КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка эффективности проектов внешнеэкономического сотрудничества
Классификация субъектов государственного регулирования и управления ВЭД в Российской Федерации
Процесс управления предполагает его организацию, т.е. создание определенной структуры органов управления, разграничение их полномочий, прав, обязанностей и ответственности, соподчиненность и взаимодействие с целью повышения эффективности ВЭД. Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления, охватывающей общегосударственный, функционально-отраслевой и территориальный уровни, в том числе и ВЭД, заложены Конституцией РФ. Однако в системе регулирования можно выделить ещё два уровня − предприятий, непосредственно осуществляющих ВЭД, и общественных объединений, оказывающих помощь участникам ВЭД, взаимодействующих с государственными органами власти. Институционально-организационная структура механизма регулирования и управления ВЭД в Российской Федерации приведена на рис. 1. Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть в Российской Федерации осуществляется в лице Федерального Собрания (Парламента РФ), которое является представительным и законодательным органом и состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. К ведению законодательной власти наряду с другими вопросами относится принятие законов, в том числе во внешнеэкономической сфере, обязательных к применению на всей территории Российской Федерации, а также назначение на должность руководителей Правительства, Центрального банка РФ и решение других вопросов.
Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом РФ. В целом судебная система нашей страны устанавливается Конституцией РФ и Федеральным Конституционным Судом. Основное назначение судебной системы применительно к сфере ВЭД − защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и предпринимателей, причем не только отечественных, но и зарубежных. Преимущества судебного порядка защиты очевидны. Суд независим и подчиняется только закону. Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении ВЭД в России, обладает исполнительная ветвь, возглавляемая Президентом и Правительством РФ. В соответствии с законодательством Президент РФ в области управления и регулирования ВЭД может: § осуществлять общее руководство государственной ВЭП (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям); § подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах; § регулировать военно-техническое сотрудничество; § определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Указом Президента РФ и состоит из двух уровней: Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти − государственных комитетов, комитетов, федеральных служб, департаментов и др.). Правительство РФ во внешнеэкономической сфере выполняет следующие функции: § проводит в стране единую ВЭП, осуществляет разработку соответствующих программ; § участвует в организации и проведении международных переговоров; § в формировании экспортного и импортного режимов; § осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;
§ регулирует величины ставок таможенного тарифа; § принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта; § разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ. В управлении ВЭД России наибольшее значение имеют Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Государственный комитет по стандартизации и метрологии РФ. Министерство экономического развития и торговли РФ, созданное Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» на основе упраздненных Министерства экономики и Министерства торговли. На Министерство экономического развития и торговли РФ возложены координация и регулирование ВЭД как части общих отношений с иностранными государствами, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области внутренней торговли, общественного питания и туризма. Основными задачами Минэкономразвития России в области регулирования ВЭД являются: § разработка предложений по государственной ВЭП Российской Федерации и ее реализация, осуществление государственного регулирования ВЭД; § участие в реализации государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, разработке и осуществлении мер по предотвращению угрозы экономической и продовольственной безопасности страны, а также мер по защите экономических интересов Российской Федерации, ее субъектов, российских участников ВЭД, отечественных товаропроизводителей и потребителей на внешнем и внутреннем рынках; § координация и контроль внешнеторговой деятельности по вопросам совместного ведения Российской федерации и ее субъектов; § обеспечение благоприятных условий для доступа и увеличения объемов экспорта российских товаров и услуг на внешний рынок, включая разработку и реализацию мер по обеспечению эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику; § разработка предложений о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам внешнеэкономических связей, обеспечение выполнения обязательств российской стороны по этим договорам и осуществления вытекающих из них прав российской стороны, а также наблюдение за выполнением другими участниками договоров их обязательств;
§ содействие привлечению иностранных инвестиций, участие в разработке и реализации механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами; § 7) организация научного и информационно-аналитического § разработка основных направлений государственной политики в отношении государств − участников Содружества Независимых Государств, обеспечение стратегического курса Российской Федерации наразвитие всестороннего сотрудничества с этими государствами; § содействие формированию Союзного государства, Таможенного союза государств − участников Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического сообщества, а также § • зоны свободной торговли и единого экономического пространства в рамках СНГ; § взаимодействие с органами СНГ, Союзного государства, интеграционного объединения государств − участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, других межгосударственных объединений, созданных в рамках СНГ; § разработка предложений по формированию единой государственной политики в области экспортного контроля и ее реализации; § осуществление контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательных и иных нормативных правовых актов в области экспортного контроля; § участие в осуществлении контроля за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по ВЭО; § содействие в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации. В функции Минфина России в части регулирования внешнеэкономической сферы входит:
