Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы производства и эффективное функционирование предприятия




Факторы производства - это используемые предприятием в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. Всего факторы производства подразделяются на 2 вида: материальные ресурсы (земля, сырьевые ресурсы, капитал) и людские ресурсы (труд, предпринимательская способность). Остановимся на каждом подробнее.

К понятию земля относятся все естественные, природные ресурсы, которые применяются в производственном процессе - земельные участки, полезные ископаемые, леса, реки и т.п.

Понятие капитал охватывает все производственные, т.е. созданные человеком, средства производства - здания, сооружения, оборудование, инструменты и т.п., используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю.

Различают понятия реальный капитал - это инструменты, машины и др. производительное оборудование (экономический ресурс), и финансовый капитал - деньги и близкие к ним финансовые инструменты - акции, облигации и т.п. (экономическим ресурсом не является).

Фирмы делят капитал на два типа: основной и оборотный. Основной капитал состоит из объектов, не изменяющих свою форму в процессе производства (здания, оборудование и т.п.). Оборотный капитал - это все предметы, которые "потребляются" в процессе производства, т.е. принимают какую-то другую форму. Фирма включает в оборотный капитал средства, которые используются на текущие расходы (покупку материалов и заработную плату).

Процесс производства и накопления реальных капитальных товаров называется инвестированием.

Термином труд обозначают все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг.

Значение термина предпринимательская способность раскрывается в его определении.

Предпринимательская способность -- набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый риск.

Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах, определяемых отношениями собственности на используемое имущество (капитал), а именно:

1. Предполагает сочетание в одном лице собственника имущества (капитала) и непосредственного организатора предприятия (администратора, менеджера). При этом конкретное физическое лицо или группа лиц, являющихся собственниками имущества (капитала), сами определяют сферу приложения собственного капитала, организуют свое дело и управляют им, начиная от производства продукции (услуг) и кончая их реализацией.

2. Осуществляется индивидом на правах хозяйственного ведения. Это означает, что предприниматель не может продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать его в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, он распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, определенных законом или иными правовыми актами. Здесь предполагается, что предприниматель не является собственником, хотя и получает (на основе заключенного с собственником договора) определенные права по использованию данного имущества.

Способ использования вышеуказанных факторов определяют степень эффективности функционирования самого предприятия. Для эффективного функционирования предприятия следует рассмотреть его стратегическое планирование.

Планирование - это один из экономических методов управления. Заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.

В условиях рыночной экономики предприятие постоянно стоит перед выбором из существующих альтернатив оптимального решения. От того, окажется ли правильным выбор, например в области определения цен на продукцию, объема выпускаемой продукции, кредитной и инвестиционной политики, зависит эффективность деятельности предприятия. В то же время даже самые удачные решения сами по себе не могут быть эффективны, если не соответствуют целям и политике предприятия.

Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей -- все это составляет содержание процесса планирования.

В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное планирование носит стратегический характер, поскольку именно при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования в определенной степени зависит от размеров предприятия и может составлять от 3 до 5 лет для малого предприятия и до 20 лет -- для крупного. Правильность выбора стратегии определяет не только уровень эффективности деятельности предприятия, но иногда и само его выживание.

Часто в рамках системы планирования отдельно выделяют стратегическое планирование, непосредственным предметом которого является разработка и анализ стратегии предприятия -- совокупности взаимосвязанных решений по узловым направлениям внутренней и внешней деятельности предприятия.

Стратегия предприятия определяет, какие товары и услуги будет производить предприятие, взаимоотношения предприятия с поставщиками, потребителями и конкурентами, а также внутрифирменные нормативы, регламентирующие систему управления предприятием в прогнозируемой перспективе.

Политика предприятия опирается на его экономическую, социальную и управленческую философию, определяет его имидж и существует скорее в виде стандартов поведения, а характеризуется качественными и количественными показателями. Конкретизировать политику предприятия позволяет процесс целеполагания. Стратегические цели предприятия определяют направления его развития в долгосрочном периоде.

Процесс целеполагания учитывает следующие аспекты жизни предприятия.

1. Какому этапу цикла развития (жизненному циклу) предприятия соответствует состояние его экономической и производственной деятельности?

