Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феодальная раздробленность на Руси. Борьба русских княжеств с иноземными захватчиками




Расцвет Киевской Руси. Социальный состав и политическая система Древнерусского государства.

Восточные славяне. Образование Древнерусского государства.

План

Брежнев умер 10 ноября 1982 г., генеральным секретарем ЦК и Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Андропов. Он занялся укреплением дисциплины и порядка. В декабре 1982 г. две-три недели сотрудники КГБ и МВД совершали облавы в магазинах, банях, кинотеатрах в поисках прогульщиков. Несколько высокопоставленных чинов были обвинены в коррупции и арестованы. Был снят с должности министр внутренних дел СССР Н.А.Щелоков, лишен звания генерала армии, всех наград и в ожидании суда покончил с собой. Коррупция была широко распространена в высших эшелонах власти, где люди помногу лет занимали свои посты и бесконтрольно действовали. Однако кампания оказалась скоротечной из-за болезни Андропова. Он возглавил государство, будучи смертельно больным, с октября 1983 г. не выходил из больницы и 9 февраля 1984 г. скончался. Его преемник К.У.Черненко был традиционно тяжело больным, его краткое правление ничем примечательным не отмечено. Вместе с неудачами с избранием престарелых генсеков падал и престиж страны. Некоторые члены Политбюро сами поняли, что дальше так продолжаться не может, и в марте 1985 г. Генсеком избрали самого молодого -54-летнего М.С.Горбачева.

 

 

Контрольные вопросы

1. Чем объяснить отказ брежневского руководства от курса XX съезда КПСС и переход к реанимации сталинизма?

2. Почему реформа 1965 г. не дала желаемых результатов?

3. Охарактеризуйте динамику основных показателей экономического роста в 8-11 пятилетках и наметившуюся тенденцию падения темпов развития.

4. Назовите причины отставания СССР в использовании достижений научно-технической и технологической революции.

5. В чем проявлялись застойные явления в советском обществе и каковы их причины?

6. Охарактеризуйте роль диссидентского, правозащитного движения в борьбе с тоталитарным режимом.

7. Почему наметившаяся в начале 70-х годов разрядка затем сменилась напряженностью?

 

 

1. Сведения о происхождении славян, их первоначальном расселении и формировании у них государственности противоречивы и вызывают споры среди историков. Острые дискуссии вызваны недостатком исторических свидетельств (а именно - письменных источников), характеризующих этот период. Археологические данные не дают полного представления о социально-политической истории славян. Единственный источник письменного характера, повествующий о событиях древней истории восточных славян – «Повесть временных лет» - создан в 12 в., гораздо позднее, чем происходят описываемые в нем события, и поэтому не может рассматриваться как достоверный, требует критического анализа.

На сегодняшний день среди историков нет единства по вопросу об этногенезе (происхождении) славян. Одни считают все племена между Дунаем, Днепром и Вислой предками славян, и являются сторонниками раннего зарождения славянского этноса (Б.А. Рыбаков ведет его историю с XV в. до н. э.) - "автохтонная" теория; другие полагают, что славянская общность имеет позднее происхождение (сер. I тыс. н. э.) Третьи пытаются понять процесс происхождения славян через их взаимодействие с другими этническими группами, приходя к выводу, что славянство складывается в этнос в результате длительного процесса взаимных воздействий множества народов Европы.

Более изученным является период V – VIII вв., когда славяне заселяют территорию от Балкан на юге до Балтики на севере и от верховьев Волги на востоке до Вислы и Одера на западе. В результате великого переселения народов среди славян обособляются три самостоятельные группы: западные, восточные и южные славяне.

Восточные славяне (предки трех современных народов: русских, украинцев и белорусов) в V – VIII вв. расселились по верхнему течению Днепра и его притоков, а также в бассейне оз. Ильмень. Природные условия занятой ими территории определили экономический уклад восточнославянских племен:

1)плодородные земли и обилие лесов определили развитие земледелия и промыслов,

2)множество рек и равнин – развитие торговли, наличие торговых путей и рост городов – центров торговли.