§ внесение в Правительство РФ предложений об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин; § регулирование (совместно с Министерством по налогам и сборам РФ) системы налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД; § разработка методических основ составления платежного баланса; § разработка и реализация единой политики формирования структуры государственных заимствований; § проведение совместно с Центральным банком РФ операций по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга страны; § управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации, осуществление необходимых мер по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию; § осуществление по поручению Правительства РФ сотрудничества с международными финансовыми организациями, проведение с ними в установленном порядке переговоров и консультаций по вопросам финансовой политики и заключения кредитных соглашений; § подготовка предложений по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами; § разработка совместно с Минэкономразвития России проектов § участие в подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений; § участие в работе по возврату кредитов, предоставленных Российской Федерацией и СССР иностранным государствам; § осуществление необходимых мер по выполнению обязательств Российской Федерации по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Федеральная налоговая служба РФ осуществляет: § контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов других обязательных платежей налогоплательщиками − участниками ВЭД; § учет налогоплательщиков; § государственную регистрацию юридических лиц посредством внесения в Единый государственный реестр сведений о создании, ре организации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с законодательством Российской Федерации; § участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме; § возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов; § валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству Российской Федерации, за исключением валютных операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений; § подготовку предложений по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртсодержащей, алкогольной и табачной продукции; § участие в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежание двойного налогообложения доходов и имущества и реализацию указанных соглашений. Центральный банк РФ (Банк России) независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими законодательными актами. Основные задачи Банка России: § регулирование денежного обращения; § обеспечение устойчивости рубля, единой федеральной денеж но-кредитной политики; § организация расчетов и кассового обслуживания; § защита интересов вкладчиков, банков; § надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредит ных учреждений; § осуществление операций по ВЭД. ВЭД Банка России сводится к тому, что он представляет интересы страны в центральных банках других стран, международных банках и иных финансово-кредитных организациях при условии осуществления сотрудничества на уровне центральных банков, выдает лицензии на осуществление коммерческими.банками операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных учреждений на территории РФ. Кроме того, Центральный банк РФ управляет официальными золотовалютными резервами Российской Федерации, определяет и публикует официальный курс рубля к денежным единицам других государств. Банк России вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в России и за границей, которые соответствуют законодательству РФ и приняты, в международной банковской практике. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) − центральный правоохранительный орган в сфере ВЭД, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. ФТС (совместно с таможенными органами Российской Федерации) выполняет следующие основные функции: § обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы России; § обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации; § применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; § осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации; § ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности; § обеспечивает выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела; § выполняет другие функции в организации таможенного дела в России. В целом система управления таможенным делом определяется Таможенным кодексом РФ и включает три уровня: Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления и таможни. В настоящее время в России действуют 11 региональных таможенных управлений и свыше 500 таможенных учреждений (свыше 120 таможен и более 400 таможенных постов). Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ. Главной целью его работы является обеспечение прав потребителей на безопасность потребляемой продукции. В связи с этим Госстандарт осуществляет функцию надзора и контроля за продукцией, поступающей на российский рынок, на предмет ее соответствия российским и международным стандартам качества и безопасности посредством: • разработки и утверждения национальных стандартов, знака соответствия; выдачи сертификатов соответствия, ведения единого реестра выданных сертификатов; аккредитации испытательных лабораторий (центров), осуществляющих процедуру обязательной сертификации по различным схемам. В рамках своей компетенции безопасность продукции обеспечивают также Государственный санитарно-эпидемиологический надзор при Министерстве здравоохранения РФ; Департамент ветеринарии, Государственная служба по карантину растений при Министерстве сельского хозяйства РФ. Определенное значение в регулировании и управлении ВЭД на уровне государства имеют также другие органы федеральной исполнительной власти (каждый применительно к своим функциям): § Министерство иностранных дел РФ; § Министерство по антимонопольной политике РФ; § другие федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Складывающаяся в настоящее время в России система органов государственного управления ВЭД призвана обеспечить выполнение единой государственной политики в этой области. В соответствии с проводимой в стране административной реформой изменяется структура федеральных органов исполнительной власти, их компетенция и функциональная направленность. В частности, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №'314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»: сохранены: Министерство экономического развития и торгов ли РФ, Министерство финансов РФ, Министерство иностранных дел РФ; ЦБ РФ; упразднены: Министерство - по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ; образованы: Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство образования и науки РФ; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; преобразованы: ГТК РФ в Федеральную таможенную службу при Минэкономразвития России; Министерство по налогам и сборам РФ в Федеральную налоговую службу при Минфине России; Государственный комитет по стандартизации и метрологии − в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии при Министерстве промышленности и энергетики РФ.
В настоящее время, как это ни странно, отсутствует какая-либо методика определения эффективности внешнеэкономических связей в нашей стране. На уровне отдельных сделок счет эффективности, несомненно, производится, затраты и результаты сопоставляются. Такая методика будет рассмотрена ниже. Что же касается макроуровня, расчеты эффективности внешней торговли не осуществляются. Исходя из нынешней практики финансовых расчетов при экспорте и импорте, для оценки результата ВЭД, в макроэкономическом смысле, представляется обоснованным считать в качестве такового прежде всего таможенные доходы от внешней торговли. Как известно, эти доходы складываются из таможенных платежей. Последние состоят из таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза и таможенных сборов. О существенной величине чистых доходов от ВЭС РФ свидетельствуют даже неполные показатели, а именно: доходы, полученные ГТК РФ и вносимые в доходную часть бюджета. В настоящее время они составляют порядка 38% всех доходов Федерального бюджета. Всю систему показателей экономической эффективности ВЭД предприятия можно разделить на две группы: показатели эффекта и показатели эффективности. Показатель эффекта представляет собой абсолютную величину, определяемую разницей между результатами и затратами. Выражается в соответствующих денежных единицах. Показатель эффективности – относительная величина, определяемая как отношение результатов к затратам. Выражается в процентах, долях и т.п. Рассмотрим более общие положения и примеры расчета показателей эффективности некоторых операций.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |