок, глина, щебень, гравий, асфальт, бетон, строительные растворы и всевозможный строительный мусор. Их транспортные свойства (плотность, структура, сыпучесть, текучесть) определяют исполнение платформы. В этом cмысле главный параметр - ее полезный объем, который выбирают исходя из плотности основных строительных грузов. Важное требование к конструкции кузова - обеспечение герметичности, которая должна исключить потери при перевозках легкосыпучих и полужидких грузов. Вот почему на самосвалах данной группы широко устанавливают платформы с задней разгрузкой и соответственно одним открывающимся задним бортом. Эти машины не рассчитаны на буксировку прицепов, поскольку в большинстве случаев стесненные строительные площадки не оставляют автопоездам свободы для маневрирования.

Рис. 7. Группы самосвалов повышенной грузоподъемности (СЛАЙД № 10)

Самосвалы повышенной грузоподъемности (8-10 т) с колесной формулой 4x2 и 6x4 предназначены для постоянной работы с прицепом-самосвалом, то есть в составе автопоезда (рис. 7). Допустимые осевые нагрузки позволяют им передвигаться по всем видам дорог общей сети, но из-за неудовлетворительной проходимости (малая сцепная масса при буксировке прицепа) их используют преимущественно для массовых перевозок инертных грузов по установившимся маршрутам на строительные объекты с причалов, железнодорожных баз или из карьеров, причем в основном в крупных городах. Перевозки осуществляются по относительно хорошим дорогам, без крутых как правило, разгружается на три стороны, а прицеп -на две боковые или тоже на три. Объем кузова каждого из них составляет от 5,5 до 7 м3, полная масса автопоезда - до 35 т. Для устойчивой работы мощность двигателя тягача, отнесенная к полной массе автопоезда, должна быть не менее 8 л.с./т.

Самосвалы большой грузоподъемности (10-20 т и более) предназначены для работы без прицепов.

В настоящее время предприятия, выпускающие грузовые автомобили, одновременно изготавливают автомобили-самосвалы или модификации шасси (с кабинами) для монтажа на них самосвальных установок специализированными заводами. Компоновка шасси строительных самосвалов незначительно отличается от компоновки общетранспортных грузовиков. То же самое справедливо в отношении габаритных ограничений и допускаемых нагрузок на оси. Самосвалы должны отвечать требованиям повышенной поперечной устойчивости, угол опрокидывания при поднятом груженом кузове составляет не менее 8°. Для обеспечения этого в задней подвеске применяют стабилизаторы поперечной устойчивости, а в некоторых случаях даже устройства для ее блокировки. На грузовиках с предварительным подъемом платформы эту роль часто выполняют выдвижные опоры. Конструкция кузова, его форма и размеры определяются назначением самосвала, а также типом и свойствами перевозимых грузов, их плотностью, сыпучестью, липкостью и структурой.

Для исключения выдувания груза кузова закрывают тентом. В своем большинстве самосвальные кузова выполнены сварными из листовой стали с усиленными стойками. При всех своих достоинствах: высокой механической прочности, способности выдерживать значительные ударные нагрузки и возможности противостоять интенсивному абразивному изнашиванию - стальные платформы получаются тяжелыми и подвержены коррозии. Поэтому все чаще при их изготовлении применяют алюминиевые сплавы, преимущества которых - меньший вес, а значит, увеличенная полезная нагрузка при одинаковом объеме со стальным кузовом, отсутствие коррозии, снижение уровня шума при погрузке. Кроме того, отпадает необходимость в лакокрасочном покрытии.

Выводы по вопросу

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модернизированная кабина автомобилей дорожной гаммы | Тягово-сцепное устройство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.