Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глубинная психология. Психоанализ




Тема 11.

 

Зигмунд Фрейд (1856-1939) (Рис.70)

Рис.70

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни.

Толчком к исследованию бессознательного и его роли явились исследования в клинике Шарко, а также на его исследования повлияли исследования Брейера.

Взгляды Фрейда можно разделить на 3 области:

· метод лечения функциональных психических заболеваний;

· теория личности;

· теория общества

Основные произведения: «Толкование сновидений» (1900), «психопатология обыденной жизни» (1904), «я и оно» (1923).

 

Развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей враждебной среде.

Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения. С точки зрения психоанализа основой психического развития является не интеллектуальная сфера, а эмоции и мотивы человека.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного.

Фрейд считал, что существует 2 основных врожденных бессознательных влечения – инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (тонатос), которые находятся в онтогонестических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального биологического внутреннего конфликта.

Инстинкт жизни включает в себя голод, жажду, секс и направлены на самосохранения особи и выживания вида.

Инстинкт смерти – это разрушительные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть, агрессия).

Либидо – форма психической энергии, побуждающая человека стремиться к действиям и мыслям, доставляющим наслаждение.

 

С точки зрения Фрейда врожденные влечения представляют собой каналы, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Именно поэтому фрустрация влечения приводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка.

На основании данных положений разрабатывалась идея катарсического очищения (разрядки) в сеансе психоанализа и идея трансфера (перенос, обмен энергии между пациентом и психоаналитиком).

 

В бессознательном слое располагается одна из структур личности – id («оно») – энергическая основа психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовольствию, к разрядке.

Ego - по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании.

Super-ego – неврожденная структура. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием супер-эго.

 

В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек).

 

Защитные механизмы:

 

Поддержание своего психологического здоровья, положительной самооценки человек вырабатывает механизмы психологической защиты, которые помогают предотвратить или смягчить конфликт между id и super ego.

· Вытеснение – самый не эффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности.

· Отрицание наличия внешней угрозы

· Замещение – переключение с одного объекта недоступного на другой более доступный.

· Проекция – вызывающий тревогу импульс приписывается другому

· Рационализация – связана со стремлением супер-эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид

· Регрессия – представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выходя из конфликтной ситуации

· Подавление – отрицание существования какого-либо фактора или события вызывающего тревогу.

· Сублимация – механизм трансформации энергии сексуальных или агрессивных влечений в социально-одобряемые формы деятельности

 

Методы психоанализа:

· Метод свободных ассоциаций

· Метод толкования сновидений

· Метод толкования оговорок

 

Фрейд выделил 5 основных стадий формирования структуры личности.

Травмы, полученные при общении с родителями в первые годы жизни, являются причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявляться позднее во взрослой жизни.

Впервые в круг психологического изучения Фрейд ввел бессознательную психику и ее влияние на поведение человека.

Подчеркнул значение семейного опыта в процессе социализации человека.

Акцентировал внимание на роли сексуальной жизни человека. Сыграл ключевую роль в современной психотерапии, разработав понятия психологической защиты, катарсиса, трансфера.

 

Альфред Адлер (1870 - 1937) (Рис.71)

 

Рис.71

Австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии, один из основоположников современной психотерапии.

Адлер «развернул» психоанализ в сторону социально-педагогической проблематики. Утверждал, что между сознанием и бессознательным существует не причинно-следственная связь, а смысловая.

Адлеровскую психологию называют «эго-психологией», так как он подчеркнул место сознательного Я в структуре личности.

Терапия – продолжение воспитания в случае уклонения человека на ошибочный путь.

Считал, что отношения между пациентом и психоаналитиком должны строиться на принципах доверия, равноправия и дружеского участия, что являлось подходящей основой для лечения неврозов.

Невозможно предлагать общие правила, схемы лечения, так как каждый случай индивидуален.

Ввел понятия комплекс неполноценности, социальный интерес, комплекс превосходства.

Комплекс неполноценности есть нормальное естественное для человека чувство. Причиной неполноценности является неполноценности отдельных органов стимулирующих стремление к компенсации в рамках одной функции.

К социокультурным формам неполноценности относятся возрастные, половые, социальные, моральные и другие.

Возраст – главный и универсальный источник неполноценности, ориентированный на богатство, бедности, власть, безвластие и т.д.

Компенсаторный комплекс превосходства – стремление к превосходству, власти на основе социального чувства, которое вызывает интерес к другим людям, общественным событиям.

Адлера интересует случай «псевдокмпенсации» - стремление в превосходству не находит применения и вызывает конфликты с окружающими.

Адлер выделяет причины невротической компенсации следующие:

· Врожденное несовершенство органов

· Избалованность ребенка

· Пренебрегаемый ребенок

 

Социальность – естественная форма жизни человека, сотрудничество с другими людьми.

Социальное чувство – инстинктивная способность видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого.

Цель индивидуальной психологии – восстановить внутреннее психическое равновесия и усилить сознательное «Я».

Задача: активизация познающих, критических и конструктивных сил разума.

 

Работы:

Проблемы человеческой природы (1929)

Практика и теория индивидуальной психологии (1920)

Наука жизни (1928)

Стиль жизни (1930)

Социальные интересы: вызов человечеству (1938)

 

Карен Хорни (1885-1952) (Рис.72)

 

Рис.72

 

С 1919 года Хорни начала собственную практику на основе психоанализа.

Работы посвящены психологии женской психики, в не выведение ее из мужской.

1937г – «невротическая личность нашего времени» посвящена анализу роли социальных факторов в возникновении неврозов.

«Пути психоанализа»

Психическую деятельность человека невозможно адекватно объяснить его биологической природой. Она выступала за социологическую ориентацию психоанализа.

Рассматривая невротические реакции Хорни соотнесла с раскрытием духовных ценностей западной цивилизации, характеризующуюся проявлением индивидуализма и соперничества.

Причина нервозов – коренная тревога, порожденная ощущением беспомощности человека перед лицом врожденного мира.

Хорни обращала внимание на противоречие между потребностями и возможностями духовного удовлетворения индивида.

Стремление к удовлетворению потребности зависит от тенденции поведения личности:

· Стремление к людям

· Стремление против людей

· Стремление от людей

 

Типы личности:

· Устойчивый

· Агрессивный

· Устраненный

Причины тревоги – отношения родителей и ребенка – агрессия, отвержение, высмеивание, предпочтение брата или сестры.

Возникает «невротический круг»: стараясь уменьшить тревожность, человек отказывается от реального «я» и уходит к идеальному «я»

 

Эгопсихология Эрика Эриксона. (1902-1994) (Рис.73)

 

Рис.73

 

Основные работы:

Детство и общество (1950)

Истина Ганди (1969)

Самотождественность: кризис юности (1968)

 

Основатели эгопсихологии З. Фрейд и Э. Эриксон.

Главной частью структуры личности является осознаваемая часть Эго, которая стремится к цельности и индивидуальности.

Отличия от Фрейда:

1) решительный сдвиг акцента от id к ego.

Эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривает эго как автономную структуру личности, первым направлением развития которой является социальная адаптация.

Эго-психология описывает людей как более рационального и поэтому принимающего осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы.

 

2) Эрикосн развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья.

Эрикосн подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка.

Развитие эго неизбежно и тесно связано с изменениями особенностей социальный предписаний и системой ценностей.

3) Теория развития эго охватывает все жизненное пространство.

4) Теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание. Каждый личный и социальный представляет собой вызов.

 

Эпигенетический принцип – все что растет – имеет общий план.

Последовательность стадий – результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от него общество, к которому он принадлежит.

 

1) Личность развивается ступенчато, переход от одной стадии к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия.

2) Общество старается поддерживать темп и последовательность развития

 

Эрикосн выделял 8 стадий, путем последовательного прохождения которых формируется личность:

1) Младенчество 0-1год базальное доверие – базальное недоверия

2) Раннее детство 1-3года самостоятельность – стыд и сомнение

3) Возраст игры 4-7 лет инициативность – вина

4) Школьный возраст 6-12лет трудолюбие – неполноценность

5) Юность 12-20 лет эго-идентичность – ролевое смешение

6) Ранняя зрелость 20-25 близость – изоляция

7) Средняя зрелость 26 – 64 продуктивность – инертность

8) Поздняя зрелость 65-смерть эго-интеграция – отчаяние

 

Эрих Фромм (1900-1980) (Рис.74)

Рис.74

Пытался соединить Фрейда с Марксом и экзистенциализмом. Неофрейдизм возникает в коне 30х годов в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. Неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде.

Фромм по другому истолковывает бессознательное.

Неофрейдизм Фромма.

Противоречивость человеческого существования: патриархальный и матриархальный принципы организации жизни, авторитарное и гуманистическое сознание.

Обладание и бытие как 2 способа жизнедеятельности индивида.

Он пересматривает символику бессознательного, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социокультурными причинами.

Вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества.

Изучает основные тенденции развития западной культуры с ее потребительскими ценностями, деперсонализацией, дегуманизацией социального характера и отчуждением.

Подлинной ценностью человека является способность к любви. Любовь, по мнению Фромма, основа человеческого существования.

Человеческая природа обусловлена историческими, а не биологическими факторами.

Основной подход к изучению человеческой личности – 2 врожденные бессознательные потребности, а именно потребность в укоренении и потребность в индивидуализации.

Если потребность в укоренении заставляет человека стремится к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремится к общей с ними системе ориентиров.

Примирить 2 противоположные тенденции может только любовь.

Выделяет 2 типа свободы: свобода «от» и свобода «для».

Механизмы психологической защиты: садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм.

Глубинные человеческие потребности:

· Потребность в общении

· Потребность в межиндивидуальных узах

· Потребность в творчестве

· Потребность в ощущениях глубоких корней

· Потребность в стремлении к уподоблению, познанию, освоению бытия.

Основные работы:

Душа человека

Из плена иллюзий

Бегство от свободы

Иметь или быть

Человек для себя

Концепция человека у Маркса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.