Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достижение равновесия фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции




Для фирм, осуществляющих предложение на совершенно конкурентных рынках, спрос на их товары представляется как не зависящий от их собственных объемов предложения. Конкурентные фирмы считаются ценополучателями, так как цена на их товары формируется на основе взаимодействия всех фирм, действующих в данной отрасли.

Сколько бы продукции не поставляла фирма на рынок, цена (P*) отдельной единицы будет величиной постоянной. Соответственно, доход, получаемый фирмой от производства и поставки на рынок дополнительной единицы продукции (предельный доход - MR) будет также величиной постоянной, равной цене единицы товара:

MR = D (P*Q) / D Q = (P * D Q) / D Q = P (6.13)

MR = P (6.14)

Таким образом, у конкурентной фирмы остается только один параметр, который может изменить величину прибыли: объем предложения продукции. Очевидно, поставлять на рынок дополнительную единицу продукции имеет смысл при условии, что издержки будут покрываться доходом, то есть рыночной ценой продукции. Следовательно, до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с рыночной ценой необходимо осуществлять поставку продукции.

Рисунок 6.9 - Равновесие в условиях совершенной конкуренции

 

Рассмотрим более детально состояние равновесия конкурирующей фирмы. Здесь возможны три варианта решения:

а) Если рыночная цена (P) сложилась на уровне, который позволяет фирме покрывать совокупные средние издержки (ATC) при данном (Q0) объеме производства, следовательно, от каждой поставленной единицы продукции фирма получает прибыль, а производство в объеме Q0 обеспечивает максимизацию прибыли.

б) Если рыночная цена (P) сложилась на уровне, меньшем совокупных средних издержек (АТС), но большем переменных средних издержек (AVC), то необходимо осуществлять производство в объеме Q0.


Рисунок 6.10 - Максимизация прибыли конкурентной фирмой

Если фирма не будет осуществлять предложение в этих условиях и прекратит производство, ее убытки будут больше на величину (P0 - AVC0) * Q0. Производство в данном объеме будет обеспечивать минимизацию убытков: доходы будут полностью покрывать переменные издержки и частично постоянные. Если предложение не осуществлять, то убытки, понесенные фирмой, будут больше: постоянные издержки не будут оплачены ни на копейку.

 

Рисунок 6.11 - Минимизация убытков конкурентной фирмой

 

в) Если же цена (Р) не покрывает даже переменных издержек, то фирма будет минимизировать убытки, прекратив предложение. Тогда убытками будет величина постоянных издержек.

В краткосрочном периоде можно выделить четыре типа фирм. Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC = P), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть “на плаву” лишь недолгое время. В случае достаточного повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные) издержки, но и все издержки (средние валовые издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма), где ATC = P. В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, так как не может покрыть даже текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где ACP > P). Если цена больше средних общих издержек (ATC < P), то фирма наряду с нормальной бухгалтерской прибылью получает сверхприбыль.

Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы (на которые предъявляют спрос и многие другие отрасли), то цена на ресурсы может не подняться. В этом случае положительная экономическая прибыль типичной фирмы, работающей в данной отрасли, привлекает и другие фирмы. Это ведет к росту предложения и, следовательно, к понижению рыночной цены. Цена может снижаться только до тех пор, пока она покрывает средние издержки. Поэтому для долгосрочного периода помимо универсального равенства P = MC, характеризующего рациональное поведение каждой фирмы, для типичной фирмы отрасли выполняется также равенство цены средним валовым издержкам (P = ATC) (рисунок 6.12).

Если спрос на благо меняется под влиянием долгосрочных факторов, то после естественного изменения цены и при отсутствии барьеров для входа в отрасль и выхода из нее устремляются новые фирмы или, наоборот, часть фирм ее покинет. При неизменных технологиях производства это означает, что со временем цена вернется на прежний уровень, равный минимальным средним издержкам.

Рисунок 6.12 – Положение равновесия конкурентной
фирмы в долгосрочном периоде

 

Таким образом, цена в конечном счете определяется средними издержками. Однако это бывает не всегда, а только в условиях совершенной конкуренции и при дополнительном условии, что ресурсы, используемые в отрасли, не являются специфическими и изменение отраслевого спроса не ведет к изменениям цен на них. В противоположном случае долгосрочная кривая предложения также становится положительно наклоненной, как и в краткосрочном периоде, а потому спрос будет влиять на уровень цены в долгосрочном периоде.

Равновесие фирмы в условиях монополистического рынка отличается от равновесия конкурентной фирмы. Монополист является единственным субъектом, осуществляющим предложение на рынке данного товара. Следовательно, возможности влияния монополиста на рыночную конъюнктуру значительны.

Монополия позволяет диктовать рыночную цену, но установление цен монополистом происходит в соответствии с рыночным спросом. Кривая спроса на продукт монополиста - нисходящая линия.

Если новый объем предложения (Q2) только на одну единицу больше прежде предлагавшегося объема (Q1), то дополнительно получаемый доход (MR) будет меньше новой цены товара (P2), так как и весь предыдущий объем предложения придется реализовать по более низкой цене P2..

Рисунок 6.13 - Спрос и предельный доход монополиста

MR = P2 - (P 1 - P2)*Q1 < P2

Рисунок 6.14 - Кривые спроса и предельного дохода монополиста

 

Условие равновесия:

MR = МС

Оно сохраняется и для монополиста. Действительно, фирме резонно предлагать дополнительную единицу продукта только при условии получения дополнительного дохода на уровне, не меньшем, чем предельные издержки.

а)Рассмотрим равновесие монополиста, позволяющее ему максимизировать прибыль в краткосрочном периоде. Будем исходить из того, что издержки монополиста не отличаются от издержек конкурентного производителя.

Равновесие монополиста интерпретируется точкой Еm. При Qm фирма - монополист максимизирует прибыль. Продукция реализуется по цене Pm. Поскольку в данном случае ATCm < Pm , то прибыль, исчисленная по формуле Pr = (P m - ATC m) * Q m принимает положительные значения.

б)В краткосрочном периоде может случиться так, что монополист будет вынужден осуществлять предложение товаров, чтобы минимизировать убытки.

Рисунок 6.15 - Максимизация прибыли монополистом

 

Это может произойти в случае, если соотношение между рыночной ценой и издержками в точке равновесия описывается неравенством: AVCm < Pm < ATCm. Если монополист не будет осуществлять предложение в этих условиях и прекратит производство, его убытки будут больше на величину (Pm - AVCm) * Qm. Таким образом, фирма - монополист минимизирует убытки, производя в краткосрочном периоде объем Qm.

 

Рисунок 6.16 - Минимизация убытков монополистом

 

Для характеристики степени монополизированности рынка в экономической науке используют следующие показатели монопольной власти:

1. Показатель А. Лернера.

(6.15)

где IL – лернеровский индекс монопольной власти;

Pm – монопольная цена;

MC – предельные издержки;

Е – эластичность спроса на продукцию.

Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть. На практике представляется довольно сложной задачей подсчитать МС, поэтому в расчетах используют средние издержки. Таким образом, показатель может быть выражен формулой

(6.16)

где АС – средние общие издержки.

Если умножить числитель и знаменатель на Q, то получим

(6.17)

где n – прибыль;

TR – совокупная выручка.

 

Таким образом, показатель Лернера связывает большие прибыли с высокой степенью монопольной власти.

2. Индекс Херфиндаля – Хиршмана.

(6.18)

HH – индекс Херфиндаля – Хиршмана;

S1 – удельный вес самой крупной фирмы;

S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

 

 

Отличительной особенностью монополии является то, что она может осуществлять ценовую дискриминацию. Ценовой дискриминацией (от лат. discriminatio – различение) называют установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. При этом отличия в ценах не отражают различий в затратах, необходимых для поставки товара или обслуживания покупателей.

Отметим достоинства и недостатки чистой монополии. К достоинствам монополии можно отнести:

1) концентрацию капитала, которая позволяет осуществлять крупно масштабные инвестиции.

2) есть отрасли, где существование монополии необходимо и экономически оправдано. Это касается таких капиталоемких отраслей, как, например, энергетика. Существование двух или более энергетических структур в одном городе приведет к увеличению средних издержек и соответственно к росту цены.

Недостатками монополии являются:

1) высокие цены на продукцию и низкий объем производства.

2) монополист не заинтересован в улучшении качества продукции, так как он единственный продавец в отрасли.

Монополистическая конкуренция существует там, где хозяйствуют десятки фирм и каждая из них самостоятельно определяет свою ценовую политику. Монополистическая конкуренция развивается только на рынках дифференцированных продуктов, например, рынок косметики, рынки одежды, обуви и др.

