Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система законов организации




Закон взаимодополнения — закон формирования организационной структуры управления, устанавливающий необходимость дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направ­ленными. Например, разделение труда дополняется его кооперированием, специализация — универсализацией, дифференциация — интеграцией и наоборот. В итоге увеличиваются потенциальные возможности элементов как таковых и результата их взаимодействия в виде потенциала организа­ций в целом.

Закон движения коллектива — устойчивая закономерность разви­тия коллектива, выражающая рост степени его сплоченности, устойчиво­сти в первоначально сформированном составе по мере увеличения числа преодоленных трудностей или решенных задач. В то же время З.д.к. озна­чает необходимость объективно обусловленного движения кадров в про­тивоположность текучести (спонтанного движения кадров), например, пу­тем планирования должностных перемещении работников как по горизон­тали, так и вертикали иерархии управления. В противном случае неизбежны стагнация и другие нежелательные последствия для коллекти­ва. Непрерывное движение вперед, развитие являются важным признаком и необходимым условием существования дееспособного коллектива. Управление развитием коллектива согласно З.д.к. осуществляется также путем постановки значимых целей, на достижение которых направляются совместные усилия членов коллектива.

Закон информированности-упорядоченности — закон организации управления, который гласит: чем большей информацией располагает орга­низация (субъект управления) о внутренней и внешней среде, тем большая вероятность ее устойчивости и развития. Вместе с тем, упорядоченность, а следовательно, и эффективность функционирования организации опреде­ляется уровнем информированности ее членов. Применительно к органи­зации управления З.и.-у. требует создания и развития (увеличения количе­ства и повышения эффективности использования) источников информа­ции о внутренних и внешних факторах управления и принятия на основе поступающих данных адекватных управленческих решений, обеспечи­вающих устойчивость и гармоничное развитие данной системы управле­ния (совершенствование ее организационной структуры, повышение ква­лификации сотрудников аппарата управления, внедрение передовых управленческих технологий и т. п.).

Закон искажения смысла управленческой информации — управ­ляющая (командная) информация (директивы, постановления, приказы, инструкции, указания) имеют объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления свер­ху вниз. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможно­стями естественного языка, что ведет к возникновению различных толко­ваний этой информации, с другой — различием в образовании, интеллек­туальном развитии, профессионализме субъектов и объектов управления.

В полной мере этот закон относится и к информации осведомления при движении ее снизу вверх. Анализируя, обобщая такую информацию, сотрудники аппарата управления иногда ошибаются, иногда бывают заин­тересованы в преувеличении одних передаваемых данных и в преуменьшении других. Такое наложение личного или группового интереса на со­держание информации — наиболее характерная причина искажения ин­формации в управленческой деятельности.

Вместе с тем, причинами искажения информации, которой приходит­ся пользоваться руководителю, могут быть: недостаточный уровень ква­лификации сотрудника, представляющего информацию, его соображения неудовлетворенного престижа (неудовлетворенное честолюбие), эмоцио­нальное напряжение (боязнь наказания, гнев, зависть и т. п.), предубежде­ние в отношении лиц или явлений, о которых дается информация. Уста­новлено также, что изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит. Все это надо учитывать при принятии управленческих решений.

Для предотвращения искажения информации рекомендуется пропус­кать ее через «фильтры» — физический, семантический и прагматический. Физический фильтр устраняет искажения, обусловленные несовершенст­вом каналов связи, их ограниченной пропускной способностью. Семанти­ческий фильтр призван отсеивать все данные, которые уже имеются в за­пасе сведений, которыми располагает субъект управления. Прагматический фильтр отбирает информацию, необходимую для решения именно данной задачи.

