КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция совершенствования сертификации
1. В подготовленной Госстандартом Концепции намечается переход от собственно сертификации как деятельности, осуществляемой третьей стороной, к более общему контролю безопасности — к оценке и подтверждению соответствия. Последняя предусматривает возможность использования наряду с сертификацией оценки соответствия непосредственно изготовителем (продавцом), т. е. первой стороной, а также комбинации из них. Сейчас во всех внешних документах Госстандарт переходит от применения термина «сертификация» к понятию «оценка соответствия». Тем более что в Соглашении ГАТТ (ВТО) о технических барьерах в торговле, а также в международном терминологическом документе ИСО/МЭК 2 использован именно этот термин. Суть Концепции не столько в гармонизации терминологии в области сертификации, сколько в переходе на более гибкие формы оценки соответствия, е переходе от сертификации как единственной формы оценки соответствия к разнообразным формам, включая подтверждение соответствия через декларацию о соответствии. На основе вышеупомянутой Концепции разработан проект Федерального закона (ФЗ) «О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям». Указанный проект ФЗ обеспечивает преемственность положений Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» и после утверждения предусматривает его замену. 2. Способы оценки и подтверждения предлагается формировать исходя из модульного принципа (по; аналогии с европейскими модулями и с учетом положительного опыта работы по схемам сертификации РФ) и ранжировать по степени «жесткости» — от использования только декларации поставщика о соответствии до сплошного контроля продукции третьей стороной. Согласно проекту ФЗ способы подтверждения соответствия и сформированные из них с учетом степени опасности продукции (услуги) схемы подтверждения соответствия утверждаются Правительством РФ.
3. Система оценки и подтверждения соответствия является одним из механизмов контроля качества и безопасности и потому должна гармонично сочетаться с другими формами контроля — государственным контролем и надзором, лицензированием, добровольной сертификацией. Применительно к каждому из трех состояний продукции (процесс создания, реализация, сервисное обслуживание) должны быть определены наиболее эффективные механизмы контроля. Центр тяжести механизма оценки и подтверждения соответствия должен быть перенесен на стадию создания продукции. Главную роль в обеспечении качества и безопасности на этой стадии должно играть внедрение систем качества. Для определенных видов продукции, в частности потенциально опасной, эффективным механизмом обеспечения качества и безопасности может стать допуск предприятий к производству через лицензирование. Качество и безопасность продукции, обеспечиваемые СК при создании продукции, должны подкрепляться СК в организациях, функционирующих на стадии реализации и сервисного обслуживания. Допуск организации к оказанию соответствующей услуги также должен осуществляться через лицензирование. Уверенность общества в том, что товар не утратил на рынке качество и безопасность, должна обеспечиваться государственным надзором и контролем, местным (региональным) надзором и общественным контролем за этим товаром в сфере обращения. 4. Предлагается «снятие избыточности» обязательной сертификации. В 1998 г. в России около 60—70% товарной продукции подлежало обязательной сертификации, в то время как в странах ЕС обязательному подтверждению соответствия подлежит лишь 10—15%. Как уже отмечалось выше, принято более 20 законов, вводящих обязательную сертификацию. При этом во многих случаях отнесение продукции к объекту обязательной сертификации произведено без учета ее потенциальной опасности и не оправдано с точки зрения риска общества. Поэтому необходимо сократить номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации.
Сокращение номенклатуры намечается проводить за счет включения менее опасных объектов в перечень продукции (услуг), соответствие которых будет подтверждаться посредством принятия декларации о соответствии. 5. Планируется существенное повышение роли добровольной сертификации (на основе зарубежного опыта). Во многих странах при активной поддержке правительств специально создаются мощные системы добровольной сертификации с высоким авторитетом как у потребителей, так и у изготовителей. Очень перспективна добровольная сертификация на соответствие требованиям государственного стандарта с лицензированием права простановки знака соответствия государственным стандартам в соответствии с ГОСТ Р 1.9—95 «ГСС. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам». По существу этот Знак — знак качества, которому потребитель привык доверять. Однако до сих пор ГОСТ 1.9—95 (в отличие от своих зарубежных аналогов) не работает. Предстоит найти механизмы, побуждающие изготовителя к такой маркировке. В перспективе будут развиваться региональные системы добровольной сертификации с учетом нужд конкретных регионов (подобных действующей системе добровольной сертификации бриллиантов и драгоценных камней «Уралгемсерт» и др.). 6. Предлагается введение единого знака допуска продукции и услуг на рынке. Этот знак должен выдаваться с учетом всех требований безопасности, установленных стандартами, СанПиН, СНиП, правилами пожарной безопасности и т. д. Применение такого «интегрального» знака будет удобно всем покупателям, производителям, контролирующим и надзорным органам. В проекте ФЗ «О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям» предусмотрены две модификации единого знака доступа на рынок: графическое изображение и код уполномоченного органа по сертификации, если в доказательстве соответствия принимает участие третья сторона; только графическое изображение, если знак применяется на основании декларации о соответствии, представленной поставщиком.
7. Очень актуально и перспективно создание в рамках СНГ региональной системы сертификации с едиными правилами и единым знаком соответствия. Создание единой системы сертификации позволит устранить барьеры при продвижении товаров на территории стран Содружества. 8. С 1999 г. в стране начинают формироваться наряду с системами качества предприятий системы охраны окружающей среды в соответствии со стандартами ИСО 14000. С 1 апреля 1999 г. введена в действие первая группа государственных стандартов на основе ИСО серии 14000. Сертификация этих систем даст обществу и каждому гражданину гарантию сохранения окружающей среды и связанного с ней здоровья. Поскольку идеология стандартов ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000 одинакова и сертификация на соответствие тем и другим стандартам может происходить на одном и том же предприятии, то, по мнению специалистов, процедуру сертификации по конкретному предприятию целесообразно делать единой, т. е. проверять одной комиссией соответствие требованиям обеих серий стандартов.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |