Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология проектирования организационных форм управления




Следует различать методы выполнения проектных работ и проектные методы.

Методы выполнения проектных работ:

- Оригинальное проектирование является традиционным и характеризуется тем, что все виды проектных работ ориентированы на создание индивидуальных проектов. Для каждого конкретного объекта разрабатывается проект, в максимальной степени учитывающий особенности этого объекта. Данный метод проектирования имеет весьма высокую трудоемкость и большие сроки.

- Типовое проектирование – его методы предполагают разделение создаваемой системы на составляющие компоненты и создание для каждого из них законченного проектного решения, которое затем с некоторыми модификациями используется при проектировании организационной системы. Например, модельный метод, когда декомпозиция системы осуществляется на уровне организационного модуля, являющегося локальной частью системы или подсистемы. Результатом проектирования является индивидуальный проект организации с типовыми элементами в виде организационных модулей.

- Автоматизированное проектирование ‑ создание и использование на практике систем автоматизированного проектирования. В организационных системах автоматизированного проектирования процесс разработки рассматривается с системных позиций и основан на использовании ЭВМ. В основе системы автоматизированного проектирования лежит модельный метод, применение которого предполагает построение и поддержание в адекватном состоянии глобальной модели организационной системы и автоматизированное создание соответствующего этой модели проекта.

Проектный метод ‑ это любое действие, которое можно предпринять в процессе проектирования. При оценке вариантов проекта и выборе окончательного варианта могут быть использованы методы стоимостного анализа, анкетного опроса, выбор шкал измерения, выбор критериев оценки и т.д. Каждый проектный метод призван решить ту или иную цель проектирования.

В табл. 8.2 приведен перечень ряда принятых методов в сопоставлении с целями проектирования.

Таблица 8.2

Методы в сопоставлении с целями проектирования

Проектные методы Цели проектирования
  Стоимостный Ускорить поиск снижения себестоимости, анализ изделий в проектных и производственных организациях
  Системотехника Добиться внутренней совместимости между элементами системы и внешней совместимости между организацией и окружающей средой
  Поиск границ Найти пределы приемлемых проектных решений
  Интервьюирование Собрать информацию, известную только потребителям данного изделия или системы
  Анкетный опрос Собрать информацию среди большой группы населения
  Выбор шкал Соотнести измерения и вычисления измерения с погрешностями наблюдений, стоимостью сбора данных и задачами проекта
  «Мозговая атака» Стимулировать группу лиц к быстрому генерированию большого количества идей
  Синектика Направить спонтанную деятельность мозга и нервной системы человека на исследование и преобразование проектной проблемы
  Ликвидация Найти новые направления поиска, если очевидная область поиска не дала приемлемого решения
  Классификация Разделить проектную проблему на поддающиеся решению части информации

Проектирование и корректировка организационных структур осуществляется на основе нескольких взаимодополняющих методов:

- Метод аналогий заключается в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными характеристиками (целями, технологией, спецификой, размером и т.д.) по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится разработка типовых структур управления, а также определение границ и условий их применения.

- Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением руководителей, что позволяет выявить специфические особенности проблем и «узкие места» в работе аппарата управления. Метод дает возможность выработать рациональные рекомендации по формированию или перестройке управления, исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Данный метод является наиболее гибким и всеобъемлющим.

- Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей и подцелей организации, включая их количественную и качественную формулировки и последующий анализ организационных структур с позиций их соответствия системе целей.

- Метод организационного моделирования состоит в. разработке формализованных математических, графических и др. отображений (моделей) распределения полномочий и ответственности в организации. Разработанные модели являются базой для проведения вычислительного эксперимента с целью построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур во взаимосвязи их переменных.

 

Вопросы для самопроверки и обсуждения к теме

1. Что является основой методологии организационного проектирования?

2. Каково содержание стадий процесса организационного проектирования?

3. Каковы методы организационного проектирования?

4. Назовите критерии оценки эффективности организационных решений.

5. Перечислите основные этапы организационного проектирования.

6. В каких случаях оправдана реорганизация?

7. Каковы этапы процесса реорганизации?

8. Как осуществляется процесс создания прообраза будущей организации?

9. В чем суть моделирования деятельности организации?

10. Как оценить эффективность организационных решений?

 

 


Тема 9. Культура организации.
  1. Содержание понятий «культура» и «организационная культура»
  2. Соотношение «корпоративной» и «гражданской» культуры
  3. Типология организационных культур.
  4. Современная украинская организационная культура.

1. Содержание понятий «культура» и «организационная культура»

 

Культура в общечеловеческом смысле — исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в формах организации жизни, а также в создаваемых материальных и духовных ценностях.

Социальная организация, по данному ранее определению,— это объединение людей, созданное для выполнения определенных функций. Основу организации составляет ее коллектив. Так как организация представляет собой целевую управляемую систему, то между членами коллектива должны существовать упорядоченные отношения, которые регламентируются вполне определенной системой норм и правил.

Известно, что организация с хаотическими взаимоотношениями между людьми неуправляема, следовательно, неспособна к эффективной деятельности и обречена на скорую гибель. Особенно важно выполнение этого требования для вновь создаваемых организаций, поскольку отсутствие четкой организации на начальном этапе значительно увеличивает время вхождения коллектива в нормальный рабочий режим.

Организационная культура — это система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами организации.

Организационная культура неразрывно связана с организационным поведением, в котором принято выделять: поведение руководителя; групповое поведение; индивидуальное поведение (поведение личности).

Сегодня знание возможностей и поведения работника в организации ‑ важный элемент организационной культуры. В современной литературе насчитывается около 50 понятий организационной культуры, ниже приведены пять из них (рис. 9.1).

  Понятия организационной культуры    
   
               
             
  1) система материальных и духовных ценностей, взаимодействующих между собой, присущих данной организации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других во внешней среде   2) система принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всем в организации двигаться в одном направлении как единому целому   3) набор наиболее важных положений, задающих работникам ориентиры их поведения и действий  
           
  4) сложившийся психологический климат работы в организации    
   
             
  5) система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев, традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников в организации, отличающаяся стилем руководства, показателями удовлетворенности работой, уровнем взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с самой организацией    
   
                                   

Рис. 9.1. Понятия организационной культуры

Культура организации относится к базовым понятиям науки «теория организаций». Организационная (корпоративная) культура (ее элементы: сознание, человеческие знания, чувства, настроения, философские, экономические, управленческие концепции, мыслительный и эмоциональный потенциал) ‑ это регламентированные способы взаимоотношений с внешней средой и внутри организации. Развитие организационной культуры ‑ это необходимое условие самореализации работников. Э. Шайн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням (рис. 9.2).

Рис. 9.2. Концептуальная иллюстрация аспектов организационной культуры

Внимание организационной культуре стало уделяться в 60 ‑ 70 гг. ХХ в., когда у рабочих американской промышленности произошло падение результативности, производительности и гордости за выполненную работу, что вынудило менеджеров обратить внимание на вопросы корпоративной философии, социальной ответственности, деловой этики, успешно реализовавших себя в японских корпорациях (рис. 9.3).

О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н А Я К У Л Ь Т Р А   Элементы организационной культуры
  Ø Культура управленческих действий
  Ø Стиль управления
  Ø Философия организации
  Ø Церемонии и ритуалы
  Ø Нормы и правила поведения
  Ø Структура управления
  Ø Система ценностей
  Ø Традиции
  Ø Субъекты организации
     
  Типы культуры
  Ø Административно-командный
  Ø Информационно-аналитический
  Ø Социально-ориентированный
     
  Уровни организационной культуры
  Ø Высокий
  Ø Средний
  Ø Низкий
     
  Средства организационной структуры
  Ø Хорошие взаимоотношения в коллективе
  Ø Социальные льготы для сотрудника
  Ø Наличие фирменного стиля
  Ø Образцовое поведение руководителя
     
  Этапы формирования организационной культуры
  Ø Определение миссии организации
  Ø Определение основных базовых ценностей
  Ø Формировка стандартов поведения членов организации
  Ø Описаний традиции и символики, отражающей с 1 по 3 этапы

 

Рис. 9.3. Сущность организационной культуры

Элементы организационной культуры. Организационная культура имеет определенный набор элементов ‑ символы, ценности, верования (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Элементы организационной культуры

Элементы организационной культуры Содержание элементов
Культура управленческой деятельности совокупность управленческих знаний и навыков
Стиль управления применяемая руководителем устойчивая система средств, методов и форм взаимодействия с коллективом организации, которая направлена на выполнение миссии организации
Структура управления логически построенная взаимосвязь элементов и уровней управления, позволяющая наиболее эффективно достигать цели организации
Философия организации исповедуемые организацией положения, идеи, определяющие ее предназначение и совершаемые действия
Система ценностей принятые в организации приоритеты, имеющие значение для всех сотрудников
Церемонии, ритуалы гимн, приветствие новых сотрудников, организационная символика на одежде, логотипах организации ‑ отражают идеи организации
Традиции определенный порядок отношений, мышления, деятельности и поведения, складывающийся в процессе развития организации
Нормы и правила поведения закрепленные письменно или устно стандарты действий, которых придерживаются все члены организации
Субъекты организации сотрудники организации, ее руководители, неформальные лидеры ‑ все те, кто в процессе своей деятельности формируют организационную культуру



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.