Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетическое восприятие

Эстетическое восприятие дает целостный чувственный образ отражаемого объекта. Само содержание эстетического восприятия в конечном счете определяется предметом восприятия, т. е. эстетическими явлениями действительности и искусства. Но немаловажную роль в этом процессе имеет и структура эстетического субъекта, та установка, которая характеризует это восприятие как эстетическое.

В процессе эстетического восприятия действительность предстает перед субъектом во всех своих свойствах и проявлениях. Красота природы, героический поступок или трагическое событие в эстетическом восприятии раскрываются в своих объективных качествах. И произведения искусства в этом восприятии выступают не только как художественно-значительная форма, но и как определенное содержание. Здесь восприятие идет от целостного чувственного образа, от внешнего бытия произведения искусства к анализу его содержания, к размышлению, к раскрытию этого содержания через сложную цепь ассоциаций.

Эстетическое восприятие определяется как объективно-ассоциативное, т. е. как восприятие, содержащее объективную информацию об эстетических сторонах объекта и вместе с тем характеризующее субъекта как активную, творческую натуру, в которой воспринимаемый объект способствует углублению эстетического богатства личности. Это восприятие носит углубленный характер, так как, несмотря на свою чувственно-образную природу, помогает человеку проникнуть в существенные стороны воспринимаемого объекта.

Законы художественного восприятия раскрывают существенные и необходимые связи художественной рецепции. Процесс художественного восприятия протекает в глубине сознания человека, творчески активен (реципиент выступает как «соавтор», сотворец, исполнитель произведения для себя); включает обусловленную принадлежностью к рецепционной группе интерпретацию и оценку произведения в свете личностно преломленного опыта культуры; интерпретации и оценки произведения зависят от возможностей его активной встречи с разными рецепционными эпохами и рецепционными группами, а границы «раскрытия» «веера» оценок и интерпретаций обусловлены программой художественного восприятия, заложенной в произведении; доставляет эстетическое наслаждение, которое стимулирует творческую активность этого восприятия; интенсивность эстетического наслаждения зависит от упорядоченности и сложности структуры художественного произведения.

Установка в эстетическом восприятии всегда связана с положительными эмоциями, так как в этом процессе человек всегда испытывает радость, удовольствие, наслаждение независимо от того, воспринимает он трагические или прекрасные явления. Это обусловлено тем, что объективные явления действительности и произведения искусства могут выступать в качестве эстетических объектов только тогда, когда они связаны с процессом утверждения совершенного, прекрасного. Поэтому трагические, низменные, отвратительные, уродливые явления действительности могут приобретать эстетический смысл только через их отрицание и, следовательно, через утверждение подлинно эстетических ценностей.

Глубина эстетического восприятия усиливается также тем, что оно, как правило, носит непосредственный характер, в его структуре отсутствуют такие элементы установки, которые отвлекали бы человека от образно-чувственного осмысления объективных эстетических свойств воспринимаемых объектов.

В эстетическом восприятии мир представлен перед человеком во всей своей реальной красоте, во всех своих реальных эстетических сторонах и процессах, во всей своей непосредственности. И непосредственность эстетического восприятия как бы сливается с непосредственностью самой действительности, между ними не возникает гносеологических оттенков, которые бы мешали образно-чувственному познанию и осмыслению воспринимаемого. Но это вовсе не значит, что в эстетическом восприятии стихийно, «автоматически» раскрываются эстетические стороны действительности – для понимания эстетической сущности природы и человека нужна высокая культура эстетического восприятия.

Особенность осмысления проблемы эстетического восприятия на современном этапе заключается в активном включении в ее разработку таких дисциплин, как психология, социология и искусствознание. По своему содержанию эта проблема включает в себя ряд аспектов, таких, как анализ объекта эстетического восприятия, определение его роли в этом процессе, исследование его воздействия на реципиента. Многие философские и психологические концепции, в которых рассматривается эта проблематика, исходят из признания обусловленности процесса восприятия эстетичностью самого объекта, вследствие чего возникают вопросы, какой объект может быть назван эстетическим, в чем именно заключается его эстетичность и какие качества этого объекта вызывают у субъекта восприятия эстетические эмоции, чувства, переживания. В качестве особого свойства, выделяющего эстетический объект из других, эстетика чаще всего называет красоту. Но отождествление эстетического объекта с прекрасным объектом мало что проясняет в проблеме эстетического восприятия, поскольку в понятие прекрасного в различные исторические периоды вкладывалось разное содержание – так, а античности прекрасное отождествлялось с благом (калокагатия); в эстетике реализма определяющей характеристикой прекрасного выступала социальность и т.п. В то же время в эстетике существовует тенденция сводить прекрасное к физическим качествам объекта – его цвету, размеру, структуре поверхности. Поиски объективных законов красоты приводили к попыткам обнаружения ее связи с числом, пропорцией («золотое сечение»). Однако выявление физических характеристики прекрасного не привело к формированию универсального понятия красоты, поскольку отбор этих качеств производился на основе их соответствия определенному эстетическому идеалу, обладающему определенной социальной и исторической конкретностью.