Обособившиеся славянские племена в оборонительных целях образовали племенные союзы (вятичи, поляне, древляне, радимичи, ильменские словене и др.)

Основой общественного строя у славян являлась соседская община. Как и другие народы, перешедшие к производящему хозяйству, славяне вступили в отношения имущественного и социального неравенства, который сопровождался формированием государственности.

В процессе формирования Древнерусского государства можно выделить ряд этапов:

Первый этап: Предпосылками формирования государственности можно считать распад родоплеменных отношений и социальное расслоение как следствие перехода к производящему хозяйству. Этот процесс у восточных славян начался в 6-7 вв. с началом выделения племенной (воинской) знати во главе с военным вождем – князем в слой собственников (через военную добычу). Князь изначально был военным руководителем, «первым среди равных», все вопросы решал совместно с дружиной. К началу 9 в. Во главе каждого племенного союза стоял свой князь. В то же время сохраняет значение и старый родоплеменной уклад с его вечевыми порядками (вече – собрание всех соплеменников). Такая форма государственного управления получила название «военная демократия».

Второй посыл к формированию государственности – развитие торговли, которое привело к появлению и расцвету городов (особенно к 9 в.). У каждого племенного союза выделяется центр – Киев у полян, Чернигов у северян, Смоленск и Полоцк у кривичей, Любеч у радимичей, Новгород у словен ильменских. Для защиты города и торговых путей купцы и ремесленники привлекают военные отряды – дружины во главе с князьями. Постепенно к князьям переходят и функции управления в городах. Т.к. город формировался из пришлого населения разных племен – нельзя было использовать племенные традиции в качестве единого закона для всех, поэтому княжеская власть в качестве компромисса была востребована.

Второй этап формирования Древнерусского государства связан с объединением племенных союзов (в силу роста экономических связей и стремлением к укреплению обороноспособности) в 2 крупных прагосударственных образования:

1) Северная Русь (Северный племенной союз) – вокруг Новгорода,

2) Южная Русь (Южный племенной союз) с центром в Киеве.

Третий этап связан с объединением при князе Олеге Северной и Южной Руси (882 г.) в единое государство со столицей в Киеве. Это объединение было обусловлено необходимостью единого контроля и охраны главного торгового пути - «из варяг в греки». Киев стал главным контрольным пунктом этого пути.

Вокруг вопроса об образовании Древнерусского государства существует множество споров. Один из дискуссионных вопросов – вопрос о происхождении государственности, который по-разному решают норманнская и антинорманнская теории.

В основе дискуссии лежит указание из "Повести временных лет" о призвании в качестве первого русского правителя норманнского (варяжского) военного вождя – Рюрика. Т.е. первый известный нам русский князь, первый политический лидер – варяжского происхождения. (В «ПВЛ» говорится о событиях начала 60-х гг. IX в., когда среди северных славянских племен возникли разногласия ("встал род на род"). Разрешить этот конфликт оказалось возможно лишь с помощью обращения к одному из варяжских князей (конунгов) Рюрику, представителю племени, известного летописцу как "русь", который согласился "княжить и володеть" в Новгороде. Вслед за этим два его боярина Аскольд и Дир обосновались в Киеве, что означало овладение варягами основными восточнославянскими центрами. По сообщению летописи это произошло в 862 г. Через двадцать лет новгородские и киевские земли были объединены князем также варяжского происхождения Олегом)

Это указание позволило немецким историкам Георгу Байеру и Зигфриду Миллеру, работавшим в 18 в. в Российской академии наук, выдвинуть версию об особой роли норманнских (т.е. германских!) племен в создании русской государственности. В пользу этой версии выступил и факт обозначения словом «русы» в западноевропейских и византийских источников именно варягов.

Оппонентом норманнистов выступил М.В. Ломоносов, считавший, что привнесение государственности норманнами повлияло бы на русскую культуру и особенно – язык. Однако, изучая особенности русского языка, он не нашел подтверждений сильного влияния скандинавских языков.

Советские ученые (н., Б.А. Рыбаков) в большинстве своем опровергают норманнскую теорию, считая, что государство начало формироваться у восточных славян задолго до призвания варягов, что варяги были еще дальше от государственности, чем славяне (иначе они бы не ассимилировались и не обрусели). Кроме того, приводятся сведения о тесных контактах северных славянских племен с варягами, указывается, что варяги – это лишь часть норманнских, скандинавских племен, живших в близости от Руси, совершавших совместные военные экспедиции (в «ПВЛ» указано, что «новгородцы – от рода варяжского»). Указывается, что совместные военные походы славян и варягов-русов, скорее всего, привели к перенесению соседними народами определения «Русь» и на славян.

Основные устремления древнерусских князей - это грабительские походы на земли соседних народов - Византию (Аскольд и Дир в 866 г., Олег в 907 г., Игорь в 941, 944 гг., Святослав в 970-971 гг., Владимир в 989 г., Ярослав в 1043 г.). Болгарию (Святослав в 968 г., Владимир в 985 г.) и др. Эти походы являлись одновременно и своеобразным средством выработки стабильной системы торговых отношений (Договоры с Византийской империей 912, 945, 1046 гг.), создания "режима наибольшего благоприятствования" русско-византийской торговле. Другой задачей, также вытекавшей из тех оснований, на которых государство возникло, являлась оборона славянских земель от натиска последовательно сменявших друг друга степных кочевников - хазар, печенегов, половцев. Нередко эта борьба со "степью" приносила успехи, как, например, Святославу, сумевшему в 965 г. полностью разгромить Хазарский каганат, или Ярославу, прекратившему набеги на Русь печенегов (1036 г.). Однако давление степи было постоянным на протяжении, по крайней мере, IX - XII вв., а, следовательно, оставалась и задача обороны границ.

Наряду с внешними завоеваниями, русские князья занимались присоединением славянских племен (Олег присоединил земли древлян, северян, радимичей; Святослав - вятичей). Присоединение не всегда гарантировало полное их подчинение, о чем свидетельствовало восстание древлян против князя Игоря в 945 г. Эта борьба создавала основы для формирования более прочной системы отношений в рамках складывающегося государства (восстание древлян привело к созданию точных размеров дани, что способствовало перерастанию дани как формы военной контрибуции в дань как форму натурального налога, превращая полюдье (сбор дани) из военной операции в налоговую кампанию).

Вырабатывается и другая важнейшая функция государства - посредническая, арбитражная. Князь становится не только олицетворением силы, которому следует подчиняться из страха, князь - сила, которой можно доверить суд. В то же время, князь не является источником права, он лишь его носитель, выразитель тех правовых норм, которые были созданы традиционным укладом.

Особую роль в государственном строительстве отводится Владимиру I, который привнес в Древнерусское государство единую идеологию – православие. Среди факторов, определивших религиозную реформу, можно выделить 2 порядка:

Причины 1-го порядка состоят в необходимости монотеистической религии («религии спасения»):

- внутриполитические: 1) объединение славянских племен в рамках единой веры;

2) укрепление княжеской власти с помощью догмата: «один Бог на небе – один правитель на Руси, его наместник»);

3) нравственные основы «религий спасения» подразумевают смирение, послушание, добродетель, что способствует порядку и стабильности в государстве;

- внешнеполитические: укрепление международного престижа Древней Руси (вокруг нее к этому времени нет языческих государств);

Причины 2-го порядка состоят в необходимости принятия именно православия:

- внутриполитические: православие подразумевает подчинение церкви светской власти (государству), ставит церковь в зависимость от государства (в отличие от западного христианства); Богослужение на национальном языке, принятое в православии, было более приемлемо для населения Древней Руси, чем например, латынь в западно-христианской (католической) церкви, способствовало сохранению культурной самобытности Древней Руси.

- внешнеполитические: связи Древней Руси с Византийской империей определили появление православия и православных на Руси еще до реформы Владимира. Православие способствовало экономическим и политическим связям с Византией, не ставя в то же время Древнерусское государство в зависимость от Византийской империи.

Все поставленные таким образом задачи в процессе крещения Руси были решены. Провозглашение православия официальной государственной религией привело к созданию влиятельной организации на Руси - Русской православной церкви. Во главе ее стоял киевский митрополит, которому подчинялись епископы. По всей стране стали расти монастыри, сосредоточившие в своих руках значительные богатства. Кроме того, христианизация Руси определила ее культурный облик (письменность, искусство, литературу, образование). Киевская Русь при Владимире I как государство оформилось более четко, перестали существовать местные княжения.

2. Княжение сына Владимира святого – Ярослава Мудрого (1019-1054) является временем расцвета Киевской Руси – время установления международных связей (путем династических браков Ярославичей), расширения государственных границ, развитием образования и искусства, а также создания (в качестве закрепления государственного строительства первого письменного свода законов, единого для всей Руси – «Русской правды».

После смерти Ярослава Мудрого единство Киевской Руси на время ослабло (разразилась новая княжеская усобица). Однако внуку Ярослава – Владимиру Мономаху (1113-1125) удалось сплотить Русь для борьбы с половцами. Владимир Мономах был инициатором «съездов» князей для прекращения усобиц, однако добившись мира между собой, решением Любечского съезда 1097 г., князья фактически установили феодальную раздробленность: «каждый да держит отчину свою».

Политическая система Древней Руси окончательно оформилась к 11 в. Киевская Русь в политической отношении представляло собой раннефеодальную монархию: главой государства был киевский князь (верховный военачальник, судья, законодатель), в управлении которому помогал совет феодалов – Боярская Дума.

Киевская Русь была раннефеодальным государством, так как в нем сочетались пережитки родового строя и новые феодальные черты. В частности, в городах продолжало существовать вече – элемент самоуправления, оставшийся от родового строя, вече имело право изгнать из города неугодного князя. Городская и сельская община – мир – выбирали старост, которые защищали ее интересы перед князем, избирала тысяцкого – предводителя местного ополчения.

Феодальные отношения развивались медленно: до конца 10 в. Государство являлось верховным собственником земли. Главную роль в содержании княжеской дружины играла не земельная собственность, а часть военной добычи или налогов, собираемых с подчиненного населения. При первых Рюриковичах дружина представляла собой коллективного феодала и не стремилась к обособлению. Материальной основой государства являлся сбор налогов – дани путем полюдья, а затем введения уроков (норм дани).

Особенностью политической системы Древней Руси был «лествичный принцип» передачи киевского стола в роду Рюриковичей. Старший в роду являлся великим князем киевским – главой государства, другие представители рода распределялись по землям в качестве наместников князя в соответствии с «лествицей» - т.е. по очереди, по старшинству. Передачу верховной власти осуществляли по принципу "лестницы" - после смерти великого киевского князя престол занимал старший в роду Рюриковичей. Это являлось фактическим воплощением идеи о том, что Киевская Русь это владение всего княжеского рода, верховную власть над которым можно обрести, соблюдая принцип старшинства.

Говоря о социальной структуре Древнерусского государства, можно выделить несколько основных категорий населения:

1.Светские феодалы, среди которых можно выделить бояр – старших дружинников, получавших за военные заслуги от князя землю с крестьянами в безусловное владение. Эти земли, переходящие в безусловное (т.е. без всяких условий) владение боярина, назывались вотчиной, поэтому бояр еще называют вотчинниками. Кроме бояр (старших дружинников), можно выделить младшую дружину - менее знатных воинов, выполнявших функции помощников бояр.

2. Духовенство – оформилось в самостоятельную группу с принятием христианства. Во главе духовенства стоял киевский митрополит, в городах епископы. Как и в Европе, духовенство в Киевской Руси делилось на белое (священнослужители) и черное (монашество) и являлось крупнейшим собственником земель (т.е. крупнейшим феодалом).

3. Свободные крестьяне-общинники (смерды) составляли основную массу населения. Они объединялись в общины – верви (по территориальному признаку, т е. соседская община), платили дань князю, призывались в ополчение.

4. Городское население составляли купцы и ремесленники.

5. Зависимое население (закупы, рядовичи, холопы) оформляется в 12-13 вв. с связи с ростом боярского землевладения.

Таким образом, образование Древнерусского государства стало результатом объединения восточнославянских племен, освоения ими обширной территории и потребности ее защиты. Образование государства – длительный процесс, который продолжался веками, определялся как объективными, так и субъективными причинами.

3. Феодальная раздробленность на Руси занимает исторический период XII - XV вв. После смерти в 1132 г. сына Ярослава мудрого – Мстислава, которого считают последним правителем единого государства, на территории Киевской Руси образовалось (к сер 12 в.) 15 самостоятельных княжеств, объявивших себя «великими». В свою очередь, они делились на более мелкие – удельные, которые как и великие принадлежали представителям рода Рюриковичей. К началу XIII в. насчитывалось уже 50 княжеств, к XIV – 250.

Причины феодальной раздробленности:

1. К началу 12 в. на Руси происходит оформление группы землевладельцев – феодалов (бояр) путем «оседания» дружинников на землю. Если до конца 10 в. дружина получала содержание из рук князя (военная добыча), то с конца 10 в. началось наделение за службу землей с населявшими ее крестьянами, которые переходили в зависимость от феодала, несли феодальные повинности. Таким образом, бояре становились самостоятельной силой, обладали экономической мощью, и необходимость служения князю для них постепенно отпала. Развитие вотчинного хозяйства сделало обложение повинностями крестьян более выгодным, чем военная добыча. Таким образом, бояре превратились в мощную экономическую, а затем и политическую силу, получили возможность влиять на князей-наместников, воплощая через них свое стремление отделиться от Киева.

2. Сложный порядок престолонаследия («лествица») не устраивал многих князей-наместников, которые стремились передать свое владение не старшему в роде Рюриковичей, а своим детям, привел к нарушению этого порядка. Происходило дробление земель, разделение их между сыновьями князей-наместников, которые также стремились обособиться от Киева. Т.о., постепенно из наместников крупные князья превращались в самостоятельных правителей с наследственной властью, а местные феодалы составили государственные советы и дружину новых государств.

Взаимоотношения бояр и князя в различных землях Древней Руси определили 2 основных формы политических систем в период феодальной раздробленности:

1. Феодальная монархия (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества), первенство в управлении которыми принадлежало князю, однако роль Боярской думы была также велика.

2. Боярская республика (Новгородская, Псковская земля), первенство в которой принадлежало боярам, а князю отводилась роль лишь военного руководителя.

Наиболее устойчивые позиции в рамках Древней Руси в XII в. занимали Новгород и Владимиро-Суздальское княжество. Но, если Новгород никогда не претендовал на ведущие роли в политической жизни Руси, то владимирские князья (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский) вели борьбу как за отдельные территории, так и за киевский стол. Усобицы ослабляли единство, а значит и возможность совместного отпора крупному противнику.

Таким противником для Руси стало, прежде всего, Монгольское государство, которое сложилось в Центральной Азии в конце XII - начале XIII вв. К началу 20-х гг. XIII в. ими были покорены Северный Китай, Средняя Азия и часть Закавказья, в результате чего отдельные отряды монголо-татар появились вблизи границ Древней Руси. Первое столкновение русских князей с монголо-татарами произошло именно тогда - битва на Калке в 1223 г.

В 1237 г. их войска появляются под Рязанью. По-видимому, мы имеем дело с походом, главной идеей которого являлись грабеж и получение дани, а не захват территории, мало привлекательной для кочевников в силу их образа жизни и экономического уклада. Границы вторжения зависели не столько от конкретных замыслов, сколько от степени сопротивления, которое им могло быть оказано. Очевидно преимущество монголо-татар в уровне организованности, дисциплины и единства. Это обеспечило им победу во время похода 1237 - 1241 гг. Разгром сначала Северо-Восточной, а затем Южной Руси позволил монголо-татарам предпринять попытку развить успех в Западной Европе, однако, вовремя почувствовав недостаточность сил, они отказались от ее выполнения.

Монголо-татарское нашествие нанесло значительный ущерб всем отраслям экономики Руси, привело в запустение территории. Погибли или были угнаны в рабство наиболее квалифицированные ремесленники, почти полностью был выбит дружинный слой. Наибольший урон при этом понесла городская культура, многие города так и не оправились после этого удара. Поэтому в отличие от сельского хозяйства, сумевшего быстро начать восстановление, города стали оправляться лишь с началом XIV в.

Князь Александр Ярославич (Невский) одним из первых осознал явную недостаточность сил для вооруженной борьбы и повел политику налаживания мирных отношений с татарскими ханами, даже если для этого приходилось поступиться значительной частью суверенитета и доходов. «Большим из двух зол» для Руси он считал попытку экспансии западных (немецких и шведских) феодалов под эгидой католической церкви на северо-западные русские земли. Одержав две судьбоносные для русских земель победы (Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г.), князь Александр Ярославич обеспечил сохранение религиозного, культурного единства русских земель как основы для дальнейшей их интеграции в единое государство. Если исходить их долгосрочных перспектив, то политика Александра Невского способствовала укреплению Руси, собиранию сил для будущей ликвидации зависимости от татар.

Однако борьба против татар не была безрезультатной, они были вынуждены смягчить условия зависимости (в частности, передать сбор дани русским князьям). Таким образом, борьба русского народа улучшила существование Руси в рамках ордынской зависимости, в то время как ликвидация этой зависимости была обусловлена политикой мира. К 60 - 70- м гг. XIII в. осознание невозможности вооруженного противоборства стало доминирующей линией в отношениях русских князей с монголо-татарами, в результате чего стала складываться достаточно прочная система взаимоотношений, все более превращавшая Русь в составную часть весьма своеобразного государственного объединения.

Завоевание Руси не сопровождалось ее оккупацией: татары создали на границе с нею собственное государственное образование - Золотую Орду. Они не пытались насаждать своих порядков на Руси (так, например, будучи сами язычниками, они не только не подвергли гонениям православную церковь, но, напротив, предоставили ей льготы), единственное, что их интересовало, по крайней мере, первоначально, - это своевременная и полная уплата дани. Это не означало их отказа от вмешательства в дела Руси на политическом уровне. Исправное получение дани во многом зависело от политической стабильности на Руси, которая подвергалась испытаниям, благодаря не прекратившимся и после завоевания усобицам. Это заставило Орду активно заняться "улаживанием" междоусобных конфликтов. В конечном итоге, это вылилось в систему права ордынских ханов контролировать передачу наследования княжеских уделов и великого княжения с помощью особых грамот - ярлыков. Контроль за русскими князьями до конца XIII в. осуществлялся с помощью баскаков - ханских уполномоченных по сбору дани. Однако сопротивление, оказанное им на Руси, вынудило Орду смягчить контроль, передав в начале XIV в. сбор дани в руки самих князей. Дань (на Руси она получила название "выход") была весьма внушительной: во-первых, "десятина" - десятая часть всех доходов, во вторых, "тамга" - сбор от занятий ремеслом и торговлей, в третьих, "запросы" - дополнительные сборы. И это не считая ямской, постойной повинностей и неупорядоченных набегов отдельных татарских "ратей". Кроме того, Орда стремилась использовать не только экономический, но и военный потенциал Руси, привлекая русские дружины к участию в войнах против своих противников.

Феодальная раздробленность ослабила обороноспособность страны, затруднила экономические связи между отдельными княжествами. Однако сохранилось культурное единство Древней Руси: единство веры и языка стало в дальнейшем важной предпосылкой будущего объединения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.