Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные стандарты уровня жизни населения

 

1.Социальные стандарты.

Проблема социальной стандартизации имеет широкие границы, и ее конкретное содержание в значительной мере определяется состоянием экономики страны. На любом историческом этапе социально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти требования различаются в зависимости от принадлежности человека к той или иной социальной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.

В самом общем виде понятие социального стандарта характеризует сложившийся уровень потребления тех или иных благ, который признается большинством населения или представителей той или иной общественной группы людей приемлемым (нормальным) для себя. Такого рода социальные стандарты всегда существуют в сознании людей. Однако они не имеют жестких границ и документально не оформлены.

Наряду с этим социальные стандарты могут использоваться государством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий гражданам и решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов. Они могут иметь обязательный или рекомендательный характер. Однако во всех случаях государство устанавливает правила их применения.

Социально значимыми стандартами, характеризующими уровень предельно допустимых норм социального обеспечения, являются минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, уровень бедности, черта бедности и др.

Социальные стандарты - устанавливаемая мера потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров.

Потребительские бюджеты являются важным инструментом нормативной и аналитической оценки, прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов. На практике используют два вида потребительских бюджетов: нормативные, являющиеся результатом исследований различных ведомств и научных учреждений, и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований.

Нормативные потребительские бюджеты имеют несколько разновидностей.

1) Потребительские бюджеты высокого достатка.

2) Рациональные потребительские бюджеты, которые соответствуют рациональным потребностям населения.

3) Система минимальных потребительских бюджетов: минимальный потребительский бюджет (МПБ) и бюджет прожиточного минимума (БПМ). В настоящее время Министерством труда и социального развития РФ утвержден только БПМ, который является МПБ низкого стандарта.

Минимальный потребительский бюджет - стоимость набора потребительских товаров и услуг, обеспечивающих социально обоснованный минимальный уровень потребления материальных и духовных благ, необходимых для развития личности.

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в стоимостном выражении. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума за III квартал 2010 года (по состоянию на 23 декабря 2010 года) = 5707 руб. Прожиточный минимум считается наиболее оптимальным показателем нижней границы социального стандарта уровня жизни населения.

Потребительская корзина представляет собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Рассчитывается не реже 1 раза в 5 лет. Определяется для трех основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети)

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным его социально-демографическим группам определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Прожиточный минимум предназначен для:

1) оценки уровня жизни;

2) обоснования минимального размера оплаты труда и размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий и пособий;

3) формирования федерального и региональных бюджетов;

4) оказания помощи малоимущим гражданам;

5) определения минимальных размеров оплаты труда работников организации.

Уровень бедности - размер дохода лица, семьи, обеспечивающий минимальное удовлетворение жизненных потребностей.

Черта бедности - нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум.

На основе анализа различных нормативных документов федерального и регионального уровня можно дать следующее определение: минимальным социальным стандартом является установленный законом показатель отдельных социальных прав и гарантий российских граждан, фиксирующий минимальный гарантированный уровень бесплатного их удовлетворения в данный период за счёт финансирования из всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Государственный минимальный социальный стандарт устанавливает комплекс общедоступных социальных услуг, предоставление которых гарантируется государством вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства за счёт средств бюджетов всех уровней, государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

С другой стороны, можно сказать, что государственный минимальный социальный стандарт - это установленный законодательством минимально необходимый уровень государственных гарантий, обеспечивающих удовлетворение важнейших потребностей человека в услугах социальной сферы, выражаемый в социальных нормативах и нормах.

Предоставление государственной услуги, как правило, связано с обращением граждан или организаций. В этом состоит отличие государственной услуги от государственной функции, которая не связана с непосредственным обращением граждан или организаций и состоит, например, в выполнении регулярных проверок, мониторинга и т. п.

Государственные услуги подлежат регламентации в виде стандартов как системы требований к ним в интересах их получателей, принятых нормативным правовым актом в порядке, установленном законодательством об административных регламентах и стандартах государственных услуг. Оформляются такие стандарты в виде документов, устанавливающих требования, которым должна удовлетворять услуга, чтобы обеспечить соответствие её назначению.

