Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы методики развития речи




 

1.1 Введение в курс «Теория и методика развития речи»

 

1. Предмет и задачи теории и методики развития речи.

2. Понятия «язык» и «речь».

3. Методологические основы развития речи дошкольников.

 

1. Методика развития речи является отраслью дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам. Предмет ее изучения – процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического взаимодействия. Уровень развития речи является основным показателем формирования личности ребенка дошкольного возраста. Осмысление детьми окружающего мира осуществляется через словесную форму. Развитие интеллекта не только ребенка, но и взрослого тесно связано с процессом овладения системой родного языка.

Значение развития речи в социализации ребенка подчеркивает известный психолог Л.С. Выготский: «Речь носит на себе наиболее явные признаки социального происхождения. С момента владения языком все внутреннее развитие ребенка от животной (биологической) фазы переходит в собственно человеческую (социальную). Язык приобщает ребенка ко всему духовному опыту человечества и делает возможным развитие «высших» психических функций» [2, с. 167]. Важнейшая черта интеллекта дошкольника – это их интерес к языку, к своей речи. Уже 3-х, 4-х летние дети интересуются звучанием слова, особенностями его произношения, употреблением в речи.

Профессиональная подготовка включает усвоение теории развития детской речи и овладение практическими умениями организации педагогического процесса, направленного на развитие речевых умений и навыков дошкольников. Взаимосвязь методологической теории и практики необходима для того, чтобы теоретически обосновать содержание, методы и приемы речевого развития детей в условиях целенаправленного педагогического взаимодействия. Следовательно, можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики развития речи как науки.

Фундаментальные задачи:

1. Исследование возрастных особенностей овладения разнообразными речевыми навыками.

2. Изучение закономерностей обучения детей родной речи и речевому общению.

3. Определение принципов, методов и форм обучения родной речи.

 

Прикладные задачи:

1. Определение содержания обучения (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения; разработка программ обучения родной речи).

2. Разработка методов и приемов обучения, систем знаний и методических рекомендаций.

3. Выбор наиболее эффективных методов развития речи дошкольников, проверка их на практике.

Таким образом, изучая закономерности и особенности формирования правильной устной речи и навыков речевого общения у дошкольников в рамках методики развития речи, будущий специалист по дошкольному образованию сможет обеспечить высокий уровень развития каждого воспитанника.

2. Определяя язык как продукт общественно-исторического развития, как важнейшее средство общения и социального взаимодействия людей, многие исследователи подчеркивают его связь с мышлением. Язык является орудием мышления и познания. В. Гумбольдт определял язык как орган, образующий мысль. Язык – средство выражения мысли. Речь рассматривается как способ формирования мысли посредством языка. Необходимо разделять эти два основных понятия «язык» и «речь».

Язык – система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятие (содержание) и звучание, а также система правил их употребления и сочетания.

Речь – форма реализации языка, протекающая во времени (звуковая, устная речь) и в пространстве (письменная речь).

Язык абстрактен и объективен по отношению к говорящему, а речь материальна (звуки или буквы) и субъективна (индивидуальные характеристики речи).

Мышление и язык возникают в процессе трудовой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности. Мышление – высшая форма отражения объективной реальности. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка.

3. Методологической основой теории и методики развития речи являются основные положения о связи языка и мышления, философские законы развития и теория осознания детьми явлений языка и речи.

Развитие речи как любой процесс развития опирается на основные философские законы:

- единства и борьбы противоположностей (движущая сила развития речи – противоречие между желанием ребенка сказать, выразить просьбу, намерение и ограниченными возможностями языковых средств);

- переход количества в качество (накопление словаря ребенка, переход к фразовой речи);

- отрицание отрицания (одно слово обозначает сначала только один предмет, затем однородные предметы, затем группу предметов).

Овладение языком ребенком характеризуется не просто подражанием, воспроизведением речи взрослых на основе интуитивного освоения языковых норм, а развитием языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений. Теория осознания детьми явлений языка и речи Ф.А. Сохина подчеркивает связь этого осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковых способностей в целом. Языковая способность включает в себя развитие чувства языка и проявляется тогда, когда ребенку необходимо комбинировать языковые единицы и переносить их в новые сочетания. Изменение ситуации общения заставляет ребенка создавать новые фразы, которые в свою очередь рождают новые мысли и новое выражение посредством языка и мышления.

 

Литература:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский: гл.ред. А.В. Запорожец – М.: Просвещение. – Т. 3. – 1983. – 367 с.

3. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Изд. московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «Модекс», 2002. – 224 с.

4. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.