Законность —точное, неукоснительное и единообразное применение и выполнение норм права в организации управления. Основами соблюде­ния 3. в организации социального управления являются: а) верховенство закона. Все остальные нормативные акты, используемые в организации управления, должны основываться на законах и не противоречить им. В случае коллизии закона и подзаконного акта действует закон; б) осуществ­ление управления (руководства) служебной деятельностью организации исключительно на то уполномоченными лицами; в) равенство всех субъек­тов и объектов управленческой деятельности перед законом; г) единооб­разное понимание и применение законов и иных нормативных актов на всей территории их действия; д) нормативная обоснованность всех инди­видуальных актов, решений, принимаемых в процессе организации управ­ления; е) обеспечение полного и реального удовлетворения и соблюдения законных прав участников управленческого процесса; ж) своевременное и правильное рассмотрение рапортов, заявлений и жалоб как сотрудников данного органа управления, так и других граждан; з) обеспечение руково­дителями всех звеньев и уровней управления данной организации система­тического контроля за соблюдением 3. подчиненными; и) своевременное предотвращение и пресечение руководителем возможных правонаруше­ний со стороны подчиненных («Законопослушание по Лужкову» — зако­номерность, отражающая отношение некоторых лиц к соблюдению закон­ности в нашей стране, которую вполне можно отнести к законам мэрфологии: «Если нельзя, но надо, значит можно»).

Главным гарантом соблюдения 3., в том числе и в организации управления, выступает государство в лице высших органов государствен­ной власти и управления, которое устанавливает систему контроля за дея­тельностью организации, включающую парламентский, президентский, правительственный, судебный контроль, а также прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением органами управления законов Российской Федерации (Постулат Лужкова для организации управления в России (вполне можно отнести к мэрфологии ) — «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения» и как следст­вие — «Каждый отдельный приказ исполняется плохо, зато вся система в целом более устойчива. Потому что приспособилась к выживанию в усло­виях дурного управления»).

Непосредственным гарантом соблюдения сотрудниками органов управления являются их руководители, прежде всего, непосредственные начальники, которые несут за это персональную ответственность Руководителю не только поручается управлять деятельно­стью подчиненных, но и устанавливаются нормы его поведения и дейст­вий, которые он обязан соблюдать при исполнении своих обязанностей. Эти нормы охватывают достаточно широкий круг вопросов и включают правовое регулирование задач, функций, методов и формирования органи­зационной структуры управления; они определяют меры должного и воз­можного поведения каждого субъекта управленческой деятельности; за­крепляют систему взаимоотношений органов управления с другими орга­нами и организациями и т. д.

Законы для организации — законодательные акты, устанавливаю­щие соответствующие законы регулирующие процессы формирования и деятельность организации. Эти законы являются частью законов организа­ции управления, но в значительной мере отражают субъективные представ­ления законодателей об условиях, необходимых для реализации общей концепции системы государственного управления в той или иной сфере деятельности, а потому не всегда научно обоснованы.

Закон единства системы управления — свойство системы управле­ния, выражающее ее способность функционировать и развиваться как це­лостный социальный организм

Закон Зимерги (мэрфология) — «Люди согласны сделать работу, ко­гда необходимость в этом отпала».

Закон Мескимена (мэрфология) — «Всегда не хватает времени, что­бы выполнить работу как надо, но на то, чтобы ее переделать, время нахо­дится».

Закон мобилизации — закон обеспечения эффективного функцио­нирования системы управления, который состоит в том, что краткосрочные цели больше, чем долгосрочные, способствуют внутренней мобилизации участников управленческого процесса, а, следовательно, и повышению эф­фективности их деятельности. Поэтому, при органи­зации управления годовые цели лучше представлять в виде полугодовых, полугодовые — в виде квартальных и т. д. и, соответственно, планировать работу.

Закон Мэнкена (мэрфология) — «Кто может — делает, кто не может — учит».

Дополнение Мартина — «Кто не может учить — управляет».

Закон композициизакон организации управления, суть которого состоит в том, что функционирование всех без исключения организацион­ных элементов (уровней, звеньев управления ) в той или иной степени под­чиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представля­ют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями.

Закон Кушнера (мэрфология) — «Шансы на выполнение работ обратно пропорциональны числу лиц, по долгу службы обязанных это сделать».

Закон параллельного действия — устойчивая закономерность ис­пользования управляющего воздействия, означающая, что воздействие, направленное на коллектив, представляет собой одновременно и воздейст­вие на каждого члена коллектива, а в свою очередь воздействие, направ­ленное на отдельного работника — члена коллектива, представляет собой и воздействие на коллектив. С учетом этого, воздействие как на отдельную личность, так и на весь коллектив должно совершаться в совокупности, то есть всякое управляющее (особенно воспитательное) воздействие осуще­ствляется параллельно как в отношении личности, так и в отношении кол­лектива.

Закон Паттона (мэрфология) — «Хороший план сегодня лучше безупречного плана завтра».

«Законы Паркинсона» — законы (правила) организации управления, предложенные С. Нортоном, изложенные Паркинсоном в шутливой фор­ме, вполне можно отнести к законам мэрфологии: объем работы возрастает в той мере, в какой это необходимо, чтобы занять время, выделенное на ее выполнение; чиновник стремится увеличивать число подчиненных, но не соперников; чиновники создают работу друг для друга; работа может быть неограниченно растянута с тем, чтобы занять все время, отведенное для ее выполнения; расходы растут в соответствии с ростом доходов и др.

Закон повышения потребностей — один из наиболее общих эконо­мических законов, выражающий качественную и количественную направ­ленность развития социальных потребностей. З.п.п. характеризует объек­тивно необходимую взаимосвязь и взаимодействие между производствен­ным, личным и общественным потреблением: по мере расширения производства, усложнения решаемых задач повышаются и развиваются потребности работников, соответственно должна расти степень их удовле­творения, совершенствоваться структура и качество управления их дея­тельностью. Руководителю важно учитывать этот закон при определении ценностных ориентаций возглавляемого коллектива.

Закон пропорциональности — закон формирования организацион­ной структуры управления, который требует соблюдения оптимальной пропорциональности между ее элементами при любых возможных изме­нениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать потенциал, которым они обладают, обеспечивать необходимую устойчивость и разви­тие организации.. Например, переход организации на компьютерную тех­нологию управления потребует увеличения численности информационно-аналитического подразделения и сокращения численности машинописного бюро.

Закон самосохранения — закон формирования организационной структурыуправления, предполагающий, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое. Самосо­хранение организации обеспечивается также за счет сочетания двух проти­воположных организационных начал: стабильности и развития.

Это требует соблюдения ряда условий: недопущения серьезных по­трясений (возмущающих воздействий ), которые могут привести к потере организационной устойчивости; сохранения внутреннего единства струк­туры (например, недопущение конфликтов, перестроек; экономия и рацио­нальное использование находящихся в ее распоряжении ресурсов, совер­шенствования технологии деятельности) и внешних границ организации; расширения сферы ее деятельности и т. д.

Закон синергии — основной закон организации управления, глася­щий: свойства и возможности организации как структуры, как единого целого превышают сумму свойств и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимодополнением, взаимоподдержкой, взаимовлиянием.

Закон слабейшего звена — закон обеспечения эффективного функционирования системы управления, который гласит: если в процессе управления этой деятельностью участвуют звенья (подразделения) органа управления, зависящие друг от друга, то эффективность деятельности ор­гана управления в целом зависит от эффективности работы слабейшего звена, как бы ни были сильны другие звенья

Закон соответствия управления управляемому — закон организа­ции управления, отражающий взаимосвязь и взаимообусловленность управляющей подсистемы (субъекта управления) и управляемой подсис­темы (объекта управления), их соотносительность: всякое управляющее воздействие субъекта управления должно соответствовать специфике объ­екта управления. Этот закон требует от субъекта управления в первую оче­редь познания закономерностей состояния и развития того объекта, кото­рым он предполагает управлять, и притом управлять эффективно.

