Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Партийные системы

Политические партии и их виды

Политическая партия - это один из видов общественных объедине­ний, имеющий основной целью оказание доминирующего влияния на государственную власть. Существует множество видов партий. По со­циально-политической сущности их можно подразделить на консерва­тивные (правые), социал-демократические (левые) и центристские. Консервативные в большей мере ориентированы на интересы произво­дителей, отстаивая низкие налоги и ограничение социальной деятель­ности государства, а социал-демократические - на интересы наемных работников и менее обеспеченных слоев населения, ратуя за повыше­ние налогов и активизацию государственных социальных программ.

Особо следует отметить партии конфессиональные, т.е. объединя­ющие лиц определенных вероисповеданий, а также радикальные (выступающие за резкую смену политического курса) и экстремист­ские (призывающие к незаконным методам борьбы).

По особенностям структуры различают партии организационно оформленные и организационно неоформленные. Для первых харак­терно документальное оформление членства, наличие первичных ор­ганизаций, членских взносов. Организационно неоформленные партии этих атрибутов не имеют, они напоминают общественно-политические движения, существуют в основном на добровольные пожертвования.

Партийная система - это система взаимоотношений политических партий между собой, с государством, с другими элементами политиче­ской системы и гражданами. Различают многопартийные системы, сис­темы фиксированного числа партий, двухпартийные и однопартийные.

Многопартийная система предполагает, что в выборах общенаци­ональных органов государственной власти участвуют более двух пар­тий и каждая из них имеет шанс сформировать правительство (Ита­лия, Бельгия, Дания и т.д.)

Система фиксированного законом числа партий имеет место в ря­де развивающихся стран и означает, что разрешается деятельность только тех партий, которые упомянуты в законе (двухпартийность в Нигерии). Цель подобной системы - рационализировать работу пар­ламента и правительства в условиях большого разброса социальных интересов, а также ослабить оппозицию.

Двухпартийная система - это система, в рамках которой при на­личии значительного числа партий реально претендуют на власть лишь две из них (Великобритания, США).

Однопартийные системы характерны для недемократических го­сударств, в которых право доминировать в органах власти принадле­жит одной партии. При этом может сохраняться видимость многопар­тийности, которая сводится на нет закреплением в законе ведущей роли одной партии, т.е. недопустимостью оппозиции, реально претен­дующей на власть (КНР, Куба, КНДР).

Наконец, в некоторых развивающихся странах партии вообще за­прещены (Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Саудовская Аравия).

Основные направленияконституционно-правовой регламентации статуса партий Статус партий стал закрепляться в конституциях и законах лишь в XX веке. Ныне почти все конституции демократических стран со­держат большее или меньшее количество норм о политических пар­тиях. Направлениями конституционного регулирования статуса пар­тий являются закрепление их функций, свободы их образования и деятельности, гласности (ФРГ). Постсоциалистические конституции особо провозглашают принципы политического и идеологического плюрализма. Для социалистических конституций характерно закреп­ление ведущей роли одной партии.

Законодательная институционализация партий осуществляется во многих странах по следующим направлениям: определение партий и их роли в политической системе, порядок образования и прекраще­ния деятельности партий, принципы организации и деятельности, требования к идеологии партий и формированию их финансовой ба­зы, участие партий в выборах.

Регламентация в конституциях статуса иных субъектов политической системы: социально-экономических и социально-культурных объединений, средств массовой информации, церкви Социально-экономические и социально-культурные объединения (профсоюзы, организации предпринимателей и работодателей, обще­ства потребителей, экологические, культурные, пацифистские объе­динения и т.д.) играют все большую роль в политической жизни демо­кратических государств, что обусловило регулирование некоторыми конституциями их статуса. Впрочем, большинство конституций не ре­гулирует их статус особым образом, основой такого статуса служит

право на объединение. Но конституции ряда стран содержат нормы о статусе отдельных видов объединений, чаще всего профсоюзов, а ино­гда предпринимателей и потребителей (Греция, Италия, Испания).

Значительным влиянием религии и церкви на политическую жизнь объясняется регламентация их статуса в конституциях зару­бежных стран. В большинстве стран церковь отделена от государства и провозглашена свобода совести. Тем не менее, в некоторых демокра­тических конституциях отмечена особая роль одной религии и церкви

. (восточного православия в Греции и Болгарии), а в других, наоборот, имеется антицерковная направленность (Мексика). В Великобритании монарх является главой англиканской церкви. В более чем 30 му­сульманских странах ислам признается государственной религией.

Средства массовой информации играют все большую роль в услови­ях информатизации общества. Поэтому их статус в той или иной степе­ни получает отражение в конституциях. Важнейшим аспектом такой регламентации является право на информацию. Некоторые конститу­ции провозглашают запрет предварительной цензуры (Болгария), ино­гда в целях предотвращения злоупотреблений и манипуляции общест­венным сознанием конституции устанавливают институты контроля за СМИ со стороны государства (Греция, Испания). В деталях статус СМИ регламентируется во многих государствах специальными законами о них. Такие законы регулируют взаимоотношения государства и СМИ, содержат меры по борьбе с монополизмом в области СМИ, определяют статус журналиста, устанавливают ответственность за злоупотребле­ние свободой печати. Наиболее подробно регулируется деятельность СМИ в условиях проведения избирательных кампаний.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционный статус государства | Политический режим и его отражение в конституционном праве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.