Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Рыночные структуры




Рыночные структуры - это условия, в которых функционируют отдельные предприятия и протекает рыночная конкуренция.

Деятельность каждой фирмы осуществляется при различных условиях. Поведение фирмы определяется множеством факторов, которые не всегда укладываются в рамки какой-либо модели. Однако при всём многообразии можно выделить несколько типов рыночных структур и сформулировать поведение фирмы (т.е. теорию предложения и спроса) в рамках этих моделей. Определяющими характеристиками каждой рыночной структуры является:

а) количество и размеры фирм;

б) характер продукции (однородная, разнородная);

в) условия входа на конкурентный рынок и выхода из него;

г) доступность рыночной информации;

д) контроль над ценой;

е) неценовая конкуренция (качество, реклама, торговая мар­ка).

Экономисты выделяют 4 типа рыночных структур:

1). Совершенная конкуренция (или чистая);

2). Монополистическая конкуренция;

3). Олигополия;

4). Монополия.

Совершенная конкуренция — это рыночная структура, харак­теризуемая большим количеством мелких фирм, производящих од­нородный продукт и свободным вступлением в отрасль.

Монополистическая конкуренция — рыночная структура, характеризующаяся сравнительно большим количеством продавцов, вы­пускающих дифференцированную продукцию и сравнительно свободным вхо­дом в отрасль.

Олигополия — рыночная структура, состоящая из небольшо­го числа продавцов, испытывающих взаимное влияние при ограни­чении объема производства и ценообразования и имеющиеся существенные барьеры для вступления в отрасль.

Монополия — рыночная структура, состоящая из одной фирмы, характеризуется отсутствием дифференциации продукции и блокированием при вступлении в отрасль.

В какой бы рыночной структуре не действовала фирма, она должна решить 2 важных вопроса:

1.Следует ли вообще оставаться в отрасли, и производить про­дукцию или прекратить существование?

2. Если оставаться, то в каком объеме выпускать товары и услу­ги?

Эти вопросы перед фирмой встают тогда, когда ее деятельность начинает приносить убытки, т.е. суммарные издержки начинают превышать суммарную выручку т.е. ТС > ТR

При полном прекращении производства издержки фирмы будут равны постоянным издержкам. Поэтому, если производство покрывает все переменные и хотя бы часть постоянных из­держек, то фирме надо продолжать производство, т.к. издержки фирмы в сравнении с закрытием будут меньше.

Если же суммарная выручка меньше переменных затрат: TR < VC при любом объёме производства, то фирма больше теряет произ­водя товары, чем прекратив производство.

При продолжении производства, фирма должна решить, в каком объёме выпускать продукцию. Если дополнительная единица увеличивает прибыль, то следует продолжать производство, если же дополнительная единица уменьшает прибыль, то следует пре­кратить производство, поскольку согласно закону уменьшающейся отдачи ресурсов дальнейшее расширение производства будет толь­ко увеличивать предельные издержки и уменьшать предельную вы­ручку. Отсюда следует: чтобы добиться max прибыли фирма должна производить та­кой объем продукции, при котором предельная выручка равняет­ся предельным издержкам: МR = MС




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.