Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механистическо-бюрократическая деятель­ность осуществляется, помимо прочего, в простой и ста­бильной внешней среде




Условия существования механической бюрократии.

Деятельность организации в сложных условиях не мо­жет быть разложена на простые задачи (рационализирова­на), а работу в динамическом окружении трудно прогно­зировать, сделать ее повторяющейся и, следовательно, стандартизировать.

Кроме того, механистическая бюрократия чаще всего встречается в зрелых, достаточно крупных организаци­ях, выполняющих большие объемы требующих повторе­ния и стандартизации операций. Возможность внедре­ния стандартов предполагает, что эти организации существуют достаточно длительное время. Им уже при­ходилось сталкиваться с проблемами координации, и они сумели установить соответствующие правила и процеду­ры. Механистическая бюрократия представляет собой вторую стадию структурного развития, развиваясь и созревая, простая структура превраща­ется в бюрократический механизм.

Механистические бюрократии обычно отождествля­ются с регулируемыми техническими системами, по­скольку они программируют работу и, следовательно, таковая поддается формализации. Эти технические системы варьируются от самых простых до умеренно слож­ных, но не более того. Высокосложные технические си­стемы требуют делегирования значительных властных полномочий специалистам из числа вспомогательного пер­сонала, а возникающая при этом форма децентрализации несовместима с механистической бюрократической струк­турой. Подобная техническая система не может быть и автоматизирована, поскольку тем самым устраняется од­нообразие операционной деятельности и выстраивается иная конфигурация. Таким образом, хотя организация, выполняя стандартизированную деятельность, широко использует средства механизации и компьютеры, она оста­ется механистической бюрократией только до тех пор, пока эти средства не подменяют ее рабочую силу (преимуще­ственно неквалифицированных работников). Самые известные механистические бюрократии — это фирмы, занятые массовым производством. Их операционные рабочие потоки представляют собой своего рода разомкнутые цепочки, через один из концов которых в систему поступает сырье. В дальнейшем система функ­ционирует герметично, обрабатывая исходные материа­лы с помощью последовательных стандартизированных операций, в результате чего на другом ее «полюсе» появ­ляется конечная продукция. Эти горизонтальные опера­ционные цепочки обычно сегментированы на звенья, каждое из которых образует один функциональный участок с отчетностью по вертикальной цепи полномочий. Даже в огромных фирмах массового производства эф­фект масштаба таков, что эти функциональные структу­ры сохраняются до самого верха иерархии. Аналогично в обрабатывающих отраслях, когда фирма не в состоянии автоматизировать операции, но должна использовать большое число работников, она тяготеет к функциональ­ной структуре механистической бюрократии.

В случае гигантских механистических бюрократий наблюдается любопытный сдвиг во взаимоотношениях меж­ду внешней стабильностью окружения и структурной
формализацией — зависимой переменной становится ста­бильность. Эти организации делают крупные капитало­вложения в сохранение текущего состояния внешней
среды, ибо в противном случае они не смогли бы сохра­нить свои огромные технические системы. Если некогда они пришли к бюрократизации вследствие устойчивости
среды, то, развиваясь, они стремятся к стабилизации окру­жения.

Ни для кого не сек­рет, что в таких отраслях, как транспорт, металлургия и производство табачных изделий, гигантские корпорации пытаются контролировать факторы спроса и предложе­ния — при помощи рекламных кампаний, долгосрочных контрактов, иногда посредством создания картелей или «беря под свое крыло» осуществле­ние вспомогательных функций. Они также используют стратегии «вертикальной интеграции», то есть распростра­няют производственные цепочки в обе стороны, становясь поставщиками и покупателями собственной продукции. Это позволяет им включать во внутриорганизационный плановый процесс и регулировать некоторые факторы спроса и предложения. В итоге, окрепнув, механистиче­ская бюрократия может распространить свое влияние на внешнюю среду, пытаясь контролировать все, что может угрожать ее плановым операциям.

Конечно же, континуум механистических бюрократий не ограничивается только крупными производственными или частными организациями. Аналогичную структуру могут использовать небольшие предприятия (например, про­изводители мебели или бумажной продукции), процесс производства которых предполагает выполнение простых однообразных операций. По тем же причинам ее исполь­зуют многие сервисные организации—их называют бюрократиями «белых воротничков». Так, в страховой компании, вместо цепочки рабочих на сборочном конвейере, видим расставленные в шахматном порядке столы конторских служащих, в телефонной компании — кабины телефо­нистов, в банках — вереницы кассиров в окошках. Результаты работы этих сервисных организаций не похожи на заводскую продукцию — как и цвет воротничков их работ­ников, — но их операционная деятельность, будучи столь же однообразной и малоквалифицированной, также хоро­шо поддается формализации. К примеру, большая гостини­ца принимает форму механистической бюрократии потому, что эта форма как нельзя лучше соответствует оказывае­мым ею физическим услугам. На этапе строительства мес­тоположение и размер гостиницы, а также интерьеры ее по­мещений (то есть, по большому счету, ее товарно-рыночная стратегия) в основном уже утверждены. Ее последующий успех зависит от того, насколько эффективно она управля­ет операциями и удовлетворяет клиентов. А у клиентов есть определенные ожидания — они надеются не на сюрпризы, а на стабильность. Механистические бюрократии хороши там, где необходимы гаран­тии того, что все пойдет «как по маслу».

Контроль является отличительной чертой механисти­ческой бюрократии. Естественно, что данной конфигура­ции, несмотря на присущие ей противоречия, придержива­ются и организации, осуществляющие контрольные функ­ции, — органы государственного регулирования, тюрьмы, правоохранительные органы. Они составляют разновид­ность контролирующих бюрократий. Еще одно условие, подталкивающее организацию к механистической бюрок­ратии, — особая потребность в безопасности и надежнос­ти. Организации, специализирующиеся на авиаперевозках или борьбе с пожарами, должны минимизировать свои риски. Следовательно, эти бюрократии, обеспечивающие безопасность, вынуждены всесторонне формализовать действия сотрудников, с тем чтобы добиться точного со­блюдения инструкций. Немного найдется пассажиров, же­лающих приобрести билеты на рейсы авиакомпании с органической структурой, в которой техники, вместо того чтобы строго следовать инструкциям, делают только то, что им интересно, а пилоты могут принять решение о це­лесообразности посадки в условиях нулевой видимости. Равным образом пожарная команда не имеет права по при­бытии к горящему дому терять время на получение указа­ний начальника или дискутировать на тему о том, кто из ее членов должен подсоединять шланг к гидранту, а кто — взбираться по лестнице. Может показаться, что эти орга­низации оперируют в весьма динамичной внешней среде, но фактически большинство ситуаций, с которыми они сталкиваются, предсказуемы — поскольку не раз возникали ранее — следовательно, имеется и возможность формализации управленческих процедур. (Конечно, в непредви­денных ситуациях той же пожарной команде придется действовать как органической структуре.) Подобные организации называются. контингентными (ситуационными) бюрократиями. Их цель — предоставление не обы­денных услуг, а постоянная готовность к возникновению нестандартных для публики и обыденных для них ситуаций. Но поскольку оказываемые ими услуги крайне важ­ны, организации обязаны тщательно разработать процеду­ры быстрого и эффективного реагирования на каждую прогнозируемую аварийную ситуацию. Операторы этих организаций проводят много времени в тренировках, со­вершенствуя принятые процедуры. Они всегда начеку и надеются, что следующая ситуация не будет из разряда непредвиденных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.