Система реализации государственных минимальных социальных стандартов имеет определенную структуру, в которую входят:

- области, сферы и номенклатура объектов социальной стандартизации;

- социальные и финансовые нормативы, определяющие минимально-необходимый уровень гарантий предоставления всем гражданам бесплатных услуг социальной сферы;

- порядок разработки и изменения социальных стандартов, социальных и финансовых нормативов;

- механизмы финансового обеспечения и реализации социальных стандартов, социальных и финансовых нормативов.

Формирование и применение государственных минимальных социальных стандартов на федеральном уровне осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, а также с федеральными законами "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "Об образовании", "Об основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте", "О культуре", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и другими. На региональном уровне действует соответствующее законодательство.

 

2.Качество и уровень жизни.

 

Качество жизни населения - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека.

Основными показателями качества жизни населения являются:

- доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);

- качество питания(калорийность, состав продуктов);

- качество и модность одежды;

- комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);

- качество здравоохранения(число больничных коек на 1000 жителей);

- качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);

- качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);

- качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);

- качество сферы обслуживания;

- качество окружающей среды, структура досуга;

- демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);

- безопасность (число зарегистрированных преступлений).

 

Качество жизни (англ. - quality of life, сокр. - QOL; нем. - Lebensqualitat, сокр. LQ) - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека.

Качество жизни нетождественно уровню жизни, включая и наиболее изощренные виды его определения, например, жизненные стандарты (living standarts), поскольку различные экономические показатели дохода выступают только одним из многих (как правило, не менее 5-ти), критериев качества жизни. Показательным с этой точки зрения является ситуация в СССР 60 - 70-х гг., когда качество жизни советского населения в целом было не ниже качества жизни населения ведущих западных стран, при том что уровень жизни в СССР был примерно в 2 раза ниже. Наглядны также следующие примеры. Когда в бытность СССР эскимосов переселили из чумов в комфортабельные квартиры, уровень их жизни повысился, но уровень смертности резко повысился и, как сформулировал один из социологов, "они стали вымирать от тоски". В ГДР после присоединения к ФРГ материальные условия улучшились в 3-5 раз, однако, уровни самоубийств, преступности и смертности резко выросли.

 

Философия качества жизни в конце XX века выходит на первый план в государственной политике и социальной работе в наиболее развитых странах мира, например, в Канаде, Великобритании и Швеции, поскольку через качество жизни возможно осуществлять интегральную оценку эффективности управления в постэкономическую эпоху.

Государственная работа по определению и реализации заданного качества жизни ведется через законодательное введение стандартов (индексов) качества жизни, которые обычно включают три блока комплексных индикаторов.

Первый блок индикаторов качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства.

Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилища, питание, работа и др.), а также социальная удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие). Для их оценки используются социологические опросы представительных выборок из населения. Объективным индикатором крайней неудовлетворенности служит уровень самоубийств.

Третий блок индикаторов оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по характеру, спектру и числу творческих инициатив, инновационных проектов, а также по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей: "не убий", "не укради", "почитай отца и мать своих", "не сотвори себе кумира" и др. В качестве единиц измерения используются данные официальной статистики о социальных аномалиях, которые считаются "грехом" - нарушением соответствующих заповедей: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы. Там, где такие проступки встречаются чаще, уровень нравственного состояния хуже.

Включаемые в блоки индикаторы должны отвечать следующим требованиям:

- отражать наиболее важные социальные параметры, имеющие интегральное значение для общества и отражающие его собственное ощущение себя благополучным или неблагополучным;

- однозначно восприниматься любым гражданином на всей территории России, объединяя всех единым пониманием;

- обладать достаточной чувствительностью и способностью быстрого реагирования на факторы, изменяющие условия жизнедеятельности;

- иметь доступные для стандартного измерения количественные характеристики, обеспечивающие возможность сравнительной оценки и слежения за динамикой.

Частичным аналогом индекса качества жизни, получившим к настоящему времени распространение и признание, является индекс человеческого развития (ИЧР, human development indicator - HDI) или, в другом переводе, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), применяемый ООН с 1990 года. В числе главных составляющих ИЧР: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образования населения и реальный среднедушевой валовой внутренний продукт, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности национальной валюты.

В правовом отношении качество жизни является реализацией права на достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации ориентация на качество жизни обеспечивается конституционно. Первая часть статьи 7-й 1-й главы Конституции "Основы конституционного строя" гласит: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Практическое значение категории качества жизни состоит, прежде всего, в способности конкретно задаваемой для данной личности или общности нормы выступать формой представления и обеспечения достоинства и свободы людей. Задаваемые в качестве необходимых, должных характеристики качества жизни для конкретной личности или общности определяют для них желаемый образ будущего и носят проектный характер, что и позволяет их использовать в качестве универсального управленческого инструмента.

Качество жизни носит интенсивный характер, поскольку характеризует субъектность населения, т.е. фактическую дееспособность различных общностей и каждой отдельной личности. Из этого, в частности, следует, что качество жизни ни при каких обстоятельствах не может быть сведено к потребностям и социально-экономическим благам: дееспособность есть не следствие благ, а их причина или безотносительное к ним основание. При этом применение категории качества жизни носит не менее объективный характер, чем иные категории, которые характеризуют социально-культурное и экономическое благополучие, например, уровень жизни.

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Доходы населения:

- расходы на конечное потребление;

- среднедушевой денежный доход;

- доходы от трудовой и экономической деятельности домашних хозяйств;

- доля вкладов в расходах населения;

- покупка валюты;

- приобретение ценных бумаг;

- недвижимость;

- земля в личном пользовании;

- наличие легковых автомобилей на 100 семей;

- располагаемые ресурсы домашних хозяйств;

- минимальный размер оплаты труда;

- минимальный размер пенсии;

- минимальный потребительский бюджет;

- децильный коэффициент дифференциации;

- коэффициент фондов;

- коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини);

- соотношение долей расходов на питание для различных квантильных групп населения;

Стоимость жизни:

- индексы цен на потребительские товары;

- стоимость всех видов услуг, включая бытовые, ЖКХ и услуги отраслей социальный сферы;

- прожиточный минимум;

Потребление населения:

- расходы и сбережения;

- потребление основных продуктов питания;

- энергетическая и пищевая ценность продуктов;

Основные интегральные показатели жизни населения:

- соотношение доходов и расходов;

- соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума;

- величина условно-свободной части располагаемого дохода;

- Уровень бедности:

- черта бедности;

- численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;

Обеспечение и охват населения объектами инфраструктуры и техническими средствами отраслевой социальной сферы:

- численность предприятий бытовых услуг;

- численность учебных заведений;

- численность учащихся;

- численность медицинского персонала;

- численность учреждений культуры и организации отдыха;

Демографические параметры:

- численность постоянного населения;

- половозрастной состав населения;

- общий коэффициент рождаемости;

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

- общий коэффициент смертности;

- коэффициент брачности;

- число домашних хозяйств;

 

 

Статистика уровня жизни населения.

 

Уровень жизни населения - представляет собой экономическую категорию. Это уровень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами.

Уровень жизни - это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

В настоящее время, когда экономические системы стран подвергаются деформации и видоизменяются главной целью остаётся осуществление принципа социальной направленности рыночной экономики с помощью улучшения уровня жизни населения.

Система статистических показателей уровня жизни населения

В качестве основной комплексной характеристики уровня жизни населения в настоящее время применяется индекс человеческого развития (ИЧР), исчисляемый как интегральный трех составляющих: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни при рождении, достигнутого уровня образования.

Для сопоставления уровня жизни в разных странах в мировой практике используют также следующие показатели:

- Объем валового внутреннего продукта на душу населения

- Индекс потребительских цен

- Структура потребления

- Коэффициент смертности

- Коэффициент рождаемости

- Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

- Уровень младенческой смерти

Согласованный уровень жизни граждан Российской Федерации определяется следующими основными показателями:

- объем валового внутреннего продукта на душу населения;

- объем производства товаров первой необходимости;

- уровень инфляции;

- уровень безработицы;

- величина реальных доходов на душу населения;

- возможности населения инвестировать в себя и в экономику;

- соотношение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;

- число граждан с доходами ниже прожиточного минимума;

- доля государственных расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальное обеспечение;

- отношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму;

- продолжительность жизни человека;

- соотношение рождаемости и смертности населения;

- объем розничного товарооборота;

- отклонение состояния окружающей среды от нормативов.

Задачи статистики уровня жизни населения

Основными задачами статистики уровня жизни населения являются: изучение фактического благосостояния населения, а также факторов, определяющих условия жизнедеятельности граждан страны в соответствии с экономическим ростом; измерение степени удовлетворения потребностей в материальных благах и услугах во взаимосвязи с социальными условиями и развитием производства.

Особо следует выделить задачу изучения закономерностей формирования и регионально-динамических тенденций уровня жизни населения страны в целом, а также в разрезе отдельных социально-демографических групп населения и типов домашних хозяйств.

Базой для построения системы показателей и решения указанных задач являются материалы макроэкономической статистики, демографической статистики, статистики труда, торговой статистики, статистики цен. Значительный объем собираемых сведений основывается на данных финансовой и бухгалтерской отчетности, государственной налоговой службы, Центрального банка РФ, Пенсионного фонда РФ и др., а также на материалах специальных обследований, переписей, опросов.

Основными источниками информации являются баланс денежных доходов и расходов населения и выборочные обследования домашних хозяйств.

Баланс денежных доходов и расходов населения строится на федеральном и региональном уровнях и является базой для построения макроэкономических показателей. Он отражает объем и структуру денежных средств населения, принимающих форму доходов, расходов и накоплений. Доходы населения группируются в балансе по источникам получения средств и направлениям их расходования.

Одним из видов государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения являются выборочные обследования бюджетов домашних хозяйств. Эти обследования позволяют получить данные для счетов сектора "Домашние хозяйства" в СНС, распределение доходов различных групп и слоев населения, а также выявить зависимость уровня материального благосостояния домохозяйства от его размера и состава семьи, источника дохода, занятости членов семьи в различных секторах экономики.

В настоящее время в соответствии с переходом на международные стандарты согласно методологии СНС вводятся новые макроэкономические показатели уровня жизни. К ним относятся валовой располагаемый доход домашних хозяйств, валовой скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств, расходы на конечное потребление домашних хозяйств и фактическое конечное потребление домашних хозяйств.

 

Характеристика уровня жизни населения.

 

Для характеристики уровня жизни используют количественные и качественные индикаторы. Количественные - определяют объем потребления конкретных товаров и услуг, а качественные - качественную сторону благосостояния населения.

Уровень жизни характеризуется целым блоком показателей:

- потребительская корзина

- средняя заработная плата

- разница в доходах

- продолжительность жизни

- уровень образования

- структура потребления продуктов питания

- развитие сферы услуг

- обеспеченность жильем

- состояние окружающей среды

- степень реализации прав человека

 

Уровень жизни населения связан с понятием "бедность по доходам". Абсолютно бедным считается человек, доходы которого находятся ниже некоторого установленного минимума.

Всемирный банк (ВБ) установил, что для развивающихся стран бедным считается человек, чей годовой доход меньше 375 долл. (с учетом ППС в долл. США в ценах 1985 г.) или получающий около одного доллара в день. Для стран Латинской Америки ВБ провел черту бедности на уровне 2 долл. в день. В странах Восточной Европы и бывшего СССР черта бедности соответствует 4 долл. в день. Для промышленно-развитых стран используется черта бедности, принятая в США - 14,4 долл. в день.

В развитых странах национальная граница бедности является относительной, а не абсолютной. Согласно концепции относительной бедности, человек считается бедным в том случае, если средства, которыми он располагает, не позволяют ему вести образ жизни, принятый в обществе, в котором он живет. В США граница относительной бедности определяется на уровне 40% медианного (среднего) дохода; в Европе в рамках Люксембургского международного исследования доходов - 50%; в Скандинавских странах - 60%.

В основе официально принятого в России метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности или минимальной потребности, обеспечивающие поддержание здоровья и сохранения работоспособности (состав минимальной потребительской корзины). Стоимостная оценка потребительской корзины, а также расходы по обязательным платежам и сборам составляют величину прожиточного минимума. В РФ оба показателя утверждаются не реже одного раза в пять лет.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответить на вопросы | Немного статистики предыдущих лет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 11102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.