Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое устройство Древнерусского государства

Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты феодальной и первобытнообщинной формаций. Политическое устройство носило своеобразный характер (во многом из-за переходного состояния). Русь была федерацией княжеств, которой управлял совместно род Рюриковичей. Его члены занимали столы в городах по принципу старшинства, получая их во временное владение. При этом все Рюриковичи считались равными между собой, именуя киевского князя «старшим братом». Государство возглавлял великий князь киевский, получавший власть по наследству как старший потомок Рюрика. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани.

Находясь в Киеве, князь назначал в другие центры государства своих посадников, которые следили за соблюдением порядка, судили местное население, собирали дань и пошлины. Часть собранных средств шла на содержание посадники и его дружины. Постепенно посадниками становились ближайшие родственники князя (сыновья, братья, племянники). При князьях и посадниках существовали должностные лица, выполнявшие различные функции: тиуны, данщики и др.

Власть князя была монархической, но ограничивалась участием в ней старшей дружины и городского вече. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе (в гриднице), пировали вместе с князем, участвовали в походах, собирали и делили дань и военную добычу. Отношения князя с дружиной не всегда носили характер подданства: князь советовался с дружиной по всем делам. Вместе с тем и князь был нужен дружине не только как военный предводитель, но и как символ государственности.

Дружина делилась на старшую («бояре», «мужи») и младшуюгриди», «отроки»). Наиболее уважаемые, старшие дружинники, составляли постоянный совет князя («дума») и выступали в роли воевод. У некоторых из них могли быть свои дружины. Младшие дружинники выступали в качестве профессиональной военной силы и исполняли обязанности административных агентов князя: мечников, вирников, мытников, пятенщиков и др. Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, а с X в. наделяемая землей на вотчинном праве, представляла собой нарождающийся класс феодалов.

Появление дружина означало, что началось изживание характерного родоплеменному строю всеобщего вооружения народа. Однако незрелость феодальных отношений проявлялась в том, что важную роль продолжало играть народное ополчениевои»), которое часто более активно участвовало в военных действиях, чем дружинники, которых князь берег.

Княжеская власть была ограничена и элементами сохранявшегося народного самоуправления. Вече как народное собрание активно действовало весь период существования Киевской Руси. Оно участвовало в решении всех важнейших вопросов, в том числе иногда в передаче власти конкретному князю (14 киевских князей были приглашены вече). Народные старейшиныстарцы градские») участвовали в княжеской думе, и без их согласия, вероятно, было трудно принимать важнейшие решения. Роль вече постепенно падала на протяжении IX-XI вв. по мере усиления княжеской власти и укрепления его аппарата, оно собиралось все реже и лишь в экстраординарных условиях, когда князь нуждался в дополнительной опоре. Однако вече продолжало существовать, а в некоторых регионах (Новгородская земля) сохранило сильные позиции.

То есть «раннефеодальная монархия Рюриковичей», как ее обычно называют исследователи, отличалась большим своеобразием, потому что включала элементы первобытного самоуправления (вече) и нарождающейся сословной власти (старшая дружина). Соотношение княжеской власти, боярства и народного вече будет в дальнейшем определять тип государственности, который возобладал на отдельных территориях Руси в период раздробленности.

2.5. Формирование русской культуры и её особенности

IX-XII вв. стали временем господства средневековой культуры, которой были характерны замедленные темпы развития, традиционализм, господство в идеологии религиозного мировоззрения, накопление знаний при условии, что научного объяснения многие факты и явления еще не получили. Русская культура, несмотря на определенные отличия в развитии Руси, формировалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития и сходством социальной структуры. Общими были и христианские ценности, определявшие тип культуры.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро народа и государства. Она вобрала в себя культуру угро-финских народов, испытала влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, откуда на Русь при Владимире Святом (Красное солнышко) (880-1015) пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к наследию античности. Традиции Византии оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси, но они были серьезно переработаны на русской почве.

К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит (глаголица), но крещение Руси способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения (кириллица). Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси (надписи на стенах соборов, берестяные грамоты, открытие при Ярославе Мудром в Киеве школ, в которых обучалось более 300 детей и т.д.). От домонгольского периода до нас дошли около 150 книг («Остромирово Евангелие»). К жанрам древнерусской литературы относятся летописи («Повесть временных лет»), жизнеописания русских святых («Жития» князей Бориса и Глеба), публицистические сочинения («Слово о законе и благодати» Иллариона, «Поучение детям» Владимира Мономаха). Книги украшались заставками и миниатюрами, писались они на пергаменте. Наряду с письменной литературой существовало устное народное творчество, прежде всего былины, повествующие о героической борьбе против кочевников, о созидательном труде народа. Период Киевской Руси часто называют временем монументализма в культуре, что особенно заметно в архитектуре. Основные ее памятники представлены храмами (Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Спасский собор в Чернигове), принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Внутри храмы украшались фресками, мозаиками, иконами. Известны имена русских иконописцев этого времени: Алимпий, Олисей, Георгий и др. Создавались и светские живописные произведения («парсуны»). Широко в украшении стен соборов применялась резьба по камню. Выдающееся развитие получило ремесло. По подсчетам академика Б.А.Рыбакова в древнерусских городах работали ремесленники более 60 специальностей. Существовало декоративно-прикладное искусство (в изготовлении украшений использовались «скань», «зернь», «эмаль», «чернь»).

Русская культура отличалась сложным характером, так как возникла в результате синтеза многих культур: восточнославянской, угро-финской, византийской, тюркской, варяжской. Она была городской, демократичной, открытой и быстро развивающейся. В условиях федеративного государства единая культура не стала унифицированной, приобретя многообразие в своих областных проявлениях. Религиозные элементы в ней сочетались со светскими.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и ее культуры стало складывание русской народности. Для нее были характерны единый язык, политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней.

 


[1] Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 87.

[2] Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 87.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономическая жизнь и социальные отношения в Киевской Руси | Биосинтез белков. Лекция № 10
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 7333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.