Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производство распределение обмен потребление




Основы маржинализма

 

В 70-х годах прошлого столетия произошла еще одна револю­ция: кардинальная смена парадигмы в экономической теории. По­явилось учение, обобщенно называемое маржинализмом (от фр. «маржиналь», предельный). Это название неточно отражает методо­логические основы нового учения, но, тем не менее, закрепилось в науке. Основателями маржинализма считаются А. Курно, Г. Госсен, У. Джевонс и группа австрийских ученых, «авст­рийская школа».

Вспомним традиционный подход к движению продукта по стади­ям воспроизводства:

В лучших трудах классической школы исследование начиналось с производства и последовательно двигалось к потреблению. Человек интересовал классическую школу, преж­де всего, как производитель, созидатель общественного богатст­ва. И гораздо меньше как потребитель.

Первая методологическая особенность нового учения заключает­ся в том, что исследование проводится с точки зрения потребите­ля. Потребитель, потребность, полезность товара, спрос глав­ные категории маржинализма. В этом смысле эта доктрина доволь­но гуманистична: в ней человек с его потребнос­тями является самодовлеющей ценностью. Именно потребление ста­новится движущим началом и конечной целью экономики и отражаю­щей ее науки.

Можно предположить, что перенос центра тяжести на потреби­теля был связан с тем, что первый серьезный кризис перепроиз­водства в Европе высветил одну из самых сложных проблем совре­менной рыночной экономики: проблему реализации. Этот кризис начался в 1873 году именно в Австрии, отсюда и интерес австрий­ских ученых к проблемам спроса, а, следовательно, и к проблемам потребностей и потребления. Кризис был длительным и скоро стал мировым, он продолжался до 1878 года, то есть охватил период наиболее мощного развития маржиналистской идеи.

Вторая методологическая особенность маржиналистского учения субъективно-психологический подход к про­блемам экономической жизни. В связи с этим в экономическую теорию были введены и новые категории. В частнос­ти, помимо уже привычных категорий стоимости и цены, экономис­ты стали манипулировать понятием ценности: ценность есть не что иное, как моя собст­венная оценка блага для меня же самого, это мое отношение к благу.

Отметим, что науки тоже подвержены влияниям моды. В 70 80-х годах прошлого века в Европе и Америке интенсивно разви­валась психология, а чуть позже и психоанализ. Люди зачитыва­лись психологической литературой, и это тоже может быть факто­ром новых подходов к экономической жизни.

Третья методологическая особенность – использо­вание предельных (маржинальных) величин для исследования эко­номических законов и категорий.

Маржиналисты же предпочитают заниматься проблемами по­следовательных приращений (или убываний) одинаковых величин запаса блага.

Итак, мы поняли теперь главное: маржиналистская экономичес­кая наука стала вести анализ «в обратную сторону», от потреб­ления к производству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.