Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы бюджетной системы РФ




Структура бюджетной системы РФ

Согласно ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

Согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система основана на следующих принципах:

единство бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ);

разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ);

самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ);

полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ);

сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ);

эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ);

общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 35 БК РФ);

гласности (ст. 36 БК РФ);

достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ);

адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году.

В соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и использованной по отдельной смете образуется фонд денежных средств, который называется целевой бюджетный фонд (ст. 17 БК РФ).

Чрезвычайный бюджет. Бюджетное законодательство предусматривает возможность при введении чрезвычайного положения в стране устанавливать бюджет с особым правовым режимом - чрезвычайный бюджет. Его следует отличать от режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется специальным законом. В рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств финансирование производится в режиме секвестра.

Консолидированный бюджет. Бюджетное законодательство вводит понятие "консолидированный бюджет" - это свод бюджетов нижестоящего бюджета (местного бюджета) и бюджета соответствующего субъекта РФ, бюджета субъектов РФ и федерального бюджета. Так, согласно ст. 16 БК РФ федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ, который используется для расчета и анализа.

Минимальный бюджет. Это понятие вводится бюджетным законодательством для расчета объема доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего уровня (сельского, поселкового, района, города), покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. При этом часть расходов в случае недостаточности материального объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями.

Региональный бюджет. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципального образования, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъектов РФ (ст. 15 БК РФ).

Местный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Под бюджетным регулированием понимается распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности. Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:

1) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;

2) перераспределение самих бюджетных источников;

3) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;

4) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Основной метод бюджетного регулирования - установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.

Закрепленные доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен в гл. 7-9 БК РФ.

Регулирующие доходы бюджетов - это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год (ст. 48, 63 БК РФ).

Если названные методы оказались недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются методы оказания прямой финансовой поддержки (ст. 44 БК РФ) из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции или субсидии.

Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ).

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 6 БК РФ).

В отличие от дотации, субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 6 БК РФ).

Трансферт - перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов.

В условиях бюджетного дефицита предусмотрено применение следующих мер: 1) при утверждении бюджета устанавливается предельный уровень (размер) дефицита; 2) привлечение средств путем выпуска займов (государственных или местных) и использование кредитов; 3) при превышении уровня бюджетного дефицита вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр - специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и т.д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Решение о секвестре принимается представительным органом по предложению исполнительного органа власти. Механизм секвестра может вводится и в случае, если в ходе исполнения бюджета дефицит не уменьшается, результатом чего является невозможность финансирования бюджетом мероприятий.

Секвестру не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется Государственной Думой, высшими представительными органами власти субъектов РФ и местными органами.

Защищенные статьи расходов бюджета. В бюджете текущих расходов выделяются защищенные статьи, по которым гарантируется производство расходов в полном объеме в условиях применения механизма секвестра. Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении соответствующего бюджета. К ним относятся статьи, предусматривающие выплату заработной платы, пенсий, стипендий, расходы на аренду помещений, отопление, освещение и др.

Тема 6: Бюджетный процесс.

1. Понятие и участники бюджетного процесса.

2. Стадии бюджетного процесса.

3. Бюджетный контроль.

Литература:

Грачева, Ивлиева, Соколова. ФП. Уч. пособие. Стр. 104 – 110

1) Бюджетный процесс пред­ставляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления и участников бюд­жетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, про­ектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и ис­полнению этих бюджетов, а также по контролю за их исполнением (ч. 3 ст. 6 БК РФ).

Возникающие в процессе данной деятельности общественные отноше­ния регулируются нормами бюджетного права и являются бюджетными пра­воотношениями. Субъекты данных правоотношений — органы государствен­ной власти, местного самоуправления и иные субъекты, на характеристике которых необходимо остановиться.

Бюджетный кодекс РФ к участниками бюджетного процесса относит:

Президента страны;

органы законодательной (представительной) власти;

органы исполнительной власти;

органы денежно-кредитного регулирования;

органы государственного и муниципального финансового контроля;

государственные внебюджетные фонды;

главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств;

иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные пол­номочия;

бюджетные учреждения;

государственные и муниципальные унитарные предприятия, других по­лучателей бюджетных средств;

кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются: Президент РФ; Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ; Правительство РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; органы, осуществляющие сбор доходов бюджета; Банк России; Счетная палата РФ; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

финансовые органы, определяемые указом Президента страны;

органы денежно-кредитного регулирования, т. е. Банк России;

органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся: Счетная палата Российской Федерации; контрольные и финансовые органы исполнительной власти; контрольные органы законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Бюджетные полномочия законодательных органов включают:

· рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении,

· осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов,

· формирование и определе­ние правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия.

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны: с составлением проекта бюджета; внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа; с исполнением бюджета; управлением государственным, муниципальным долгом; ведомственным контролем за исполнением бюджета; представлением отчета об исполнении бюджета и с другими полномочиями.

Бюджетные полномочия Банка России направлены на совместную с Правительством страны разработку и представление на рассмотрение Госу­дарственной Думы основных направлений денежно-кредитной политики; на обслуживание счетов бюджетов; на осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Кредитные организации могут привлекаться для осуществления опера­ций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Они могут обслуживать счета бюджетов, т. е. выполнять некоторые функции Банка Рос­сии только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствую­щей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Большая роль по исполнению бюджета возлагается на главных распоря­дителей бюджетным средств.

Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведом­ственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Так, глав­ным распорядителем бюджетных средств может быть, например, министр внутренних дел РФ.

Главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ, средств местно­го бюджета является орган государственной власти субъекта РФ, орган мест­ного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ве­домственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Полно­мочия главных распорядителей предусмотрены ст. 158 БК РФ.

Распорядитель бюджетных средств — это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджет­ные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (ст. 159 БК РФ). В системе МВД РФ, например, распорядителями бюджетных средств выступают руководители главных управлений, региональных управ­лений МВД РФ

Получателем бюджетных средств в бюджетном процессе выступает бюд­жетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствую­щий год. Получателями бюджетных средств в системе МВД выступают, в ча­стности, РУВД и иные бюджетные организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.