Цикл развития предприятия принято делить на три основные стадии: рост, стабилизация и спад. В соответствии с этим предприятие может находиться в одном из трех состояний: положение, благоприятное для роста; потребность в стабилизации; необходимость выживания. Для каждого из перечисленных состояний характерны свои стратегические цели.

2. Отвечает ли занимаемая предприятием доля рынка и прогнозируемый темп ее роста потенциальным возможностям предприятия?

Доля рынка -- средний процент продаж товара данного предприятия к общему объему продаж данного товара на рынке за определенный период времени. Скорость роста зависит в рыночных условиях от внешних обстоятельств, внутренней структуры пред-приятия, финансовых возможностей, конкурентоспособности про-дукции. Темпы роста необходимо контролировать, так как если они не соответствуют внутренним возможностям предприятия, то это может привести к глубокому расстройству всей его экономики.

3. В полной ли мере учтены обеспеченность предприятия ресур-сами и риски в его деятельности?

Обеспеченность ресурсами накладывает ограничения на возмож-ности развития предприятия, что необходимо учитывать при целеполагании. Риск, возникающий из-за непредсказуемости поведе-ния внешней среды, также можно рассматривать в ряде случаев в качестве ограничивающего фактора. Анализ коммерческого и фи-нансового риска обязателен при оценке имеющихся ресурсов.

4. Соответствуют ли современным требованиям социальные и экологические аспекты деятельности предприятия?

Уровень развития социальной сферы на предприятии в некото-рой степени определяет качественный состав его персонала: дело в том, что при сравнимом уровне заработной платы работников при-влекает предприятие, обеспечивающее определенные социальные и культурно-бытовые удобства. Соответствие производственных процессов экологическим нормам является необходимым услови-ем нормальной производственной деятельности.

Цели, определенные с учетом перечисленных качественных ас-пектов, должны быть конкретизированы -- дополнены количествен-ными показателями.

Показатели долгосрочного планирования определяют цели пред-приятия на рассматриваемую перспективу. К этим показателям, как правило, относятся:

-- объем продаж;

-- темп роста объема продаж;

-- размер прибыли;

-- норма прибыли на совокупный капитал;

-- рентабельность продаж;

-- доля на рынке.

Базисным показателем деятельности предприятия является объем продаж, поскольку большинство остальных показателей характе-ризуют предприятие либо с точки зрения формирующих объем продаж факторов, либо являются производными от объема про-даж.

Как показывает практика стратегического планирования, коли-чество показателей целеполагания и их конкретный набор зависят от ряда факторов, среди которых выделяют: степень проработанности плана (уровень его детализации), форму собственности пред-приятия, тип предприятия (диверсифицированное или специали-зированное), размер предприятия.

Важнейшим этапом стратегического планирования является фор-мулировка стратегии и выбор стратегических альтернатив.

Процедура формулировки стратегии и выбора стратегических аль-тернатив состоит из следующих этапов:

-- оценка существующей стратегии;

-- собственно этап формулировки;

-- оценка и планирование риска;

-- выбор стратегической альтернативы.

Процедура формулировки стратегии подразумевает разработку се-рии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и (по возможности) на уровне его подразделений. Стратегия предприятия объединяет все стратегические планы в единое целое.

Основой единого стратегического плана является его базовая стратегия. В соответствии с фазой цикла развития предприятия можно остановить свой выбор на одной из следующих базовых стратегий:

-- стратегия роста -- основная стратегия предприятия, выражаю-щая стремление к увеличению объемов производства, прибы-ли, капитала, т. е. стратегия развития. Эта стратегия также может быть определена как стратегия наступательная;

-- стратегия стабилизации -- стратегия деятельности предприятия в условиях нестабильного объема продаж и доходов. Эта страте-гия направлена на достижение стабилизации на возможно ран-ней стадии колебаний объемов продаж и доходов с последую-щим переходом к стратегии роста. Стратегия стабилизации но-сит наступательно-оборонительный характер;

-- стратегия выживания применяется в условиях глубокого кризиса экономической деятельности предприятия и носит чисто оборо-нительный характер.

Планирование на предприятии представляет собой непрерывный процесс, в ходе которого необходимо постоянно корректировать планы подразделений и осуществлять их координацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.