Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В процессе производства люди необходимо вступают в производственные отношения, объединяясь для совместной деятельности




Главной производительной силой являются люди с их знаниями и навыками к труду, т.е. подготовленные к процессу труда, причем всесторонне подготовленные, в том числе и научноК производительным силам относят также средства производства, которые делятся на предмет труда и средства труда. Предмет труда – это то, на что направлена деятельность человека: сырье, полуфабрикаты, земля… Средства труда – это, прежде всего, орудия труда (то, чем человек воздействует на предмет труда, или как выразился К.Маркс, “костная или мускульная сила производства”), далее, это средства хранения, транспортировки (“сосудистая система производства”) – тара, каналы, трубопроводы, дороги… В-третьих, к средствам труда относят материальные условия труда – здания, где осуществляется процесс труда, землю, на которой они стоят и т.п.

Общество - такое объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным производством, т.е. совместной деятельностью, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. Общественное производство - сложный процесс, включающий воспроизводство самих людей, материальное производство и духовное производство (производство знаний, ценностей, идей и т.п.). Материалистический подход к пониманию развития общества позволил К.Марксу выявить в качестве основы материальное производство и преодолеть взгляд, согласно которому история предстает как процесс возникновения и смены идей, теорий, идеалов. Материальное производство иначе называют трудом, хотя труд можно понимать и шире, имея в виду духовный труд, иди духовное производство. Итак, труд, понимаемый как материальное производство, это систематическое, целесообразное изготовление и использование орудий труда в совместной деятельности людей. Можно высказаться иначе: труд - деятельность людей, посредством которой они преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей и регулируют обмен веществ между собой и природой. Жизнедеятельность людей зависит, в конечном счете, от способа, каким они в каждую историческую эпоху производят и присваивают материальные блага, т.е. от способа производства. Исторические эпохи отличаются, прежде всего, способом производства материальных благ. Способ производства - это производительные силы, функционирующие в системе производственных отношений.

Для идеалистического понимания характерна абсолютизация роли духовного начала в различных его формах, которое рассматривается как определяющая, основная сила исторического процесса. Если придерживаться религиозной точки зрения, то выходит, что история развивается по божественному плану, т.е. в соответствии с волей Высшего Духовного Начала, сотворившего и мир, и человека, и давшего начало всему человеческому роду. Примером идеалистического подхода к рассмотрению развития общества могут служить и взгляды французских просветителей 18в.Однако центральной идеей философов-просветителей была следующая: разум, прогресс в просвещении, воспитании, разумные реформы в законодательстве - вот главное средство совершенствования общества, главная движущая сила общественного развития, путь к счастью. Воспитание - это основное, хотя и не единственное, средство в разрешении противоречий между личностью и обществом.

Представители натуралистического подхода рассматривают общество как продолжение закономерностей природы, как своеобразный природный феномен. В их концепциях мы встречаем рассмотрение влияния на тип общества космических процессов, географического положения, климата, расовых и генетических особенностей. Примеры – взгляды русского ученого А.Л. Чижевского (идея об исключительном влиянии на социальные процессы солнечной активности), взгляды социал-дарвинистов и др.

Вообще генезис общества (т.е. его возникновение и развитие) можно трактовать с различных позиций.

Основоположниками материалистического подхода были К. Маркс и Ф. Энгельс, которые последовательно применили материалистический подход не только к исследованию природных процессов, но и к истолкованию законов и движущих сил развития общества. Предыдущий материализм был таковым лишь в области объяснения природы. В историческом процессе определяющим является производство и воспроизводство жизни людей, в основе чего лежит общественное производство, понимаемое и как изменение людьми внешней природы в процессе труда, и как развитие самого человека. Очевидным является то, что чтобы быть в состоянии заниматься духовной деятельностью и любой деятельностью вообще, людям необходимы определенные материальные условия: они должны иметь возможность питаться, одеваться, иметь жилище и т.д. Для того чтобы создать эти условия, необходимо трудиться. Развитие общества в целом и его духовной сферы в частности должно быть, в конечном счете, объяснено из особенностей, прежде всего, материального производства, материальных условий жизни людей в данную историческую эпоху. Однако К.Маркс и Ф.Энгельс не просто указали на то, что труд (понимаемый как материальное производство) и складывающиеся на его основе экономические отношения это та основа, без которой общество ни возникло бы, ни развивалось, но также представили процесс труда как единство материальных и духовных процессов. Их взгляды можно определить и так: определяющим в жизни общества является совокупность всех общественных отношений, в которые вступают люди в своей жизнедеятельности (прежде всего, конечно, производственных, но, кроме того, правовых, социально-классовых, нравственных, религиозных, эстетических и т.п.).

Внутри каждой из отраслей существует:

а) разделение труда по видам работ;

б) организация труда (систематическое согласованное осуществление разных форм деятельности, их взаимосвязь, взаимодействие, упорядочение видов работ);

в) управление трудом (искусство организации, ведущее к повышению эффективности организации); это усиление организованности, упорядоченности процесса труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.