Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия и Конкуренция




Рынок (понятие, сущность, виды, условия функционирования и инфраструктура)

Рынок возник в глубокой древности, с возникновением обмена, от простого - в виде «бартера», обмена товара на товар, а с появлением денег, обмен приобрел форму: товар - деньги – товар, который стал называется товаро-денежном обращением.

Рынок стал регулятором экономической жизни общества, обслуживая все фазы воспроизводства.

  • На фазе производства рынок является поставщиком и продавцом ресурсов;
  • На фазе распределения является механизмом для обслуживания доходов владельцев ресурсов и продавцов товаров;
  • На фазе обмена рынок становится каналом сбыта товаров и закупок ресурсов;
  • На фазе потребления рынок является каналом передачи потребляемых благ от продавца к потребителю.

По определению А.С. Булатова, рынок является способом взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Основными субъектами рыночного хозяйства принято считать: домашнее хозяйство, бизнес (предприниматели, фирмы) и правительство (государство).

Домашнее хозяйство или семья, состоящая из одного или нескольких человек, обеспечивает воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решение о производстве товаров и услуг, имеет частную собственность и стремится к максимизации доходов.

Бизнес (предприниматели, фирмы) являются экономическими единицами, используют ресурсы для производства продукции и оказания услуг, максимизирует прибыль и самостоятельно принимает решение и осуществляет хозяйственную деятельность;

Государство, или совокупность правительственных организаций и учреждений, осуществляют юридические и политические связи, контроль деятельности хозяйствующих субъектов для достижения общественных целей.

Условиями функционирования рынка являются

1. Наличие общественного разделения труда, который ведет к специализации и обмену, который в виде бартера развил стимул к труду и производству благ для их дальнейшей продажи, а с появлением денег рынок приобрел форму товаро-денежного обращения;

2. Обособленность или самостоятельность экономических агентов, возникшей на базе частной собственности на средства производства и появления коллективной формы собственности;

3. Наличие свободного предпринимательства, которое обеспечивает свободный обмен между продавцами и покупателями.

Рынок является сложным механизмом сделок, расходы на которые называются трансакционными издержками, которые состоят из расходов на сбор, обработку информации, поиск покупателей и продавцов, на ведение переговоров и заключение контрактов.

По концепции Коуза эффективные сделки на рынке осуществляются через фирмы и не могут быть индивидуальными, а покупатели товаров создают экономию на трансакционных издержках, осуществляя покупки в магазине.

Рынок может иметь различный вид и широкую классификацию, образуя индивидуальные или отдельные рынки.

1. По экономическому назначению

  1. Рынок средств производства
  2. Рынок предметов труда
  3. Рынок трудовых ресурсов
  4. Инвестиционный рынок
  5. Рынок ценных бумаг
  6. Рынок финансов и др.

2. По географическому назначению

  1. Местный
  2. Региональный
  3. Национальный
  4. Мировой

3. По степени ограничения конкуренции

  1. Монопольный
  2. Олигопольный
  3. Свободный
  4. Смешанный

4. По отраслям промышленности

  1. Автомобильный
  2. Строительный
  3. Мебельный
  4. Зерновой
  5. и др.

5. По характеру и объему продаж

  1. Розничный
  2. Оптовый

Существует также особая классификация рынкапо степени влияния продавцов и покупателей на формирование рыночной цены. По этому критерию можно выделить рынки:

1. совершенной конкуренции (идеальный рынок);

2. несовершенной конкуренции (реальный рынок с различной степенью влияния на цену).

Рыночная экономика является самой эффективной из всех известных экономических систем.. Рыночный механизм не имеет идеального устройства. В зависимости от механизма рынок бывает общий или большой, который состоит из отдельных («малых») рынков, может подразделяться на рынок капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д.

«Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

На «большом» рынке экономические агенты выступают собственниками экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний), которые продают фирмам, получая доходы.

Приобретенные ресурсы производители используют для организации производства продукции, которая затем продается на рынках продукции, потребители приобретают эту продукцию в пределах своих доходов. Любой рынок можно дробить на все более узкие сегменты. например, на рынках ресурсов выделить рынок труда, а рынок труда подразделяется на рынки по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.

Сущность рынка выражается в его функциях, которые определяются целями и задачами рынка. Рыночный механизм решает три вопроса, или проблемы экономики: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций (рис. 1)

 

 

Рисунок 1.- Функции рынка

Сущность рынка проявляется в 5 функциях:

§ Ценообразующая функция отражает полезность товара и издержек его производства за счет его оценки по взаимодействию спроса и предложения. В рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, как при административно-командной системе, а в ходе его. В процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

§ Информационная функция проявляется в том, что цены, которые постоянно изменяются, дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

§ Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Колебание цен регулирует хозяйственную деятельность, а рост их является сигналом к расширению производства. И наоборот. По мнению А. Смита на рынке, действует «невидимая рука», так как предприниматель, имея собственный интерес и стремление к выгоде, может этой рукой направляться на те цели, которые не входили в его намерение. Однако на практике некоторые макроэкономические процессы не подвластны этому механизму, например, в период кризисов, депрессии и инфляции.

§ Посредническая функция реализуется в том, что рынок является посредником между продавцом и покупателем и позволяет найти наиболее выгодные варианты купли-продажи.

§ Санирующая функция проявляется в том, что он проводит постоянный «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, он очищает экономику от неэффективных предприятий и дает зеленый свет тем, которые наиболее активны. Это способствует росту среднего уровня эффективности и повышение устойчивости предприятий.

Современный рынок предполагает также существование разветвленной инфраструктуры, т. е. совокупности учреждений государственного и предпринимательского сектора, обеспечивающих:

1. реализацию интересов участников рыночных отношений;

2. благоприятные условия для выполнения задач субъектов рынка;

3. юридический и экономический контроль хозяйственной деятельности;

4. регулирование деловой активности на рынке.

Торговая сеть, биржи, банки, рекламные и консалтинговые агентства являются главными элементами инфраструктуры любого рынка

В зависимости от вида рынка инфраструктура рынка может состоять из различных элементов

  1. На товарном рынке она представлена совокупностью товарных бирж, страховых предприятий, ярмарок и посреднических фирм;
  2. На финансовом рынке она представлена совокупностью фондов, валютных бирж, банков, страховых компаний и страховых фондов;
  3. На рынке труда она представлена совокупностью бирж труда, служб занятости и переподготовки кадров, выполняя регулирующую функцию миграционных процессов.

С развитием производства понятие рынка значительно расширилось

1. С точки зрения организации – это общественная форма функционирования экономики;

2. С точки зрения участников рынка – это общественная форма связи между тремя хозяйственными субъектами.

Рынок имеет достоинства и недостатки, как это показано в таблице 1.

Таблица 1.- Достоинства и недостатки рынка

ДОСТОИНСТВА РЫНКА НЕДОСТАТКИ / ПРОВАЛЫ РЫНКА
1. Гибкость системы управления 1. 1.Не дает право на отдых и труд
2.Возможность внедрения новой техники и технологии 2. Воспроизводит социальное неравенство между бедными и богатыми, ведет к социальному расслоению общества.
3. Снижение издержек и повышение эффективности производства благ 3. Не стимулирует эффективность производительности труда при получении общественных благ
4. Оперативность в определении цен на продукцию и услуги 4. Неэффективное использование природных ресурсов
5.При совершении сделок независимость продавцов и покупателей 5. Стихийный характер развития, то есть чередование спадов и пиков производства;
6. Способность удовлетворения потребности в количественном и качественном отношении, ориентируясь на вкусы потребителей и возможности производителей 6. Не решает в обществе социальных проблем, таких, как социальная защищенность граждан, пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение и другие;  
7. Вознаграждает тех, кто интенсивно и эффективно работает, дифференцируя доходы и поддерживая действенные стимулы к труду.   7.Невозможность развития фундаментальных научных исследований;  
  8. Отсутствует механизм защиты окружающей среды,

§ Цены на товары и услуги устанавливаются за счет действия механизма конкуренции. Цена является регулятором денежных и товарных потоков лишь при наличии конкурентной борьбы между участниками экономической деятельности. Конкуренция во многом направляет действия «невидимой руки», о которой писал А.Смит. Понятие конкуренция происходит от латинского слова «concurrencies», которое означает сталкивание и соперничество. Конкуренция - это соперничество между участниками рынка. Существуют различные трактовки конкуренции. Неоклассическая школа, конкуренцию считает борьбой за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпетер считал, что главное в конкурентной борьбе — внедрение нововведений, «созидающее разрушение», «отжившего»; сама же конкуренция вовсе не идеал, так как технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Представители неолиберального направления рассматривали процесс конкуренции, как один из столпов. Например, Ф. Хайек делал упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей. Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ. Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Для этого необходимо наличие трех условий: - равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); - характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); - свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур). Различают следующие виды конкуренции, или формы рыночных структур:

I. Совершенная (чистая) конкуренция, характерными признаками которой являются: наличие множество мелких фирм;

1) однородность продукции,

2) на цену продукции не влияет ни производитель, ни потребитель, так как доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

3) нет препятствий или ограничений, вход и выход из отрасли абсолютно свободен:

4) нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д. II. Несовершенная к онкуренция связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Для нее характерно

1) незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности,

2) возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка.

3) Наличие жестких барьеров входа и выхода с рынка новых предпринимателей

4) Уникальная продукция, отсутствие близких заменителей продукции, выпускаемых привилегированными производителями

III. Монополистическая конкуренция ( часто встречается на практике) является как бы смесью двух отмеченных видов конкуренции. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связан с какими-либо трудностями. IV. Противоположностью конкуренции служит монополия ( от греч. monos— один и poleo — продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. monos — один и opsonia — закупка). В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик — государство, поставщик — единственная фирма). Целью любой монополии является получение максимально возможного дохода за счет контроля над ценами или объемом производства. Для этой цели монополисты устанавливают монопольную цену на свою продукцию, которая обеспечивает ему сверх прибыль. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. V. Олигополия происходит от двух греческих слов oligos — немногий и poleo — продаю. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию. Это становится возможным за счет слияния нескольких компаний и образования олигополии, которые могут иметь следующие организационные формы:

Таблица 2.- Виды и цели объединения фирм

  Наименование организационной формы олигополии Цель объединения
  КАРТЕЛЬ Соглашение, квотирование количества выпуска продукции или раздел рынка сбыта
  СИНДИКАТ Объединение предприятий по совместному сбыту продукции.
  ТРЕСТ Объединение собственников фирм и производства для организации сбыта продукции монопольных фирм
  КОНСАЛТИНГ Объединение для проникновения крупных корпораций в отрасль, не имеющих производственной и технической связи со сферами деятельности основной фирмы

VI.Чистая монополия и чистая монопсония является сравнительно редким явлением. В ней действует соответственно или один продавец, или один покупатель, которые не имеют конкурентов. Они могут изменять цены в широком диапазоне, а максимальная цена определяется платежеспособным спросом (наличия средств у населения и фирм для покупки товаров).

VII. Естественная монополия представляет собой объединение фирм и увеличение масштаба деятельности, за счет которого достигается минимизация затрат в «одних руках». Например, железные дороги, энергетическое хозяйство, когда одно предприятие может удовлетворить весь рыночный спрос до того момента, когда отдача от масштаба производства после достижения максимального значения, снижается. Преимущества и недостатки монополии

Таблица 3.- Слабые и сильные стороны монополии

Преимущества Недостатки
Высокое качество продукции Ограничивает объем выпуска из-за высоких цен и большой прибыли
Снижение издержек за счет масштаба производства Не способствует развитию предпринимательства
Возможность внедрения НТП на производстве Не заинтересована в социальных вопросах

Государство вынуждено вмешиваться в экономику, проводя макроэкономическую политику, антимонопольные меры и решать социальные проблемы. Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции. Для формирования конкурентных рынков необходимо наличие соответствующей институциональной среды, эффективная работа финансово-кредитной системы, защита национальных производителей. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г., явился первым в истории России; нормативным актом, направленным на развитие конкуренции. С 25 мая 1995 г. вступили в силу изменения и дополнения к этому Закону. В этих документах определены понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены, понятие «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, а в ряде случаев — 35% и более. В практике рыночных отношений различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция — это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимаются технический шпионаж, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирм.

4. Закон спроса и предложения

Спрос это то количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились. Именно эти эффекты определяют наклон кривой спроса. Понятие «спрос» отражает желание и возможность потребителя/ покупателя приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Например, у потребителя может быть желание приобрести автомобиль за 15 тыс. долл., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует. Существуют ценовые и неценовые факторы спроса. Ценовые факторы отражают закон спроса и выражаются при движении по кривой спроса. Кроме того, на спрос влияют: 1.изменение ажиотажного спроса, вызванного ожиданием повышения цен; 2. изменение спроса на некоторые редкие и дорогие товары – товары роскоши, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.); 3. переключение спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок — на домашние компьютеры, а снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них). Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса, которое выражается движением по кривой спроса (рис. 2).

 

Рисунок 2. Закон спроса. D - Qd

Например, если цена костюма снизится с 2 тыс. до 1 тыс. руб., то величина спроса на него возрастет с 200 до 400 шт. и наоборот. Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые неценовые или детерминанты спроса) воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса. Чтобы построить четкую модель рынка, необходимо исследовать в идеальных условиях (при совершенной конкуренции) взаимодействие важнейших категорий рынка – спроса и предложения, за которыми стоят покупатели и продавцы. Если функция спроса имеет линейный характер, например, в краткосрочном периоде, то уравнение кривой будет иметь вид (1):

Qd = a - b Р, (1)

где коэффициенты a и b отражают изменение неценовых факторов спроса, т.е. экзогенных факторов.

Изменение параметра а вызывает сдвиг кривой спроса направо, или налево, а b изменяет наклон кривой спроса. Графическое изображение на рис.2 является традиционным для экономической науки, в то время как с математической точки зрения на абсциссе принято обозначать независимую переменную (в данном случае -Р), а на ординате - зависимую (в данном случае величину спроса - Qd).

К неценовым факторам (детерминантам спроса) относятся:

1. Изменение доходов населения. При росте дохода населения у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость и т.п.; На графике влияние неценовых факторов на спрос (рис. 3);

 
 

 

 


Рисунок 3. Влияние неценовых факторов на спрос: D — первоначальный спрос; D1 — возросший спрос; D2 — уменьшившийся спрос

Это явление выражается сдвигом кривой спроса D вправо (рост опроса) или влево (снижение спроса). 2. Изменение структуры населения, при росте рождаемости вызывает рост спроса на детские товары, а старение населения влечет увеличение спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми; 3. Изменение цен на другие товары, например,- заменители или субституты. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукты, заменители говядины, например, свинину, соевые наполнители и т. п.; 4. Изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой. И сключения от закона спроса, названное в честь английского экономиста 19 в. парадоксом Робертом Гиффена, согласно которого спрос на продукты первой необходимости пользуются спросом даже при повышении цен на них. Например, увеличение цен на картофель в период кризиса в Ирландии заставил потребителей отказаться от покупки предметов роскоши и покупать продукты по завышенным ценам.

Гораздо раньше Гиффена А. Грей обнаружил, что чем выше цены на хлеб и картофель, тем больше их потребляют. В отличии от них, Веблен открыл, что покупатели имеют кривую спроса с положительным наклоном на покупку престижного дорогостоящего товара, чтобы продемонстрировать возможность их использования, а не ради получения полезности от их потребления. Эффект Веблена рассматривается как альтернатива теории потребления, согласно которой объем покупаемого блага имеет обратную зависимость от его цены, а кривая спроса – отрицательный наклон.

Предложение это то количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы или производители за определенный промежуток времени, при всех прочих равных условиях, количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения. На рис. 4 графически изображена зависимость между ценой товара и его количеством, которое продавцы готовы предложить на продажу. Движение вдоль кривой предложения называют изменением величины предложения. Закон предложения состоит в том, что при увеличении цен на продукцию предложение растет, а уменьшении ее – падает, как это видно на рис.4.

 


Рисунок 4. Закон предложения товара: P —цена товара; Qs—величина предложения

Как видно из графика на рис.1, если цена костюма повысится с 1 тыс. до 2 тыс. руб., то количество предлагаемых костюмов увеличится с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот. Функция предложения, может быть выражена линейным уравнением (2) S = a + bP (2) а и b выражают изменение неценовых или экзогенных факторов, как и в случае спроса. К неценовым факторам можно отнести следующие:

1. изменение издержек фирмы, снижение которых в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту предложения. Увеличение издержек вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;

2. изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения; 3. Природные катастрофы, войны уменьшает предложение. Влияние неценовых факторов на предложение (рис.5) может быть изображено, как сдвиг кривой предложения вправо (рост предложения) или влево (сокращение предложения), который показывает изменение предложения.

 


Рисунок 5. Влияние неценовых факторов на предложение: S — первоначальное предложение: S1 — возросшее предложение; S2 — уменьшившееся предложение

Равновесная (рыночная) цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. На рис.6 представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают.

 


Рисунок 6. Равновесие на рынке: Р— равновесная цена; Q — равновесный объем продаж

В фазе равновесия все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р,- продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара. Повышение цены до Р1 вызовет расхождение желания продавцов и покупателей. Покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве Q1 а продавцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция, как разница их количества или объема выпуска (Q2 — Q1) представит собой излишек на рынке, который не будет куплен. Продавцы, чтобы продать излишки, предоставят покупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне Р. Аналогичная картина создастся, если цена окажется ниже равновесной, т.е. будет равна Р2 Несовпадение интересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме Q1 — Q2. Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия Р. На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем: 1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. 2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

Действие рыночного механизма можно увидеть, если товар А стал модным и на него повысился спрос, как показано на графике (рис. 7)в сдвиге кривой спроса вправо в положение D1. В результате этого установится новая равновесная цена P1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена на товар в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения, и кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1).

 

Рисунок 7. Спрос, предложение, цена, как элементы рыночного механизма

Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применимо только к данному конкретному моменту. Таким образом, рыночный механизм автоматически приводит к автоматическому равновесию и восстановлению равновесия. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен. Например, государство может устанавливать «Цену пола» и устанавливать минимальную цену, ограничивая дальнейшее ее снижение, или «Цену потолка», напротив, ограничивает повышение цены. Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены. Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости. Можно указать на многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары, в частности на пшеницу и кукурузу в США, посредством предоставления субсидий фермерам с тем, чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишки непроданного товара. В Соединенных Штатах Америки излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и в дальнейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установление завышенной цены не дало бы никакого результата. С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще, например, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п. Цены потолказанижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса, введением карточной системы или других систем нормированного распределения. В экономической теории существует 3 теории по вопросу ценообразования. Первой из них является неолиберальное направление, сторонники которой придерживались ничем не ограниченной свободы рыночных отношений, возражали против применения цен пола и потолка, поскольку это нарушает рыночный механизм, утверждая, что рыночное ценообразование автоматически устраняет излишки и дефицит. Пока цены могут свободно достигать своего уровня равновесия, объем спроса и объем предложения отменить нельзя. Приверженцы других направлений экономической науки, например, неокейнсианцы, нисколько не умаляя роли рынка и его законов, предлагали не дожидаться автоматического регулирования спроса и предложения, считая, что спрос надо регулировать посредством управления занятостью, кредитом и денежной массой. Сторонники экономики предложения рекомендовали регулировать предложение с помощью изменений в налоговой политике и инвестициях. Фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену.

Основные выводы

1. Изменение величины спроса и предложения представляет собой движения по кривым спроса и предложения соответственно. 2. Изменение спроса и предложения представляет собой сдвиг линий спроса и предложения вправо, если увеличивается спрос и предложение, и влево, если уменьшается спрос и предложение. Изменение вызывается детерминантами спроса, или неценовыми факторами. К детерминантам спроса относятся:

  1. вкусы и предпочтения;
  2. ожидания инфляции и повышения цен;
  3. изменение цен на товары комплименты (дополняющие товары) и субституты (товары- заменители).
  4. появление множества покупателей.

К детерминантам предложения относятся:

1. изменение цен на ресурсы;

2. изменение налогового бремени и величины дотаций:

3. применение достижений НТП в производственном процессе;

4. Ожидания изменения конъюнктуры рынка:

5. Изменение изменений цен на товары-субституты:

6. появление множества продавцов

3. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:

a) фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска; d) цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения; c) наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

4. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то:

а) фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия);

б) начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

В этом смысле рыночная экономика оказалась более эффективной, чем административно-командная, которая реагировала на возникновение диспропорций в скрытой форме (устойчивый дефицит отдельных продуктов, деформированная структура производства и другие известные атрибуты плановой системы). Иными словами, предприятия в административно-командной экономике оказались нечувствительными к изменениям в силу отсутствия обратной связи, реакции производства на изменения спроса.

Задание на сам раб 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.