КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Антикризисное регулирование финансового оздоровления предприятий
1. Антикризисная политика государства П. Антикризисная стратегия государства Ш. Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, ее основные задачи и функции.
1. Антикризисная политика государства направлена на преодоление инвестиционного спада в период кризиса и депрессии, на структурную перестройку производства и финансовое оздоровление предприятий. В этих целях разрабатываются и принимаются решения тактического и стратегического плана. Тактические решения обычно оперируют относительно небольшими суммами средств и не означают решительного отхода от ранее проводимой инвестиционной политики. Стратегические решения оперируют более крупными суммами финансовых средств и могут привести к решительному отказу от ранее проводимой антикризисной и финансовой политики, повлечь существенные изменения ожидаемых доходов и повышение финансовых рисков. Стратегические решения антикризисной политики должны быть также направлены на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства. Для чего необходимо: а) формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства; б) совершенствование системы финансовой поддержки; в) создание системы информационного обеспечения; г) содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства; д) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; е) производственно-техническую поддержку. Антикризисная политика может быть успешной при выполнении следующих условиях: а) политическая и социально-экономическая стабильность; б) стабильность и определенность в законодательстве, особенно в налоговом; в) снижение темпов инфляции, поскольку инвестиции на длительный срок невозможны при высоких процентных ставках по банковским вкладам, неизбежным в периоды высокой инфляции; г) создание рыночной инфраструктуры.
В свою очередь, создание таких условий невозможно без первоначального инвестирования в реальный сектор экономики. Так как, первоначальные инвестиции приводят к последующим инвестициям и многократному увеличению инвестиций в целом по народному хозяйству [принцип мультипликатора (множителя) (К = 1 / S, а S - предельная склонность к сбережениям)]. Здесь действует цепная реакция: любое капиталовложение израсходует часть своего дохода на приобретение потребительских товаров, увеличение спроса, на которые активизирует другие производственные процессы, так как заставит предпринимателей расширять производство, тем самым стимулируется спрос на капитальные вложения, что вызовет вторичную занятость и рост спроса. Однако для осуществления этого необходимо, чтобы финансирование общественных работ привело к чистому увеличению общественного спроса на потребительские товары. Это означает, что финансирование должно производится за счет государственного долга, а не налогообложения, поскольку рост налогообложения сокращает покупательную способность населения. Кроме того необходимо второе условие - более или менее устойчивый уровень цен, так как рост цен также вызывает сокращение покупательной способности населения и способствует инвестиционному спаду. Инвестиции находятся в определенной зависимости от уровня роста продаж и дохода. Эта зависимость выражается принципом акселерации, согласно которому основной капитал, занятый на предприятиях, зависит от уровня дохода или объема продаж, т.е. период процветания может закончится в трех случаях: а) происходит сокращение объема продаж потребительских товаров; б) продажи устанавливаются на одном и том же высоком уровне; в) продажи растут, но медленнее, чем раньше.
Возникновение любой из этих ситуаций может привести к сокращению производства в отраслях производящих машины, оборудование, что вызовет уменьшение доходов и спроса на продукцию других отраслей, т.е. приведет к дальнейшему мультиплицированному изменению в доходах и расходах. Принцип акселерации представляет фактор, порождающий нестабильность экономики. Если продажи промышленных товаров понижаются или повышаются, то принцип акселерации значительно увеличивает эти колебания. В момент подъема он подталкивает чистые инвестиции вверх, а в момент спада с той же силой приводит к чистому деинвестированию. П. Основная цель антикризисной стратегии государства - это структурная перестройка промышленного производства, основанная на передовых технологиях и смешанных формах собственности. В настоящее время отраслевую структуру экономики России западные специалисты характеризуют как типичную для развивающейся страны. Основным признаком отсталости считается высокий удельный вес тяжелой промышленности, добывающих отраслей, строительства, сельского хозяйства и низкий удельный вес сферы услуг, современных отраслей машиностроения, приборостроения и т.д. Структурная перестройка в условиях рыночной экономики обычно начинается в периоды экономического кризиса, при котором погибают, прежде всего, нежизнеспособные предприятия. В этом же направлении действовал и спад производства в Росси в начале 90-х г.г. Однако этот кризис имел свои особенности: структурная перестройка начала проводится в условиях общего кризиса, т.е. в условиях изменений характера производственных отношений, изменений мотивации к труду, социально-экономической и политической нестабильности; рыночные отношения только начали развиваться и даже в современных условиях не соответствуют тому периоду первоначального накопления капитала, который западные страны прошли более трех веков назад; преобладание крупных предприятий, не способных к быстрому реагированию на потребности рынка, что тормозит внедрение новых технологий. Изменения в данной ситуации можно достичь только на уровне государственной антикризисной стратегии, поскольку предприятия самостоятельно не способны их осуществить. При этом следует учитывать реальные инвестиции, а не номинальные, поскольку необходимо обеспечить прирост реального основного капитала.
