Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детей связной речи

Методика использования схем и моделей в обучении

 

1. Особенности использование метода моделирования в обучении детей связной речи.

 

 

2. Применение схем при обучении детей составлению описательных рассказов.

3. Методика использования моделей для обучения дошкольников составлению сюжетных рассказов.

 

1. Важнейшей задачей развития речи детей является развитие связной речи. Все задачи развития речи дошкольников (обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи) находят завершающее выражение в развитии связной речи. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и может разделяться на части, связанные между собой. Именно последовательность и членимость как основные признаки связной речи можно обозначить с помощью моделей и активизировать в процессе формирования навыков связной речи детей.

При составлении самостоятельного текста задачи усложняются: детям необходимо придумать содержание и найти соответствующую форму именно для этого содержания. Меняется и коммуникативная ситуация: детям неизвестно то содержание, которое придумывает ребенок, следовательно, им интересно слушать, а говорящему интересно рассказывать. Однако содержательность, последовательность изложения, объем высказываний и правильность грамматического оформления текста в данной ситуации значительно снижается. Дети не могут программировать свое высказывание и закрепить его в определенных словах, точно передающих их мысли. Таким образом, связность речи существенно зависит от программирования речевого высказывания. Поэтому моделирование содержания высказывания позволяет усилить логику построения детского рассказа, повысить осознание всего содержательного замысла в целом и отдельных его деталей и частей.

Очевидно, что использование моделей повышает качество детских рассказов, особенно по таким критериям как содержательность, логическая последовательность, грамматическая правильность речи. Кроме того, моделирование помогает дошкольникам осознать логико-композиционное построение текста, развивает умение заполнить недостающие части текста (как смысловое содержание текста, так и недостающие синтаксические конструкции). У дошкольников представления о структуре текста носит недостаточно осознанный характер. Дети могут определить структуру литературного текста, однако терминами «начало», «конец», «середина» пользуются редко. Одна из особенностей понимания дошкольниками структуры текста заключается и в том, что начало и конец рассказа дети определяют более четко, а вычленение середины вызывает затруднения. От уровня понимания детьми содержания текста зависят, и умения определить тему произведения и озаглавить рассказ. В этой связи особенно актуально использование модели, которая воспроизводит структуру текста, способствует развитию обобщающей и аналитической деятельности, необходимой при обучении составлению рассказов.

В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, пользуясь при этом разнообразными средствами связи между предложениями. Для этого используются картинки, которые выступают в качестве модели структуры любого типа текста.

Таким образом, использование моделей при обучении детей рассказыванию поможет развить у дошкольников способность строить любое высказывание, представляя его как единое целое, во взаимосвязи структурных элементов. Представление о структуре высказывания, способах связи между предложениями и частями текста формируется у детей на основе развития языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.

2. Авторы программы «Пралеска» предлагают следующее определение модели. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных речевых высказываний отражается структура, содержание, средства межфразовой связи. Для разных типов рассказов применяют разные модели и схемы.

Модели для составления детьми описательных рассказов о природных объектах и явлениях разрабатывали Н.Кондратьева и Е.Сомкова. Для последовательного, логичного описания они предлагают схемы с определенными символами, обозначающими основные элементы описания. Например, для описания птицы используется набор карточек с изображением клюва, перьев, лапок, гнезда, тарелки, человека и одна пустая карточка, которая обозначает, что нужно назвать птицу. По такой модели дети последовательно описывают внешние признаки птицы, рассказывают, как она передвигается, где живет, чем питается и как ей помогает человек. Преимущество модели, состоящей из отдельных карточек в том, что их можно использовать для составления рассказов на разные темы. Пустая карточка, карточка с изображением тарелки и человека также применима для рассказов о разных животных.

Другие схемы для составления рассказов о предметах предлагает Т. Ткаченко. Они представляют собой лист картона, разделенный на квадраты по количеству признаков, о которых надо рассказать. В каждом квадрате изображен символ, указывающий детям на последовательность изложения в рассказе:

- цветовые пятна (цвет предмета);

- геометрические фигуры (форма предмета);

- два мяча разной величины (размер предмета);

- образцы ткани, фольги, дерева (материал, из которого изготовлен предмет);

- пирамидка с разобранными кольцами (части предмета);

- рука (действия с предметом).

Данная схема помогает детям выделить главные признаки предмета и последовательно описать предмет. Схема имеет обобщенный набор символов и может быть использована для обучения детей составлению рассказов об игрушках, о предметах быта (посуда, одежда). Однако Ткаченко использует различные схемы для описания разных групп предметов. Например, для описания одежды:

- цветовые пятна (цвет одежды);

- образцы разных видов ткани (материал, из которого изготовлены предметы одежды);

- платье, разобранное на части (части одежды);

- схематичное изображение солнца, подснежника, кленового листа и снежинки (сезонность одежды);

- схематичное изображение фигуры мужчины, женщины, мальчика и девочки (для кого предназначена одежда);

- рука (действия с одеждой).

