Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистическая психология




Тема 12.

Г. 1900 г.

 

1. Общая характеристика.

2. Г.Олпорт.

3. К.Роджерс.

4. А.Маслоу.

5. Логотерапия Виктора Франкла.

 

1. Гуманистическая психология – направление в современной психологии, которое ориентировано в назначении смысловых структур человека. В качестве основных предметов изучения:

- самоактуализация личности;

- творчество;

- любовь;

- свобода;

- межличностное общение;

- психологическое здоровье.

 

Это направление в психологии возникло в США в 40-х гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название «третьей волны». Это направление строилось на основе экзистенционализма, изучавшего внутренний мир, экзистенцию человека. Основной принцип гуманистической психологии – принцип психологического детерминизма – объясняющий развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей. Представители гуманистической психологии старались изучить разнообразные механизмы общения; описать сложность взаимоотношения личности и общества.

 

2. Г.Олпорт (1897-1967) (Рис.75) – один из основателей гуманистической психологии. Его основные труды: «Личность в психологии», «Личность: проблема науки и искусства».

Рис.75

По его мнению, личность является открытой и саморазвивающейся системой. Каждый человек неповторим, так как является носителем своеобразного сочетания качеств потребности, которые Олпорт назвал чертами.

 

Черты личности он разделял на: основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение, представляют собой врожденные. Инструментальные оформляют поведении и формируются в процессе жизни человека. Набор этих черт и составляет ядро личности.

 

Также он разработал методы системы исследования психики человека. Наибольшую известность приобрел опросник минисотского университета, который используется ив настоящее время.

 

Сформировал основные положения нового направления гуманистической психологии личности, которые представляют собой в настоящее время одну из наиболее важных значимых для психологии школ.

 

3. К.Роджерс (1902-1987) (Рис.76)

 

Рис.76

 

Основные труды: «Что значит становиться человеком», «Взгляд на психотерапию», «Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности».

 

Основные идеи:

· Идеи ценности и уникальности человеческой личности

· Разработка недерективной терапии, центрированной на клиенте

· Приобретенный человеком опыт в течение жизни (феноменальное поле) уникален и индивидуален

· Самоактуализация – одна из важнейших потребностей человека, и говоря о структуре «я» - внутренняя сущность человека, выраженная в самооценке, которая должна быть гибкой и адекватной.

 

4. А.Маслоу (1908-1970) (Рис.77)

Рис.77

 

Основные труды: «психология бытия», «Мотивация и личность», «Самоактуализация».

 

Основные идеи:

· Самоактуализация

· Развитие потребности личности и их виды

· Механизмы развития личности

 

Основные мысли о том, что в отличии от животных человек не стремится к равновесию со средой, а хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности.

 

Самоактуализация, по Маслоу, полное использование талантов, способностей, возможностей.

 

Изучал человеческую природу, основываясь на лучших ее представлениях. Эти исследования привели к иерархической пирамиде потребностей (Рис. 1.1.)

 

 

Слабое место теории Маслоу: данные потребности находятся раз и навсегда в жесткой иерархии, и более высокие потребности возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Позже он объединил все потребности в два класса: 1 – бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию; 2 – дифициентный, ориентированный на удовлетворении фрустральных потребностей.

 

Выводы:

· Г.Олпорт – развивал теорию личности на основе понятий «я» и «самоактуализация».

· К.Роджерс – «я-концепция» в качестве ядра личности, которая представляет соотношение я – реальное и я – идеальное.

· А.Маслоу – создал иерархическую модель потребностей.

 

5. Логотерапия – смысловая терапия, основанная на лечении словом. Разговор о терапии – учение о приобретении смысла собственной жизни.

Поиск смысла является первичным побудительным мотивом жизни человека. Каждый человек носитель своего особого, неповторимого, уникального смысла жизни.

 

Принципы логотерапии:

1. жизнь имеет безоговорочный и безусловный смысл

2. каждому человеку свойственно стремление к смыслу

3. каждый человек свободен в возможности обнаружить свой смысл

 

Логотерапия рассматривает человека в трех измерениях: физическом, психологическом, духовном.В соответствии с тремя уровнями человеческого бытия есть три основных поиска смысла жизни:

1. уровень действия – дела (то, что можно найти в творчестве).

2. возможность передать смысл жизни через опыт переживаний (любовь к человеку, искусству, и т.д.)

3. о формировании отношения к обстоятельствам, которые человек не в силах изменить.

 

В соответствии с этими направлениями поиска смысла жизни В.Франкл (Рис.78) выделили три группы ценностей жизни, а ценности – это универсалии смысла, которые разделяются многими людьми на протяжении истории. 3 группы ценностей:

· ценности творчества

· ценности переживаний

· ценности отношений

 

Рис.78

 

Франкл различал 2 стадии переживания бессмысленности:

1. экзистенциальный вакуум

2. экстистенциально-ноогенный невроз

 

1. Экзистенциальный вакуум или фрустрация – это часто встречающийся феномен, которому свойственны скука, апатия, субъективное переживание пустоты жизни, смутное чувство неудовлетворенности.

2. Экзистенциально-ноогенный невроз – экзистенциальная фрустрация (см.ранее) и плюсом клинические симптомы.

 

Применение логотерапии:

1. работа с людьми, необходимая в экзистенциональном вакууме

2. работа с экзистенционально-ноогенном неврозом

3. работа, направленная на изменение установок типа гедонестической, фаталистической, конформой, фатальной.

 

· Гедонестическая точка зрения – жизнь слишком коротка, чтобы думать о ее смысле, нужно использовать ее для удовольствия.

 

· Фатальная точка зрения – смысла нет и не стоит его искать.

 

· Конформная точка зрения – смысл следования за другими.

 

· Фанатичная точка зрения – только они знают смысл жизни для всех.

 

4. работа с людьми, находящимися в состоянии неизбежного страдания (неизлечимо больные, старики, инвалиды и т.д.)

 

Основные понятия

· Логотерапия – обращает внимание пациента на задачи и смыслы, который ему предстоит осуществить в будущем.

· Ноогенные неврозы – являются результатом нравственных конфликтов или духовных проблем, значительное место среди которых занимает экзистенциальная фрустрация.

· Ноодинамика

· Душевное здоровье – основано на определенном напряжении между тем, что человек уже достиг, и тем, что ему еще предстоит осуществить.

· Смысл жизни – меняется в течение жизни, таким образом невозможно говорить об абстрактном смысле жизни.

· Смысл любви – единственный способ постижения другого человеческого существа во всей глубине его личности.

· Смысл страдания – человек стремится к выявлению смысла своего непосредственно переживаемого существования. Поэтому человек готов страдать при условии, что страдание имеет смысл.

 

Логотерапия выделяет два шага:

1. установить определенную дистанцию между человеком и его проблемой или симптомов.

2. помочь клиенту в изменении установок к себе и своим обстоятельствам жизни.

 

Труды: «Логотерапия», «Человек в поисках смысла», «Духовность, свобода и ответственность», «Доктор и душа», «Психотерапия и экзистенциализм», «Подсознательный бог», «Психотерапия на практике».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.