Восприятие эстетически значимого объекта подвергается анализу в экспериментальной эстетике, сложившейся на рубеже XIX – XX вв. на основе психофизики. Эта эстетика рассматривает процесс эстетического восприятия как детерминированный не социальными факторами, а психофизиологическими качествами реципиента. В экспериментальных методиках, разработанных этим направлением, анализируется эстетическая реакция реципиента на внешний стимул, в качестве которого выступает эстетически значимый объект. Эстетические качества последнего признаются объективно существующими и сводятся к формальной организации объекта.

Так, уже первые экспериментальные исследования, проведенные Г.Т. Фехнером, основывавшиеся на измерении большого количества простых предметов, ставили целью подтвердить утверждение об эстетической значимости «золотого сечения». Немецкий психолог назвал свой метод «эстетикой снизу», в отличие от философской «эстетики сверху». Следствием этих экспериментов стал ряд законов (принципов) эстетического удовольствия, таких, например, как «принцип эстетического порога», из которого следует, что необходимым условием того, чтобы вещь нам нравилась, является сила воспроизводимого ею впечатления, в противном же случае действие объекта на эстетическое чувство может быть настолько слабым, что не переходит порога сознания, не осознается. Еще один принцип — «закон эстетической помощи или усиления», согласно которому для эстетического чувства необходимо совместное действие отдельных эстетических впечатлений (комбинация звуков и ритма в мелодии предоставляет несравненно большее эстетическое удовольствие, нежели то, что возникло бы от простого сложения впечатления от восприятия звука и ритма в отдельности). Эстетическое чувство, как утверждает Фехнер, нуждается в известной смене впечатлений, равно как и в том, чтобы эти впечатления не сменялись в пестром беспорядке, но были связаны общими принципами. Наиболее оригинальный и важный принцип — «эстетических ассоциаций». Причем, одновременно с введением этого принципа Фехнер вносит и одно важное различение: при восприятии вещи, которая возбуждает эстетическое удовольствие, одновременно действуют два различных фактора – внешний и внутренний. К внешнему он относит те свойства вещи, которые составляют ее объективный фактор эстетического впечатления (форму, линии, цвет и т.п.); к внутреннему — все, накопленное нами из личного опыта, что мы присоединяем к восприятию этого объекта. Последнее сливается, ассимилируется непосредственно с данными извне впечатлениями в некое единое целое. Именно эти представления и образуют ассоциативный фактор эстетического удовольствия. Фехнер указывал, что первичные впечатления выступают своеобразными носителями эстетического значения и, лишь благодаря сопутствующим ассоциациям создается и тот субъективный смысл и та специфическая экспрессия, которые получают воплощение в образе восприятия. Следовательно, ассоциативный фактор, относясь к внутреннему содержанию эстетического восприятия, выполняет своеобразную интегрирующую функцию, соединяя в себе значение и экспрессию, объединяет различные уровни психики. При этом воспоминание в эстетическом опыте выражает не только «рациональные» знания об эстетическом объекте, но и способно к воспроизведению соответствующих переживаний, дающих возможность субъекту предчувствовать, предвосхищать в объекте восприятия определенное эстетическое содержание. Таким образом, принцип ассоциаций, обусловливая и эмоциональную окраску вещи, и ее эстетическое значение, определяет и содержание эстетического удовольствия. Фехнер особенно подчеркивает важность этого принципа, утверждая, что на нем «зиждется половина его эстетики».

Начиная с Фехнера, эстетика широко развернула экспериментальное изучение эстетических отношений. Круг элементов, способных выступить первичными атомами эстетической формы, все расширялся, изучались уже не только сочетания этих элементов, но и комбинации геометрических фигур, цветов, звуков. В России это эстетико-позитивистское направление связано с именами И. Догеля, В. Вельямовича, Л. Оболенского, В. Савича и др. Система воззрений Ф. на природу возникновения эстетического впечатления также получила в дальнейшем детальную интерпретацию, она была развита К. Валентайном, Г. Гельмгольцем.

Неоднократно предпринимались также и попытки психологического анализа эстетического наслаждения. К числу наиболее значительных из них принадлежит теория вчувствования Т. Липпса.

Немецкий психолог, философ, эстетик Теодор Липпс выступил систематизатором немецкой психологии конца XX столетия, в которой видел основу всех наук – философии, логики, эстетики, этики. В центре его концепции психологии искусства стоит понятие вчувствования, которому он дал наиболее полное и глубокое теоретическое обоснование.

Согласно этой теории, воспринимая какой-либо объект, субъект совершает особый психический акт, проецируя на этот предмет свое эмоциональное состояние, на основе которого и возникает эстетическое впечатление. Липс отвергает попытку Фехнера объяснить имманентность эстетического изображения и впечатления ассоциативным фактором, утверждая вместо этого неразрывность соединения сенсорного восприятия внешней формы с тем внутренним содержанием, которое она передает. Психолог считал, что объект прекрасен, если в нем отображаются жизненные силы, рассматривая в то же время вчувствование как общепсихологический процесс, проявляющийся не только в эстетическом удовольствии. Именно поэтому он отличает простое, или практическое, повседневное вчувствование от эстетического. Первое сопровождает все наши восприятия и чувствования (так, мы не можем смотреть на лицо другого человека или на его движения не представляя и не вчувствываясь в те внутренние его состояния, выражением которых они нам кажутся). На этом виде вчувствования в значительной степени основаны все нравственные симпатии или антипатии к другим людям. Поэтому Липпс называет его симпатическим, которое, однако, по его мнению, неполно и несовершенно, ибо может наталкиваться на множество внешних обстоятельств и препятствий, ограничивающих его проявление. Эстетическое же вчувствование проявляется вполне и без остатка. Только искусство обладает возможностью реализовать подобное полное вчувствование, ибо все то, что изображает искусство, является для нас своего рода действительностью, которую мы сопереживаем одновременно и как «эстетическую реальность», благодаря чему отпадает служащее помехой впечатление повседневной действительности. В то же время искусство в своих проявлениях отражает типические и значительные черты, возвышая их до общечеловеческих. Благодаря этому, говорит Липпс, «я в то же время чувствую и мою личную жизнь возвышенной и приподнятой, а для этого необходимо, чтобы я в самом себе видел способность к значительным человеческим страстям, чтобы мое настроение и склонности шли навстречу тому, что изобразил художник». Таким образом, утверждает психолог, «моя идеальная эстетическая личность вкладывается при вчувствовании в вещи, и вчувствование основывается на согласовании моей личности с тем, что доставляет произведение искусства или явление природы». Именно поэтому основным содержанием нашего вчувствования всегда является «внутренняя деятельность», активность нашей личности.

По аналогии с эстетикой пространственных форм Липпс формулирует и своего рода «эстетику временных отношений», пытаясь объяснить и эстетическое влияние ритма, его формальных элементов и их комбинаций, в трактовке которых психолог вынужден оставить чисто психологическую точку зрения и обратиться к области «объективного» (механического, физиологического) анализа ритмических форм. На основе принципа вчувствования им объясняются и эстетические удовольствия от цветов, цветовых соотношений, а также формулируется эстетика языка и речи. Область прекрасного понимается Липсом как «область спокойного и изживающего себя наслаждения, где наше эстетическое чувство удовлетворяется беспрепятственно». Эстетическое же удовольствие при восприятии трагического он объясняет тем, что страдание человека повышает «чувство его самооценки».

Наиболее наглядно иллюстрирует эту закономерность введенный Липсом закон «психологической запруды»: «если какое-нибудь психическое движение, например, связь представлений, задерживается в своем естественном течении, то это движение образует запруду, останавливается и повышается именно в том месте, где наталкивается на препятствие». Так, благодаря трагическим «задержкам» повышается ценность страдающего героя, а благодаря вчувствованию в этот процесс, – и наша собственная ценность. Здесь срабатывает принцип сочувствия (симпатии), состоящий в непосредственном вкладывании нашей собственной ценности в сопереживания других людей. Таким образом, ценность, которая имеет для нас другая личность, есть наша собственная, вложенная в нее ценность в форме «объективированного чувства собственной ценности». И средством к этому является сострадание.

Взгляды Липпса на психологический феномен вчувствования явились в дальнейшем, наряду с воззрениями других представителей «теории вчувствования», теоретической основой для осмысления, развития и распространения этого понятия в теории искусства XX в., в эстетических концепциях В. Воррингера, Дж. Сантаяны и др.

Большой интерес представляют исследования эстетического объекта как целостности по принципу гештальта, согласно которому элементы эстетической формы сами по себе не являются эстетическими, но целостная эстетическая форма, не сводимая к механической сумме ее частей, приобретает новое специфическое качество – эстетичность. В результате ее восприятия у субъекта и возникает эстетическая реакция.

Многочисленные и разнообразные экспериментальные исследования в области эстетического восприятия не привели к выявлению специфичности эстетической реакции субъекта, ее отличию от других психофизиологических реакций.

В теоретической эстетике объективность эстетических качеств объекта восприятия признается далеко не всеми учеными, что связано с использованием иного методологического принципа исследования – рассмотрения эстетического как отношения, вследствие чего признается, что сами по себе объекты эстетически нейтральны и приобретают эстетические характеристики лишь в процессе восприятия объекта реципиентом. Иными словами, эстетическое возникает в отношении, взаимодействии субъекта и объекта, а не существуют само по себе. Сходную позицию демонстрируют и социологические концепции искусства, в которых эстетичность объекта определяется общественным мнением и представляет собой социальную ценность.

Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

Литература:

Основная:

1. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2000.

2. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998.

Дополнительная:

1. История эстетической мысли. М., 1985.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Творческий процесс в искусстве. Эстетическое восприятие | Управління процесом інновації на підприємстві
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 12659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.