Возможно применение моделей и для обучения детей составлению рассказов по картинам. При описании картины дети часто ограничиваются простым перечислением объектов картины, не выделяя при этом главные и второстепенные признаки. Расположенные в определенном порядке модели помогут ребенку последовательно описать картину. Например, к картине «Зима» детям можно предложить набор карточек-моделей с изображением снежинок (описать погоду), символов деревьев (ель и лиственное дерево для сравнения их внешнего вида зимой), силуэта оленя (описать животное).

Аналогично как для составления рассказов-описаний, схемы используются и для обучения детей составлению загадок. Ориентируясь на элементы схемы (цветовые пятна, геометрические формы, разобранная пирамидка и др.) дети учатся называть в загадке характерные признаки предметов и явлений (цвет, формы, величину).

3. Для обучения сюжетному рассказыванию используются схематичные изображения персонажей и выполняемых ими действий. На первом этапе создается картинно-схематичный план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Причем, подготовительную работу по обучению детей моделированию можно проводить, начиная с младшей группы. Для формирования у детей обобщенных представлений о героях произведений используют игровые упражнения на ассоциации, типа «На что похоже?». Три круга, одинаковые по цвету, но разные по величине – три медведя. Затем осуществляется обучение построению модели из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Например, картинки с изображением Красной шапочки, леса, волка, домика. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенным моделям. Например, для составления повествовательного рассказа на тему «Новогодний праздник» применяется набор моделей из 4 карточек со схематичным изображением:

- елки (рассказать, как украшали елку и зал);

- деда Мороза (рассказать, как пришел дед Мороз);

- мячика, пирамидки (рассказать, в какие игры играли на празднике);

- мешка подарков (рассказать, какие подарки подарили).

Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности развития действий в сюжете, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Символы в моделях используются также для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: круг – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка. Функции заместителей детям объясняют на первых занятиях. Сначала дошкольников обучают конструировать такие модели по готовым, известным им литературным произведениям. Затем учат воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель. Далее дети сами составляют свои рассказы по картинкам-заменителям.

Эффективно применяются модели и схемы для обучения дошкольников пересказу сюжетных текстов. Начать обучение можно на примере хорошо знакомых детям сказок. Например, моделями для сказки «Репка» будут карточки с изображением всех героев: репки, деда, бабки, внучки, собаки Жучки, кошки и мышки. Вначале это могут быть изображения в виде картинок, Затем схематичные изображения в виде геометрических фигур. Важно, чтобы дети сами выбрали, какими фигурами будут обозначаться какие герои. Например: желтый круг – репка, синий квадрат – дед, красный треугольник – бабка и т.д. Чтобы дети быстрее запомнили, для обозначения часто встречающихся в сказках героев можно использовать одни и те же геометрические фигуры. Например: белый круг – заяц, оранжевый треугольник – лиса, серый квадрат – волк. Для уточнения характеристики персонажей используют и разные по размеру геометрические фигуры (три медведя – три круга разной величины). Для обучения пересказу используются и готовые схемы в виде прямоугольника, разделенного на несколько квадратов. Например, для сказки «Колобок» схема из шести квадратов: в первом схематичное изображение деда и бабки, во втором – колобка, в третьем – зайца, в четвертом – волка, в пятом – медведя и в шестом – лисы. Такая схема помогает ребенку последовательно назвать всех зверей, с которыми встречался Колобок.

Метод наглядного моделирования помогает детям создать схематизированный образ предметов и явлений, отражающий наиболее существенные их свойства. Это позволяет дошкольникам понять причинно-следственные связи и отношения между вещами, познать закономерности явлений. Использование схем и моделей в обучении детей рассказыванию способствует развитию последовательности, логичности детских высказываний, усвоению детьми структуры текста.

 

Литература:

1. Кондратьева, Н., Сомкова, О. Как использовать модель для развития речевого творчества / Н. Кондратьева, О. Сомкова //Дошкольное воспитание. – 1991. – № 10. – С. 19

2. Мельник, Е.И. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / Е.И. Мельник, И.М Лира. – Мозырь: Содействие, 2007. – 146 с.

3. Панько Е., Коломинский Я., Белоус А., Старжинская Н. Учебная деятельность: формирование предпосылок / Е. Панько, Я. Коломинский, А. Белоус, Н. Старжинская // Пралеска. – 2006. – №2. – С.9

4. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Мінск.: “Адукация i выхаванне», 2003. – 144 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метода развития связной речи дошкольников | Дошкольников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.