Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В процессе развития словаря детей

Использование дидактических игр и упражнений

 

1. Характеристика словесных игр для детей.

2. Содержание и методика проведения игр и упражнений для развития словаря в разных возрастных группах.

 

1. Словесные игры являются разновидностью дидактических игр. Особенность их состоит в том, что в качестве дидактического материала используется словесный материал – стихотворения, пословицы, загадки, слова, предложения и др.

Словесные игры помогают ребенку образовывать простейшие обобщения, выделять новые, скрытые свойства предметов и явлений, способствуют развитию словесно-логического мышления. Чтобы дети стали использовать слово как самостоятельное средство мышления они должны усвоить выработанные человечеством понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах.

Формирование понятий происходит в процессе замены детьми реальных действий развернутыми рассуждениями, которые воспроизводят в словесной форме все основные моменты этого действия. В конечном счете, рассуждение проводится не вслух, а про себя и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Таким образом, словесный материал, использующийся в словесных играх, способствует развитию логического мышления, связной речи и уточнению и закреплению словаря.

2. Разнообразные словесные игры активно используются на занятиях по ознакомлению и природой и окружающим миром и являются обязательным компонентом занятий по развитию речи, особенно в старшей возрастной группе.

Ряд игр, разных по содержанию, объединен под названием «Назови и объясни», где детям необходимо объяснить название предметов и объектов. Эта этимологическая направленность игр позволяет привлечь внимание ребенка в форме слова и содержанию понятия. Например, объяснить происхождение названия грибов (ягод): лисичка, рыжик, черника, голубика и др. Можно использовать загадки, стихи. Например:

Взяли мы с утра корзинки

И пошли в лесок.

И нашли мы под осинкой

Маленький грибок.

Широко применяются словесно-логические задачи. В них в краткой форме описывается какое-либо явление, процесс и в конце задается вопрос, на который дети должны ответить на основе анализа и обобщения данной ситуации. Например, «Дети в саду собирали ягоды. У мальчиков были большие, красные ведра без дна, а у девочек – маленькие, зеленые. Кто больше наберет грибов?» (девочки). Логические задачи часто направлены на формирование элементарных математических представлений, на основе которых происходит и обогащение словаря детей. Например, «Груша тяжелее, чем яблоко. А яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик?».

В словесных играх используются небылицы, которые стимулируют у детей критическое, осознанное отношение к окружающему миру, учат замечать неточности в речи, анализировать текст. Например:

Квадратный, спелый помидор

Раз забрался на забор.

И увидел, как на грядке

Овощи играли в прятки.

Длинный красный огурец

Под листочек свой залез,

А зеленая морковка

В борозду скатилась ловко.

Активно используются в методике развития речи словесные упражнения. Они содержат словесный материал на одну, узко определенную речевую задачу и позволяют поупражнять детей в употреблении наиболее сложных слов и речевых конструкций. Для развития словаря используют упражнения на подбор слов. Например, “Кто что умеет делать” (собака – лает, рычит, дом сторожит, виляет хвостом; кошка – мяукает, мурлычет, лакает молоко, ловит мышей и т.д.); «Скажи, какой» (подбор определений и эпитетов к словам, типа дождь – осенний, теплый, моросящий и др.); «Подбор предметов к действию» (кто или что плавает – лодка, облака, рыба, луна и т.д.).

Много словесных игр направлено на обучение детей классификации слов по разным признакам, обобщения слов в группы и деление на подгруппы. Цикл игр можно обозначить как «Страна волшебных слов». В этой стране есть, например, город Цветных слов (улица Красных слов – помидор, мак, флаг, краснеет, красноватый, покраснел и др.), город Смешных слов (клоун, цирк, улыбка, смешинка, хохотать и др.) и другие города, названия которых дают главный признак для подбора слов.

Очень эффективными для активизации мыслительной деятельности и развития словаря детей являются игры, разработанные в методике ТРИЗ. Одна из наиболее известных игр «Хорошо-плохо». Эта игра основана на выявлении противоречий в предметах и явлениях. Она имеет несколько вариантов, различающихся по сложности и зависящих от объектов, предлагаемых к рассмотрению, от последовательности объектов и от их особенностей.