З.с.у.у. находит свое воплощение в ряде конкретных требований: ка­чественные или количественные изменения в управляемом объекте долж­ны сопровождаться соответствующими изменениями в управляющей под­системе (в организационной структуре управления, распределении власти и делегировании полномочий, профессионально-квалификационном со­ставе управленческих кадров и т. д.); структура и функции органов управ­ления каждого уровня должны соответствовать положению данного уров­ня в иерархии системы управления; характер и объем управленческой информации должны соответствовать уровню иерархии управления; руководство должно делегировать сотруднику достаточно полномочий, чтобы он был в состоянии выполнять те задачи, за которые несет ответст­венность

Законы организации управления — основные, наиболее общие закономерности организации социального управления, которые существуют объективно, независимо от сознания людей, действуют интегрально: выте­кающие из них следствия проявляются не дискретно в какой-либо данный момент, а постоянно или на протяжении достаточно большого отрезка времени, а также при целостном изменении системы управления. З.о.у. не следует путать с законами для организации.

З.о.у. имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть раскры­вает механизм действия той или иной закономерности независимо от гео­графического расположения региона, области или сферы управленческой деятельности. Особенное — сохраняя суть общих З.о.у., отражает специ­фику организации управления в данной конкретной сфере управленческой деятельности.

З.о.у. образуют ядро теории данного вида деятельности, способствуют переходу от эмпирического к научно обоснованному управлению, позво­ляют правильно оценивать конкретную управленческую ситуацию, анали­зировать и использовать опыт организации социального управления в раз­ных сферах.

Закон неадекватности оценки — устойчивая закономерность оценки руководителем деятельности подчиненных, суть которой со­стоит в том, что ни один человек не может постичь до конца другого (и, соответственно, его деятельность) с такой степенью достоверно­сти, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека. Тем не менее, любой человек и его дея­тельность как объект управления могут быть оценены достаточно полно и правильно. Этому способствует привлечение к оценке в каче­стве экспертов других лиц (сослуживцев, сотрудников кадровых ап­паратов и т. д.), соблюдение выработанных наукой и апробированных практикой принципов оценки деятельности подчиненных.

Закон неопределенности отклика — закон психологии управления,
отражающий зависимость восприятия людьми управляющего воздействия
от особенности их психологического состояния, влияния разнообразных
факторов внешней и внутренней среды. Это означает, что один и тот же
человек может в разное время и в разных условиях по-разному реагировать
на одно и то же управляющее воздействие. В результате руководитель может оказаться в положении неправильно понятого, а подчиненный — дей­ствовать неадекватно ожиданиям руководителя или конкретной управленческой ситуации («Закон Чизхолма» — закон мэрфологии, отражающий закономерность доведения принятого решения до исполнителей: «Любые указания люди понимают иначе, чем тот, кто их дает». Следствие: «Даже если ваше объяснение настолько ясно, что исключает всякое неверное толкование, все равно кто-то поймёт неправильно»).

Особенно важно учитывать этот закон при доведении принятого ре­шения до исполнителей: всякий раз, отдавая распоряжение, руководитель обязан убедиться в том, что и само распоряжение, и способ его реализации правильно поняты исполнителями.

Закон руководства Джея (мэрфология) — «Суметь изменить положение дел — главное свойство руководителя, а менять его раньше других — верный признак творческой личности».

Закон спора (мэрфология) — «Никогда не спорьте с дураком — люди
могут не заметать между вами разницы».

Закон соответствия целей — закон организации управления, который
гласит: цель производственной деятельности организации первична, а цель
управления этой деятельностью — вторична, определяется ею. Вместе с тем, существует и обратная зависимость: достижение цели управления — необходимое и первейшее условие осуществления организацией своей производственной деятельности и, соответственно, выживания, возможности существования и дальнейшего развития.

