КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Партийные системы
Политические партии и их виды Политическая партия - это один из видов общественных объединений, имеющий основной целью оказание доминирующего влияния на государственную власть. Существует множество видов партий. По социально-политической сущности их можно подразделить на консервативные (правые), социал-демократические (левые) и центристские. Консервативные в большей мере ориентированы на интересы производителей, отстаивая низкие налоги и ограничение социальной деятельности государства, а социал-демократические - на интересы наемных работников и менее обеспеченных слоев населения, ратуя за повышение налогов и активизацию государственных социальных программ. Особо следует отметить партии конфессиональные, т.е. объединяющие лиц определенных вероисповеданий, а также радикальные (выступающие за резкую смену политического курса) и экстремистские (призывающие к незаконным методам борьбы). По особенностям структуры различают партии организационно оформленные и организационно неоформленные. Для первых характерно документальное оформление членства, наличие первичных организаций, членских взносов. Организационно неоформленные партии этих атрибутов не имеют, они напоминают общественно-политические движения, существуют в основном на добровольные пожертвования. Партийная система - это система взаимоотношений политических партий между собой, с государством, с другими элементами политической системы и гражданами. Различают многопартийные системы, системы фиксированного числа партий, двухпартийные и однопартийные. Многопартийная система предполагает, что в выборах общенациональных органов государственной власти участвуют более двух партий и каждая из них имеет шанс сформировать правительство (Италия, Бельгия, Дания и т.д.)
Система фиксированного законом числа партий имеет место в ряде развивающихся стран и означает, что разрешается деятельность только тех партий, которые упомянуты в законе (двухпартийность в Нигерии). Цель подобной системы - рационализировать работу парламента и правительства в условиях большого разброса социальных интересов, а также ослабить оппозицию. Двухпартийная система - это система, в рамках которой при наличии значительного числа партий реально претендуют на власть лишь две из них (Великобритания, США). Однопартийные системы характерны для недемократических государств, в которых право доминировать в органах власти принадлежит одной партии. При этом может сохраняться видимость многопартийности, которая сводится на нет закреплением в законе ведущей роли одной партии, т.е. недопустимостью оппозиции, реально претендующей на власть (КНР, Куба, КНДР). Наконец, в некоторых развивающихся странах партии вообще запрещены (Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Саудовская Аравия). Основные направленияконституционно-правовой регламентации статуса партий Статус партий стал закрепляться в конституциях и законах лишь в XX веке. Ныне почти все конституции демократических стран содержат большее или меньшее количество норм о политических партиях. Направлениями конституционного регулирования статуса партий являются закрепление их функций, свободы их образования и деятельности, гласности (ФРГ). Постсоциалистические конституции особо провозглашают принципы политического и идеологического плюрализма. Для социалистических конституций характерно закрепление ведущей роли одной партии. Законодательная институционализация партий осуществляется во многих странах по следующим направлениям: определение партий и их роли в политической системе, порядок образования и прекращения деятельности партий, принципы организации и деятельности, требования к идеологии партий и формированию их финансовой базы, участие партий в выборах.
Регламентация в конституциях статуса иных субъектов политической системы: социально-экономических и социально-культурных объединений, средств массовой информации, церкви Социально-экономические и социально-культурные объединения (профсоюзы, организации предпринимателей и работодателей, общества потребителей, экологические, культурные, пацифистские объединения и т.д.) играют все большую роль в политической жизни демократических государств, что обусловило регулирование некоторыми конституциями их статуса. Впрочем, большинство конституций не регулирует их статус особым образом, основой такого статуса служит право на объединение. Но конституции ряда стран содержат нормы о статусе отдельных видов объединений, чаще всего профсоюзов, а иногда предпринимателей и потребителей (Греция, Италия, Испания). Значительным влиянием религии и церкви на политическую жизнь объясняется регламентация их статуса в конституциях зарубежных стран. В большинстве стран церковь отделена от государства и провозглашена свобода совести. Тем не менее, в некоторых демократических конституциях отмечена особая роль одной религии и церкви . (восточного православия в Греции и Болгарии), а в других, наоборот, имеется антицерковная направленность (Мексика). В Великобритании монарх является главой англиканской церкви. В более чем 30 мусульманских странах ислам признается государственной религией. Средства массовой информации играют все большую роль в условиях информатизации общества. Поэтому их статус в той или иной степени получает отражение в конституциях. Важнейшим аспектом такой регламентации является право на информацию. Некоторые конституции провозглашают запрет предварительной цензуры (Болгария), иногда в целях предотвращения злоупотреблений и манипуляции общественным сознанием конституции устанавливают институты контроля за СМИ со стороны государства (Греция, Испания). В деталях статус СМИ регламентируется во многих государствах специальными законами о них. Такие законы регулируют взаимоотношения государства и СМИ, содержат меры по борьбе с монополизмом в области СМИ, определяют статус журналиста, устанавливают ответственность за злоупотребление свободой печати. Наиболее подробно регулируется деятельность СМИ в условиях проведения избирательных кампаний.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |