Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции осуществления таможенной политики в современной всеобщей системе государств

 

Международные торговые отношения, которые строятся при помощи рыночных связей, переходят на базу сложной системы двусторонних и многосторонних договорных отношений. В настоящее время они строятся на основе международных торговых договоров, соглашений о таможенных союзах, международных государственно-монополистических объединениях, взаимосвязи в рамках транснациональных корпораций, которые оказывают большое влияние на внешнюю политику государств.

В системе международных отношений государства выступают с позиций национальной внешней таможенной политики, то есть их конкретные целенаправленные действия по охране своего экономического суверенитета в международной системе приобретают первостепенное значение, так как от них зависит согласование норм и принципов международного таможенного права и функционирование международной системы экономических отношений вообще.

Национальная таможенная политика закрепляется государствами в их таможенном законодательстве, основное место в котором отводится таможенному кодексу и таможенному тарифу.

Основные тенденции в осуществлении внешней таможенной политики в современной всеобщей системе государств сводятся к тому, что большинство стран мира (свыше 160) за основу построения национальных таможенных тарифов приняли единую международную товарную классификацию, так называемую Брюссельскую таможенную номенклатуру.

Развитие международного разделения труда, появление все большего числа новых товаров и другие факторы вызвали необходимость разработки более детализированного и унифицированного внешнеторгового классификатора.

Разработка такой системы была завершена Советом таможенного сотрудничества (СТС) с участием 20 других международных организаций принятием в 1983 г. документа под названием «Гармонизированная система описания и кодирования товаров, обращающихся в международной торговле».

Только за период Токийского раунда переговоров государств — участников ГАТТ (1973—1979 гг.) были выработаны и приняты следующие соглашения и договоренности: Соглашение о снижении ставок таможенных тарифов, Соглашение по изменениям в правовой структуре международной торговли. Соглашение по антидемпингу, Соглашение по субсидиям и компенсационным пошлинам, Соглашение по оценке в таможенных целях, Соглашение по процедуре лицензирования импорта, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по торговле гражданской авиатехникой, Соглашение по правительственным закупкам и международная договоренность по говядине, международная договоренность по молочным продуктам и др.

Социальный режим для развивающихся стран, предусмотренный решениями и соглашениями ГАТТ, принятыми в Токио, касается предоставления субсидий и права на компенсацию, антидемпинговых мер, импортных лицензий, установления справедливых цен, устранения технических препятствий на пути торговли и условий закупок государственного сектора, что не носит всеобщего характера, а рассматривается при проведении переговоров в каждом конкретном случае с учетом условий их практической реализации.

Введение специального режима предусматривается на основе принципа «градации», согласно которому любая из сторон использует его в зависимости от своей оценки уровня развития страны-партнера.

Все это весьма далеко отстоит от режима прямых и устойчивых преференций, которого добиваются развивающиеся страны в своем законном стремлении к прогрессу в области внешней таможенной политики и мировой торговли.

В настоящее время нетарифные барьеры представляют собой наиболее эффективное оружие дискриминации и блокирования доступа к рынкам сбыта. Они включают в себя большое количество протекционистских приемов (по подсчетам ЮНКТАД, более 800), начиная от правительственных субсидий, количественных ограничений, введения санитарных и технических норм и кончая преднамеренным усложнением административных процедур. Другой разновидностью нетаможенных барьеров являются так называемые соглашения об упорядочении свободной торговли.

Страны, последовательно проводившие реформы внешнеторговой и таможенной политики, обычно добивались и большего успеха в снижении инфляции, сокращения бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса. Ликвидация нетарифных барьеров (особенно путем замены эквивалентными тарифами), ликвидация исключений из тарифов и повышение самых низких ставок для унификации структуры тарифов способствует увеличению доходов.

Снижение нетарифных барьеров может оказать значительное влияние и при небольшом снижении уровня протекционизма. Одна из простейших мер заключается в отказе от исполнения исчерпывающего списка разрешенных к импорту товаров, запрещенных к ввозу (когда разрешается безлицензионный импорт всех товаров, кроме перечисленных).

В России были созданы тарифные структуры со значительным разбросом ставок и относительно высоким уровнем протекционизма для нерентабельных национальных производителей. Решение проблем, связанных с достижением региональных соглашений, стало настоятельной необходимостью для бывших союзных республик Советского Союза в связи с инициативой по созданию зон свободной торговли и таможенного союза. Особо важное значение имеют мероприятия по достижению конвертируемости национальных валют и создания рыночного механизма маркетинга.

Принятие в 1991 г. Верховным Советом СССР Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе» определено радикальными изменениями в экономике страны, во взаимоотношениях союзных и автономных республик по переходу к регулируемой рыночной экономике и направлено на формирование новой модели управления внешнеэкономическими связями страны с опорой на экономические и правовые рычаги.

Таможенное дело рассматривается в этих законах как важный фактор формирования и развития рынка, его интеграции в мировое хозяйство. В этих целях закрепляется единство таможенной политики и законодательства в управлении таможенным делом. Единая таможенная политика является основной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации.

Таможенный кодекс Российской Федерации, введенный 18 июня 2003 года, — важный этап в становлении таможенной службы на основе равенства всех форм собственности и совершенствования правовой основы таможенной службы в стране в свете реализации норм, провозглашенных Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Кодекс имеет много сходства с европейской и всей международной договорно-правовой базой и ориентирован на международные нормативы.

Текст кодекса свидетельствует, что этот акт направлен на защиту экономического суверенитета Российской Федерации, развитие связей с мировой экономикой, защиту прав участников таможенного процесса и соблюдение ими своих обязанностей в области таможенного дела.

Реализация всех направленных на развитие взаимовыгодного плодотворного экономического сотрудничества рекомендаций и договоренностей, которые были выработаны коллективными усилиями государств и нашли свое отражение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в Итоговых документах, принятых на встрече государств — участников этого совещания в Мадриде, Вене, Парижской хартии для новой Европы, а также Хартии экономических прав и обязанностей государств, Декларации и программе действий по установлению нового международного экономического порядка и других решениях ООН, исключает любые методы экономической агрессии, такие как угроза применения эмбарго, бойкота торговой, кредитной и технологической блокады.

В условиях дальнейшего развития процесса интернационализации хозяйственной жизни и углубления экономической взаимозависимости государств возрастает роль и значение таможенной политики, их многосторонних форм регулирования международной торговли и таможенного сотрудничества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие экономического суверенитета и основные функции государства по его охране в современной таможенной системе межгосударственных отношений | Источники международного таможенного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.