Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная карьера в жизни современной молодежи




Пенсионный этап

На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби. Внимание уделяется здоровью и поддержанию финансового положения. Такие специалисты часто с удовольствием соглашаются на временные и сезонные работы в своей организации.

Практика показала, что работники часто не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.

Начало карьеры – важный шаг в жизни любого человека. Молодежь сегодня оказывается в ряду уязвимых категорий, испытывающих значительные сложности при трудоустройстве. Хотя в последнее время все чаще студенты начинают работать еще до окончания учреждения профессионального образования, каждый год после получения диплома часть студентов оказывается клиентами службы занятости.

Сравнительно низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена:

§ недостатком профессиональных знаний;

§ отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков;

§ отсутствием у молодых людей навыков и способов поведения на рынке труда, направленных на самостоятельный поиск работы или форм занятости;

§ малой активностью самих соискателей работы (отсутствие уверенности, инертность, неуверенность в собственных силах);

§ нежеланием адаптировать свои запросы, порой завышенные, к уровню оплаты труда и организации рабочего места реалиям жизни;

§ социальной незрелостью и пр.

Кроме того, пребывание выпускников в статусе безработных также оказывает весьма негативное влияние на их профессиональную и личную жизнь: утрачиваются полученные в учебном заведении знания и навыки; снижается жизненный тонус и целенаправленное поведение; возникает ощущение ненужности, которое действует угнетающе; появляются иждивенческие тенденции в отношении самообеспечения. Трудоустройство, занятость молодежи – это проблема государственная, так как именно молодежь составляет кадровый потенциал страны. Обеспечение занятости молодежи, в том числе и выпускников образовательных учреждений профессионального образования, является актуальной и долгосрочной задачей службы занятости. Большое внимание служба занятости населения и учреждения профессионального образования уделяют информированию выпускников о спросе и предложении на рынке труда, вакансиях и государственных услугах, предоставляемым им в целях их трудоустройства. Информирование осуществляется через публикации и выступления в печатных и электронных СМИ, выпуск специальных брошюр, буклетов, листовок, размещение наглядных материалов на стендах и т.д.

Профессиональная карьера молодежи выполняет важные функции в трудовой деятельности. Она стимулирует рост трудовой активности, ускоряет процессы кадровых перемещений, что позволяет молодым людям занять более высокое социальное положение, способствует росту удовлетворенности его своим трудом на этапе начала трудовой деятельности. Реальная перспектива должностного продвижения складывается на основе оценки существующих условий для продвижения и самооценки своих возможностей.

Условия рыночной экономики в нашей стране, связанные со все более возрастающей конкуренцией как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг, поставили высшие учебные заведения перед необходимостью не только давать студентам профессиональное образование, но и серьезно заниматься вопросами их трудоустройства и будущей карьеры.

В то же время сегодня имеет место перенасыщение рынка труда специалистами определенных профессий, которое вызвано, с одной стороны, инерционностью системы высшей школы, а с другой, высокой динамичностью социально-экономических процессов. Тем не менее, подготовка специалистов по этим направлениям не только не снижается, а даже наоборот возрастает. Таким образом, складывающаяся на современном рынке труда ситуация выявляет противоречия между рынком образовательных услуг и реальным сектором экономики. Для его преодоления высшим учебным заведениям необходимо, во-первых, формировать у абитуриентов осознанный выбор профессии, во-вторых, гибко реагировать на востребованность специалистов на рынке труда.

Однако осознанность выбора профессии будущим молодым специалистом еще не гарантирует успешности его карьеры. Конкурентоспособность выпускника определяется качеством его подготовки в вузе, а именно практико-ориентированным обучением и развитием личностной готовности к будущей профессиональной деятельности.

Предприятия, организации, фирмы сегодня испытывают потребность в молодых специалистах, обладающих адекватной оценкой своих карьерных притязаний и возможностей принимающей организации, готовых начать карьеру с низовых ступеней, а также отличающихся мобильностью, адаптивностью и способностью быстро переучиваться. Немаловажным качеством, с точки зрения работодателя, является клиент-ориентированность молодого специалиста, под которой понимается подчинение своих интересов интересам клиента как на уровне сознания, так и на уровне обыденного поведения.

Между тем, современные молодые специалисты имеют ряд характерных особенностей, среди которых часто отмечается необоснованная амбициозность: установка вуза «готовить лидеров бизнеса» проявляется в неадекватной самооценке, завышенных притязаниях выпускников, нереалистичных ожиданиях в начале карьерного пути.

Реальная ситуация на рынке труда в настоящее время такова, что выпускнику мало иметь отличные оценки по предметам, даже небольшой опыт работы и организаторские способности могут оказаться решающими факторами при принятии решения о приеме на работу. Работодатели отмечают как негативную характеристику молодых специалистов отсутствие первоначального трудового опыта, довольно низко оценивают их готовность решать конкретные практические задачи и брать на себя ответственность за принятые решения. Излишний академизм и теоретическая направленность высшего профессионального образования приводит к очередному противоречию – возникновению несоответствия между достаточной теоретической подготовкой и малым (или полностью отсутствующим) опытом трудовой деятельности выпускника вуза.

Повышение практической направленности обучения может быть достигнуто как традиционным путем – в результате проведения практических занятий студентов в условиях реального производства, приглашения для преподавания специалистов-практиков, выполнение курсовых и дипломных работ по конкретным заказам предприятий, организаций и фирм, так и современными формами работы – организацией проектной деятельности и развитием студенческого бизнеса, совмещением обучения с работой по выбранной специальности.

Профессиональные и деловые качества молодых специалистов могут по-разному восприниматься работодателями в зависимости от кадровой стратегии и политики, а также от стадии развития организации.

Большинство компаний, находящихся на стадии стабилизации и достигших определенного уровня устойчивости в бизнесе, выдвигают к молодым специалистам достаточно жесткие требования: наличие опыта, профессионализм, владение современными технологиями, в том числе информационными. Такая позиция свойственна компаниям с закрытой кадровой политикой, которым выпускник вуза не подходит из-за отсутствия профессионального опыта.

Тот факт, что молодые работники характеризуются более продолжительным периодом работоспособности, представляет интерес для стабильно функционирующих организаций с кадровой политикой, в которой важное место занимает планирование и реализация карьеры сотрудников.

Таким образом, характерные особенности молодых специалистов, независимо от специфики развития организации, позволяют им быть потенциально успешными в различных компаниях. Ключевыми особенностями для выпускника являются его собственная позиция, а также владение навыками поиска работы и эффективного трудоустройства. В этом отношении вуз может оказать реальную помощь молодому специалисту через создание комплексной системы трудоустройства выпускников.

В практике деятельности вузовских центров трудоустройства положительно зарекомендовали себя следующие формы работы:

§ ведение базы данных выпускников и вакансий работодателей;

§ подбор претендентов на вакансии и организация кадрового собеседования;

§ консультирование студентов по вопросам трудоустройства и составления резюме;

§ проведение «Ярмарок вакансий» и «Дней карьеры»;

§ организация круглых столов с работодателями по проблемам трудоустройства выпускников и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.