Вариант 1. Для игры выбирается нейтральный объект, не связанный для детей с какими-то стойкими эмоциональными ситуациями. Детям предлагают проанализировать данный предмет и назвать его положительные и отрицательные качества. Причем, каждый ребенок называет пару противоположных признаков, что в предмете плохо, а что хорошо или что – нравиться, а что – нет, что – удобно, а что неудобно и т.д. Например, карандаш: хорошо, что длинный, плохо, что он остро заточен, можно уколоться; удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане – не помещается, ломается и т.д.

Вариант 2. Для игры берут объект, имеющий для детей конкретную, социальную значимость или вызывающий стойкие положительные или отрицательные эмоции (кукла – хорошо, уколы – плохо). Необходимо научить детей выявлять противоречивые, неожиданные черты в хорошо знакомых объектах и явлениях (драка, дружба, снег, солнце и др.). Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, но плохо, если съешь много, можно заболеть.

Вариант 3. «Цепочка противоречий». Это динамический вариант игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется. Можно предложить детям по очереди называть хорошие и плохие признаки или каждый ребенок дает пару ответов (плохо и хорошо), очень интересно разделить детей на команды и дать каждой команде задание назвать как можно больше положительных или отрицательных свойств. Например, есть шоколад – хорошо, вкусно, но может заболеть живот; живот болит – плохо, на улицу не пускают; когда на улицу не пускают – хорошо, можно друзей домой пригласить; много друзей дома – плохо, потому что шумно и беспорядок; беспорядок – хорошо, можно все вещи расставить на свои места и т.д.

Вариант 4. Этот вариант игры иллюстрирует диалектический закон перехода количественных изменений в качественные. Для рассмотрения детям предлагают качества объектов в их количественном изменении (увеличении или уменьшении). Например, лист бумаги тонкий – хорошо, его можно легко согнуть, сделать кораблик, плохо – легко рвется, мнется; лист потолще – хорошо, можно использовать для изготовления открытки, плохо – тяжело резать, сгибать; лист бумаги очень толстый (картон) – хорошо, можно сделать крышу в домике для кукол, плохо – неудобно нести, если он большой и т.д.

В игре «Хорошо – плохо» развивается словарь детей за счет слов – антонимов, синонимов, обобщающих значений, дети учатся строить распространенные предложения за счет однородных членов (дополнений, определений), сложноподчиненные предложений с придаточными цели, времени, причины, у детей развиваются навыки речи-рассуждения.

Словесная игра «Наоборот» предназначена для обогащения словаря дошкольников антонимами. Ее можно проводить многократно, меняя при этом заданные слова для подбора антонимов (существительные, прилагательные, глаголы, наречия) и способы организации игры (давать ребенку фишку за правильный ответ, бросать мяч для выбора ребенка, который должен дать ответ, делить детей на команды и др.). Можно использовать стихи, например:

Скажу я слово – высоко,

А ты ответишь – низко.

Скажу я слово – далеко,

А ты ответишь – близко.

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты – храбрец.

Теперь начало я скажу,

Ответишь ты – конец.

Интересно детям придумывать конец пословиц или поговорок, основанных на противоположности. Например, ученье – свет, а неученье – … тьма; знай больше, а говори … меньше; лучшая вещь – новая, а лучший друг – … старый и др. По аналогии с пословицами дети могут придумывать сами фразы и предложения с антонимами. Например, карандаш пишет, а стерка – стирает; волк злой, а бабушка добрая и др.

Способствует развитию аналитических умственных действий и активизирует речь детей вариант игры «Наоборот», где детям предлагают подобрать к паре антонимов слова, которые сочетают в себе оба противоположных признака. Например, что бывает горячим и холодным (утюг, вода, воздух).

 

Литература:

1. Бондаренко, А.Н. Словесные игры в детском саду / А.Н. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1985. – 168 с.

2. Дубинина, Д.Н. Умей объяснить и доказать // Д.Н. Дубинина, Е.Е. Пелагейчик. – Мн.: Беларусь, 2002. – 127 с.

3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста // Под ред. Л.Венгер. – М.: Просвещение, 1989. – 225 с.

4. Максаков, А.И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

5. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М.: Просвещение, 1988. – 187 с.

6. Чего на свете не бывает / Под ред. О. Дьяченко. – Мн.: Нар. асвета, 1990.– 85 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Детей с окружающим миром | Диагностика уровня развития словаря дошкольников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.