Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заблуждение как противоположность истины. Агностицизм. Абсолютная и относительная истина

Абсолютная и относительная истина

Концептуальное оформление истины

В современной философии выделяются три концепции истины. Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются в заимодополняющими.

Современная наука не склонна принимать в качестве самоочевидных никаких теоретических положений, она подвергает сомнению любое утверждение, считавшееся ранее святыней, и, наоборот, выдвигает в качестве исходных принципов совершенно немыслимые утверждения, не уповая на их самоочевидность. Новые положения, как правило, кажутся необычными, далеко не самоочевидными.

Таким образом, ни чувственное наблюдение, ни самоочевидность, ясность и отчетливость всеобщих положений не могут служить критериями истинности знания.

К. Маркс обратил внимание на недостаточность попыток найти критерий истины в рамках субъекта: последовательный материализм сталкивался здесь с явным преувеличением роли субъективного; из этого круга не выводили ни прежний материализм, замыкавшийся в чувственности и оказывавшийся созерцательным, ни идеализм с его рационалистическим активизмом. Встала задача найти такой критерий, который, во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие, и в то же время сам бы им не являлся; во-вторых, этот критерий должен был соединять в себе всеобщность с непосредственной действительностью. Таким феноменом оказалась ПРАКТИКА (целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительност).

Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной исти­ной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной ис­тиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, «вечные истины», физические констан­ты и т. п.

Понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в опреде­ленных исторических условиях.

Абсолютность и относительность истины характеризует степень точности и полноты знаний.

Согласно диалектике, абсолютная истина складывается из взаимодействия, взаимопроникновения относительных истин, при этом каждая часть целого (относительная истина) воспроизводит неполно, фрагментарно целый предмет (абсолютную истину).

В теории познания обсуждается так­же соотношение истины и заблуждения.

Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями. Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и все­гда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам. Заблуждения следует отличать от лжи, как преднамеренному искажению фактов.

В процессе познания встречаются различные формы агностицизма. Агностицизм ограничивает человека в его стремлении к познанию действительности, а релятивизм отрицает абсолютную истину и объективность истины. Всякая истина для релятивиста относительна и в этой относительности субъективна.

На смену античному агностицизму пришли две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма – юмизм и кантианство. Д. Юм утверждал: "Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств". И. Кант исследовал познавательные способности человека и специфику естественнонаучного познания. Его привлекла активность человека в познавательной деятельности, созидание им форм, отсутствующих в природе, соединение "субъективного" и "объективного" в познании. В процессе познания мы имеем дело фактически не с "вещами в себе", а с явлениями; "вещи в себе", т. е. сущность воздействующих на человека объектов, остается непознанной. Кант считал, что каковы вещи могут быть сами по себе, "мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства.
В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агностицизма был конвенциализм А. Пуанкаре (1854-1912 гг.). Согласно конвенциализму наши теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными; но они (теории) не способны отражать достоверно сущность исследуемых предметов, или предметных областей действительности.

В наши дни встречаются многие разновидности агностицизма, в том числе "технический агностицизм" Г. Башляра (1884-1962 гг.), замыкающий познавательную деятельность преимущественно на созданной человеком технической реальности. Во всех своих разновидностях агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее (полностью или частично) достоверное познание сущности материальных систем. Он не отвергает возможности познания мира, но не идет дальше признания познаваемости явлений. Противоположностью такой позиции является гносеологический оптимизм. Он имеет многих ярких своих представителей: Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса, Ж.- П. Сартра и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критерии истины | Общество как социальная система. Вопросы для самопроверки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.