Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы подготовки молодежи к эффективному

Основные направления региональной программы социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений

Деятельность центров (служб) социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений

Трудоустройство выпускников общеобразовательных учреждений

Создание условий для получения выпускниками общеобразовательных учреждений профессионального образования

Правовая основа деятельности по социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений

Социальная поддержка и консалтинг выпускников общеобразовательных учреждений

Вхождение выпускников общеобразовательных учреждений в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие. Длительное пребывание в условиях институционализации нередко приводит к формированию у воспитанников общеобразовательных учреждений особого социально- психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем уязвимости перед различными формами эксплуатации. В результате выпускники общеобразовательных учреждений зачастую не могут защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность.

В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений является совершенствование системы работы общеобразовательных учреждений по воспитанию и обучению находящихся в них детей, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения.

На основе проведенных в ряде субъектов Российской Федерации мониторингов можно выделить несколько групп выпускников по степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются при консалтинге и, соответственно, требуемой им помощи в социальной адаптации.

Первая группа – выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие общее образование, профессиональную подготовку и готовые дальше продолжать профессиональное обучение либо устроиться на работу. Выпускники этой группы могут нуждаться в социально-педагогической и психологической поддержке в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в образовательном учреждении.

Вторая группа – выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, они недостаточно активны, испытывают проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, интенсивном сопровождении и оказании содействия в жизнеустройстве.

Третья группа – выпускники, имеющие нарушения здоровья, физического или психического развития. Как правило, это выпускники специальных (коррекционных) образовательных общеобразовательных учреждений, не получившие основного общего образования. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи, которая может быть оказана усилиями специалистов различного профиля (педагогов, психологов, дефектологов, врачей, социальных работников) и при длительном сопровождении (до 5 лет и больше).

Четвертая группа – выпускники, имеющие нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью. Они отличаются высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью. Многие из них не имеют среднего (полного) общего образования. Таким выпускникам также необходима специальная помощь, организация сопровождения и контроля за их жизнью в целях преодоления сложной жизненной ситуации.

Учет особенностей психологического, социального, медицинского статуса выпускников общеобразовательных учреждений, а также разработка программ социальной адаптации, отвечающих потребностям каждой из перечисленных групп, являются важными аспектами организации сопровождения социальной адаптации.

В число наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве.

Правовую основу деятельности по социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие указанные вопросы, должны предусматривать:

· дополнительные гарантии по социальной поддержке выпускников общеобразовательных учреждений;

· формы работы по социальной адаптации лиц разных социальных групп, категории, перечни и стандарты качества предоставляемых им государственных (муниципальных) услуг;

· компетенцию, порядок организации деятельности и взаимодействия органов и общеобразовательных учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений на региональном и муниципальном уровнях.

Значимым условием полноценной интеграции выпускников общеобразовательных учреждений в общество является их последующее трудоустройство, возможности которого напрямую зависят от наличия у них профессии. Для содействия профессиональному самоопределению и профессиональной подготовке воспитанников общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить дальнейшее расширение перечня профессий, которым обучаются воспитанники этих общеобразовательных учреждений, перспективных с точки зрения возможностей их дальнейшего трудоустройства на территории субъекта Российской Федерации, развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений для организации трудового обучения и профессиональной подготовки воспитанников, взаимодействие общеобразовательных учреждений в этих целях с образовательными учреждениями профессионального образования, предприятиями, организациями.

Широкими возможностями для организации профессионального обучения выпускников общеобразовательных учреждений, содействия их социальной адаптации располагают учреждения начального профессионального образования. Важную роль в решении вопросов образования и социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений играют средние специальные учебные заведения, в которых учащиеся помимо среднего профессионального образования, также могут получить начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку. Дети-сироты, лица из их числа, обучающиеся в средних специальных учебных заведениях, также пользуются правом на полное государственное обеспечение и дополнительные меры по социальной поддержке.

На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, лица из числа детей-сирот, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях содействия занятости выпускников общеобразовательных учреждений в субъектах Российской Федерации реализуются вариативные меры: осуществляется работа по их профессиональной ориентации, диагностике их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья, постоянному и временному трудоустройству, в которой активно используются возможности центров занятости, молодежных бирж труда, создаются ресурсные центры, предоставляющие выпускникам общеобразовательных учреждений первичные рабочие места, способствующие их закреплению на рабочих местах при трудоустройстве, формированию трудовой мотивации и снижению риска безработицы. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы о квотировании рабочих мест для лиц этой категории.

К решению проблем социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений привлекаются промышленные предприятия, которые выступают в качестве попечителей, спонсоров этих общеобразовательных учреждений, учредителей негосударственных общеобразовательных учреждений. В частности, воспитанники общеобразовательных учреждений, созданных при ряде предприятий Белгородской области, непосредственно на этих предприятиях осваивают рабочие специальности, в дальнейшем предприятия предоставляют им рабочие места, выделяют жилье.

Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию содействия в трудоустройстве выпускников общеобразовательных учреждений должно быть связано с совершенствованием системы учебно-воспитательной и профориентационной работы в учреждениях, образовательных учреждениях профессионального образования, созданием дополнительных рабочих мест для таких лиц, совершенствованием законодательной базы, регулирующей вопросы квотирования рабочих мест для выпускников общеобразовательных учреждений, предоставления соответствующих льгот предприятиям и организациям, принимающим их на работу.

Центры (службы) могут функционировать как юридические лица - специализированные учреждения, основным видом деятельности которых является консалтинг выпускников, либо как структурные подразделения общеобразовательных учреждений, общеобразовательных учреждений профессионального образования, образовательных общеобразовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, комплексных центров социального обслуживания населения, территориальных центров социальной помощи семье и детям и других общеобразовательных учреждений системы образования, социальной защиты населения, органов по делам молодежи.

Основными направлениями деятельности таких общеобразовательных учреждений или структурных подразделений являются предоставление выпускникам общеобразовательных учреждений консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической и иной помощи, предоставление им при необходимости возможности временного проживания, оказание им содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов.

Кроме того, поддержка выпускников общеобразовательных учреждений может осуществляться в рамках различных программ и проектов, реализуемых некоммерческими организациями, благотворительными фондами, предполагающих содействие воспитанникам и выпускникам общеобразовательных учреждений в подготовке к поступлению в образовательные учреждения профессионального образования и дальнейшем обучении в них, трудоустройстве, оказание им социальной, правовой и иной помощи.

В целях предупреждения нарушения прав выпускников общеобразовательных учреждений, своевременного выявления и защиты нарушенных прав необходимо обеспечивать регулярное проведение обучающих мероприятий, курсов повышения квалификации для специалистов органов и общеобразовательных учреждений, занимающихся решением вопросов социальной адаптации детей (органов опеки и попечительства, общеобразовательных учреждений, образовательных общеобразовательных учреждений, общеобразовательных учреждений социального обслуживания, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и других), по данной проблематике.

Целесообразно также проводить с привлечением средств массовой информации информационно-просветительскую работу с населением, включая коллективы образовательных общеобразовательных учреждений, родителей обучающихся, самих обучающихся, коллективы предприятий, организаций, направленную на преодоление существующих в общественном сознании негативных установок в отношении выпускников общеобразовательных учреждений.

В региональных программах социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений рекомендуется предусматривать следующие основные направления работы:

a) совершенствование регионального законодательства в области обеспечения социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений;

b) создание системы управления процессом социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений, включая:

· организацию на региональном уровне системы учета численности выпускников общеобразовательных учреждений, потребности в создании условий для получения ими образования, обеспечения их занятости, социальных услугах, наличия этих условий, создание и ведение соответствующих банков данных;

· определение структуры, ответственной за организацию работы по социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений, координацию межведомственного взаимодействия в этой области;

· развитие инфраструктуры адаптации выпускников общеобразовательных учреждений, включая создание дифференцированной сети организаций, обеспечивающих социальную адаптацию выпускников общеобразовательных учреждений;

· проведение мониторинга и оценки эффективности работы по социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений на основе системы соответствующих показателей и индикаторов;

· обеспечение защиты прав выпускников общеобразовательных учреждений, включая создание механизмов подачи ими жалоб на нарушение их прав и законных интересов;

· реализация в учреждениях программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни после выпуска;

· обеспечение выпускникам общеобразовательных учреждений возможности продолжить образование в любом образовательном учреждении на территории субъекта Российской Федерации, включая систему их социально-педагогического и психологического сопровождения в условиях образовательного процесса;

· разработка и внедрение инновационных технологий помощи и поддержки, основанных на использовании института наставников/кураторов, индивидуального подхода при оказании консультационного сопровождения;

· обучение детей-сирот конкурентоспособным на региональном рынке труда профессиям и их последующее трудоустройство с перспективой на дальнейший профессиональный рост;

· предоставление выпускникам общеобразовательных учреждений жилых помещений;

· организация на постоянной основе подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников различных органов и общеобразовательных учреждений, осуществляющих деятельность по социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений;

· активное использование ресурсов самих выпускников общеобразовательных учреждений в решении вопросов их социальной адаптации (создание ассоциаций, клубов поддержки выпускников общеобразовательных учреждений);

· организация межведомственного взаимодействия, взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с негосударственными структурами, включая общественные и религиозные объединения, некоммерческие организации, волонтеров, бизнес-сообщество, в решении проблем социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений;

· обеспечение информационной поддержки программ социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений с помощью средств массовой информации, формирование положительных установок в обществе по отношению к выпускникам общеобразовательных учреждений.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепция совершенствования сертификации | Сущность и структура рынка труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.