Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные концепции культуры конца ХIХ – ХХ вв




Развитиепредставлений о культуре в европейской научной мысли.

Лекция 3.

План лекции:

1) Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора.

2) Концепция культурно-исторических типов

Н.Я. Данилевского.

3) Концепция «замкнутых культур» О. Шпенглера.

4) Концепция «географического детерминизма» или теория «Вызова- Ответа» А. Тойнби.

5) Религиозная концепция культуры или теория «Осевого времени» К. Ясперса.

6) Игровая концепция культуры Й. Хейзинги и

Х. Ортега-и-Гассета.

7) Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда.

8) Аналитическая концепция культуры К.-Г. Юнга.

9) Социальная концепция культуры Э. Фромма.

10) Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва.

 

Различия в культуре возникли вместе с возникновением культуры. Человек (мы можем быть уверены) всегда знал об этих отличиях, обособлявших его собственную группу от остальных, таким образом, в каком-то смысле человечество всегда обладало культурным сознанием. Уже со времён Геродота предпринимались попытки объяснить разнообразие культур человечества.

Однако только на рубеже XIX-XX веков возникла идея культуры как целостного явления, а в ХХ веке сформировались многообразные концепции культуры.

Это не означает, что вопросами культуры не занимались учёные (например, Нового времени) или, что в Античности и Средневековье не было культуры, Это означает, что люди этих эпох не мыслили о себе в понятиях «культуры», «ценностей культуры», «типов культур». Например, ни в древности, ни в Средневековье не было понятия культуры в смысле способа жизнедеятельности или в смысле среды обитания человека.

Теоретическая разработка проблем культуры началась в ХVII-ХVIII веках в ситуации бурного развития науки и техники, когда пристальное внимание обращено было к различным аспектам культуры – политике, экономике, морали, искусству. Это было определено тем, что просветители пытались по-новому осмыслить деятельность человека, исходя из рационалистических представлений о мире.

Самуэль Пуффендорф (1632-1694) - немецкий юрист и историограф - активно начинает использовать понятие «культура» для обозначения результатов духовной и интеллектуальной деятельности человека. Культура понимается им как противостояние человеческой деятельности дикой стихии природы и противопоставляется природному (естественному) состоянию человека. С этого времени понятие «культура» всё чаще используется для обозначения воспитанности и просвещённости человека.

Джамбаттисто Вико (1668-1744) – итальянский мыслитель – первым говорит о несовершенстве европейский цивилизации, проводит историко-сравнительный анализ, описывает национальные психологии, решает проблемы аккультурации и ассимиляции. Выделяет присущие всем культурам элементы: наличие религии, обязательное заключение брака и обряды погребения. Именно с этих составляющих начинается любая культура, считает он. Вико высказывает важную идею о том, что каждая культура закрепляет себя в языке, который создаёт свой специальный образ мира и аккумулирует особенности психологических реакций, свойственных каждой культуре. В работах Вико складывается классическое понимание культуры, которая понимается как граница, отделяющая человека от остального мира природы. Культура – это духовное совершенствование человеческого рода и отдельного индивида.

Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) – немецкий историк – рассматривает общество и его культуру как саморазвивающееся целое, первоосновой которого является язык и порождённые им науки, искусство, семья и государство. Гердер даёт конкретный анализ истории человечества. Считает, что история образует единую цепь культурного развития народов, в которой каждое звено связано с предыдущим и последующим. Он первым ставил вопрос о преемственности в развитии культуры. Гердер делает вывод о том, что между общечеловеческими достижениями культуры и народной культурой не может быть никаких противоречий, что все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию единой человеческой цивилизации. Его взгляды явились важным шагом на пути выделения культуры в качестве особого предмета и особой проблемы философского анализа.

Иммануил Кант (1724-1804) – немецкий философ – считает, что лицо культуры определяется моралью, насколько человек готов следовать нормам морали в своей практической деятельности. Культура – это данная Богом способность человека подняться от животного «чувственного» состояния к высоконравственному существованию, подчиняясь внутреннему повелению к добру. Он называет это «категорическим императивом».

Многие философы и учёные, занимаясь исследованием феномена «культуры», пытались ответить на самые различные вопросы: Какова природа культуры? Каков источник культуры? Какова роль культуры в жизни человека? Есть ли какие-то закономерности, определяющие развитие отдельных культур и общечеловеческой культуры в целом? Каковы место и роль локальных культур в мировом культурно-историческом процессе? Чем объясняется большое разнообразие национальных культур? Существует ли какое-либо единство в этом разнообразии?

Попытки создания теоретической концепции, которая бы ответила на эти вопросы, раскрыла бы динамику развития человеческой культуры и упорядочила разнообразные разрозненные сведения о культуре в единую целостную систему, предпринимались многими философами и учёными. Однако в современной культурологии одной общепризнанной историко-культурологической теории до сих пор нет, каждая концепция объясняет происхождение и развитие культуры со своей точки зрения. Рассмотрим некоторые, наиболее значительные и интересные теории, которые оказали заметное влияние на всю проблематику культурологии и определили дальнейшее развитие культурологической мысли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.