Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод правового регулирования налогового права. Место налогового права в системы российского права

Для урегулирования отношений, возникающих в связи с уплатой плательщиками налогов и в связи с проведением контроля уплаты налогов, налоговое право, как и другие отрасли права, использует определенные правовые приемы, которые в своей совокупности образуют метод регулирования общественных отношений, или метод права. Каков же метод правового регулирования налогового права?

Будучи одним из атрибутов суверенитета государства, налоги устанавливаются государством в одностороннем порядке, то есть налоговые отношения характеризуются односторонним волеизъявлением одного из участников отношений – государства. Само по себе формирование налоговых отношений зависит от воли только государства, воля же другого участника отношений имеет второстепенное значение. Как особый субъект отношений, обладающий огромными полномочиями по регулированию налоговых отношений в обществе, государство по своему усмотрению формирует правила поведения субъектов налоговых отношений, которые не могут быть изменены другой стороной и являются обязательными для этой другой стороны.

Таким образом, содержание и характер налоговых отношений зависят только от одного субъекта – государства. Налицо явное неравноправие субъектов налоговых отношений и полная подчиненность одного субъекта другому – вышестоящий субъект полностью определяет поведение нижестоящего субъекта. Эти признаки налоговых отношений позволяют утверждать, что методом регулирования налогового права является административно-правовой метод. Подобный вывод можно сделать и анализируя ст. 2 НК РФ, определяющую налоговые отношения как «властные» отношения.

Вместе с тем господство в налоговом праве административно-правового метода вовсе не исключает возможности существования иных способов регулирования налоговых отношений. В ряде случаев налогово-правовому регулированию свойственны и иные методы, например гражданско-правовые методы регулирования, в частности, метод «дозволения». Это происходит тогда, когда государство разрешает другому участнику налоговых отношений поступить в соответствии со своей собственной волей, выбрать то или иное поведение по своему усмотрению. Фактические разрешительные формы управляющего воздействия обладают всеми чертами юридического «дозволения» на совершение определенных действий. Однако и в этом случае государство строго контролирует поведение управляемого участника отношений путем установления исчерпывающего перечня видов возможного поведения в данной ситуации.

Отнесение налогового права к определенной отрасли права означает включение его в особый режим функционирования, определяемый спецификой данной отрасли. Чтобы определить место налогового права в системе российского права, следует рассмотреть его признаки и особенности правового регулирования.

Предметом налогового права являются отношения, возникающие в процессе аккумуляции публичным субъектом своих финансовых ресурсов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля и привлечением к ответственности за налоговые правонарушения. Вместе с тем система общественных отношений, складывающихся между государством (муниципальным образованием) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к ответственности за совершение финансового правонарушения, относится к предмету финансового права. В этой связи можно предположить, что налоговые отношения являются разновидностью финансово-правовых отношений, а налоговое право является одним из институтов финансового права.

Выполняя функции мобилизации финансовых ресурсов публичных субъектов, налоговое право является подотраслью финансового права. [2, 3, 4]

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоговая база. Налоговая ставка и ее виды | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.