Для того чтобы новой фирме войти в отрасль монополистической конкуренции, ей необходимо предложить какой -то принципиально новый вид товара в ряду подобных товаров. Товар при этом может отличаться от существующих как по качественным свойствам, так и по дизайну и послепродажному обслуживанию. Таким образом, наличие уникальной идеи – вот главное отличие товаров, обращающихся на рынке монополистической конкуренции. Такие товары, естественно, для донесения их свойств до потребителя нуждаются в рекламе. Можно сказать, что рекламой занимаются только фирмы участники рынка монополистической конкуренции. Это в значительной степени увеличивает издержки таких фирм.

Кривая спроса при монополистической конкуренции менее эластична, чем при совершенной, но более эластична, чем при чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг). Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукции – Qm по цене Pm.

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

 

Рисунок 6.17 - Монополистическая конкуренция

 

Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. В условиях совершенной конкуренции P=MC, при монополистической конкуренции P > MC.

Рисунок 6.18 - Монополистическая конкуренция: равновесие в долгосрочном периоде

 

Из рисунка 6.18 видно, что Pm > min AC, тогда как в условиях совершенной конкуренции Pm = min AC. Более высокая цена для потребителя связана с платой за дифференциацию продукта.

Таким образом, заключая рассуждение об этом виде конкуренции можно отметить достоинства и недостатки.

Достоинства:

1. Монополистическая конкуренция, благодаря дифференциации продукта, может удовлетворить самые изощренные запросы потребителя.

2. Монополистическая конкуренция стимулирует развитие научно-технического прогресса в связи с постоянным поиском новых идей на рынке данного продукта.

3. Монополистическая конкуренция – довольно прибыльный рынок с точки зрения производителя.

Недостатки:

1. Неполная загрузка мощностей.

2. Высокая цена для потребителя.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары, так и дифференцированные товары. Для олигополистической отрасли характерны высокие входные барьеры. Это связано, прежде всего, с эффектом масштаба и высокой степенью взаимозависимости фирм-олигополистов. Среди других причин могут выступать также патентная монополия, что характерно для наукоемких отраслей, и монопольный контроль над источниками сырья.

Следующей характеристикой олигополистической структуры является взаимозависимость. Взаимозависимость возникает вследствие немногочисленности фирм в отрасли. Взаимозависимость проявляется в двух основных формах.

Первая – некооперативная. Каждый продавец сам решает проблему определения цены и объема выпуска. В такой ситуации отдельно взятая фирма может попытаться снизить цену, чтобы расширить рынок сбыта. Другие фирмы данной отрасли отреагируют таким же снижением цен. Таким образом, между фирмами олигополистического рынка начнется ценовая война с целью вытеснения конкурентов.

Снижение цен может продолжаться до уровня средних издержек, т. е. цена станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции. От ценовой войны останутся в проигрыше все производители и выиграют потребители. Поэтому ценовые войны в наше время достаточно редки.

Вторая форма взаимозависимости – образования фирмами-олигополистами явных или тайных сговоров (соглашений). Поскольку явные соглашения запрещены законодательно, то на практике чаще применяется неявный, или тайный сговор, который представляет собой негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом. Кроме того, в современном мире встречаются такие соглашения, как картель, и молчаливая договоренность о лидерстве в ценах.

Независимо от выбранной стратегии фирм для основ олигополистического ценообразования необходимо изучить ломаную кривую спроса (рисунок 6.19 а).

Эта кривая показывает реакцию фирм -конкурентов на изменение цен одной из фирм.

Рисунок 6.19 - Ломаная кривая спроса

 

Допустим, одна из фирм повысила цены на свою продукцию. Остальные фирмы скорее всего не последуют за ней или же повысят цены не в значительной степени, чтобы увеличить рынок сбыта и, по-возможности вытеснить конкурента. Это показывает неэластичный участок кривой спроса D2, выделенный на рисунке 6.19 а жирной линией. Если же одна из фирм, напротив, понизит цены, то другие фирмы обязательно последуют за ней, и более того, попытаются даже понизить цены еще в большей степени, чем первая фирма. Это демонстрирует неэластичный участок кривой спроса D1, который показан жирной линией. Кривая предельного дохода при этом не является непрерывной и состоит из двух участков (рисунок 6.19), которые выделены жирной линией.

 

Рекомендуемая литература: [1 - 4, 6 - 8, 12, 14 - 17, 19, 35 - 39, 41 - 50].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.