Закон связей ( мэрфология) — «Неизбежным результатом расши­ряющихся связей между различными уровнями иерархии является возрас­тающая область непонимания».

Закон состязательности — закон организации управления, отра­жающий зависимость организации управленческой деятельности и ее эф­фективности от характера особых интересов участников управленческого процесса, стремящихся к достижению одной и той же цели (например, за­нятие руководящей должности). Различие таких интересов обусловливает сопоставление личных и деловых качеств, результатов труда соперников, активизирует их инициативу, вынуждает искать более эффективные спо­собы решения стоящих задач, приводит к достижению других позитивных результатов. Монополизм в организации управления как антипод состяза­тельности приводит к деградации коллектива, групповому эгоизму, про­текционизму, бюрократизации и другим негативным последствиям.

Законы управления — общие, существенные и необходимые связи (закономерности) явлений, изучаемых наукой управления.З.у. по своей природе объективны, но характер их действия зависит от сознательного использования человеком. Знание и правильное использование З.у. в прак­тике управленческой деятельности является основой научного подхода к социальному управлению, проявлением взаимосвязи науки и искусства управления. Основной формой реализации З.у. являются принципы управ­ления, а важнейшей составной частью — законы организации управления.

Закон управленческой карьеры — закон развития профессиона­лизма руководящих кадров, согласно которому по мере роста ранга руко­водителей требования к их управленческим знаниям, роль организаторских способностей повышается. Отсюда практически важный вывод: если для замещения первичной руководящей должности низового уровня управле­ния бывает достаточно, как правило, наличия организаторских способно­стей и минимума знаний теории управления, полученных в процессе ву­зовского образования, то для дальнейшего продвижения по иерархической лестнице необходимо дополнительное профессионально-управленческое образование, развитие организаторских качеств руководителя.

Закон целостности-гармонии — закон организации управления, ко­торый утверждает: организация может выполнить возложенные на нее за­дачи в полном объеме и функционировать как целостная система с макси­мальной эффективностью при гармоничной организационной структуре системы управления. При этом гармония понимается как стройность структуры, устойчивость связи ее элементов и соразмерность выполняе­мых ими функций, как естественный результат эволюционного процесса развития данной системы управления: все излишнее постепенно уходит, а недостаточное постепенно восполняется, развивается, достигая временного равновесия.

Закон экономии движений — проявление объективной необходимо­сти устранения лишних, непроизводительных движений и экономии ре­сурсов для их осуществления. Его действие учитывается при проработке широкого круга организационных вопросов: а) при планировке рабочих мест таким образом, чтобы маршрут движения предмета труда (в органах управления — прежде всего информации) по технологическим стадиям был бы возможно короче; б) при размещении структурных подразделений аппарата управления по служебным помещениям так, чтобы наиболее тес­но связанные из них по роду работы были расположены возможно ближе или смежно. Использование З.э.д. в управленческом процессе, как и ис­пользование любых других объективных законов, обеспечивает научность управления.

Закон управляемости Веллингтона (мэрфология) — «Наверху со­бираются сливки... и пена тоже».

Закон Уолда-Канна (мэрфология) — «Эффективность совещания обратно пропорциональна ) — «Решение сложной задачи поручайте ленивому числу участников и затраченному времени».

Закон экономии времени — требование сокращения временных за­трат труда на единицу полезного результата деятельности субъекта и объ­екта управления.

Закон Хеллера (мэрфология ) — «Первый миф науки управления со­стоит том, что она существует».

Закон цели — закон организации управления, который гласит: произ­водительность труда будет иметь тенденцию к увеличению, если выполняемая работа ориентирована на такие цели, которые понятны исполните­лям и приняты ими к практической реализации.

Закон эффективности управленческого труда — закон органи­зации управления, который выражает устойчивую зависимость эффек­тивности управленческого труда от степени соответствия функций, ответственности, прав и обязанностей участников процесса управле­ния на каждом его уровне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.