Финансовое оздоровление предприятий может быть достигнуто только при комплексном решение взаимосвязанных проблем в трех областях антикризисной стратегии: 1) эффективная производственная деятельность, основанная на оптимальном использовании производственных ресурсов; 2) эффективное финансирование, т.е. тщательный выбор и осторожное использование источников финансирования; 3) эффективное инвестирование, основанное на детальном расчете и оценке инвестиционных решений и сопутствующих им рисков. Эффективная производственная деятельность предполагает глубокий анализ рыночной ситуации и прогнозирование объема продаж, цен реализации товаров, постоянных и переменных издержек производства. Эффективное финансирование требует анализа собственного капитала и дивидендов по привлеченному капиталу; заемного капитала и стоимости обслуживания долгосрочной задолженности; прибыли от производственной деятельности и возможности капитализации прибыли. Эффективное инвестирование основано на анализе и оценке новых инвестиций и возможных изъятий вложений. Для предприятий инвестиционные решения, которых направлены на выход из кризиса, решающими критериями оценки инвестиционных проектов являются, максимизация прибыли с учетом рисков инвестирования и будущая структура активов и пассивов. Кроме того, необходимо учитывать альтернативные способы использования инвестируемых средств. Для финансового оздоровления предприятий целесообразно создание холдинговых компаний, состоящих из промышленных предприятий, промышленно-финансовых объединений, коммерческих банков и т.п., что позволило бы диверсифицировать финансовый и предпринимательский риски и создало бы условия для перелива капитала между дочерними фирмами.
При разработке антикризисной стратегии необходимо четкое определение: 1. целей (создание новых предприятий; замена устаревших ОПФ; рационализация производства и т.п.); 2. объектов стратегии (материальное производство, финансовые институты, нематериальные активы и т.п.); 3. сроков выполнения решений. При определении эффективности государственных антикризисных решений необходимо учитывать: 1. Достижение эффективности по отдельным предприятиям, при оказании государственной финансовой поддержки, не означает достаточного эффекта в целом по народному хозяйству; 2. Антикризисная стратегия - это многоцелевая система, направленная на решение проблем на макроуровне, т.е. на преодоление структурного кризиса; 3. Разработка критериев предпочтения инвестиционных решений предполагает системный подход к анализу укрупненных блоков: а) научно-технического прогресса; б) трудовых, финансовых, природных ресурсов; в) потребностей производства в ходе структурной перестройки; г) социальных условий производства; 4. соотношение между валовыми инвестициями и амортизацией, т.е. объемом потребленного в течение года капитала, что является одним из показателей состояния экономики страны. Так, если валовые инвестиции превышают амортизационные отчисления, экономика находится на стадии роста. Если валовые инвестиции равны амортизационным отчислениям – в экономике депрессия. Если валовые инвестиции меньше амортизационных отчислений – происходят процессы деинвестирования, возникает ситуация стагнации, т.е. кризис. Ш. В целях создания условий, необходимых для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) государственных предприятий и предприятий, в капитале которых доля РФ составляет более 25%, Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1993 года № 926 было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом. Постановлением правительства РФ от 1 июня 1998г. N 537 было утверждено «Положение о Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСФО). Данная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством РФ. На нее возлагается решение следующих основных задач: 1. проведение государственной политики по предупреждению банкротств, финансовому оздоровлению, реструктуризации неплатежеспособных организаций, обеспечение условий реализации процедур банкротства; 2. исполнение полномочий государственного органа по финансовому оздоровлению и представлять интересы РФ как собственника и как кредитора при решении вопросов о банкротстве организаций, о передачу органом исполнительной власти, соответствующих полномочий Федеральной службе. 3. разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины. В соответствии с этими задачами ФСФО выполняет ряд функций: 1. участвует в формировании и реализации программ реструктуризации и финансового оздоровления организаций государственного значения; 2. привлекает финансовые средства и рассматривает вопросы государственной финансовой поддержки неплатежеспособных организаций; 3. инициирует приватизацию предприятий и продажу находящихся в федеральной собственности акций (паев), принимает решения о ликвидации неплатежеспособных предприятий и осуществляет при этом полномочия собственника; 4. участвует в разработке мер социальной защиты работников, высвобождаемых в связи с ликвидацией организаций-работодателей; в проведении реструктуризации задолженности должников в бюджет, в процедурах обращения взыскания на их имущество, в разработке международных договоров по проблемам несостоятельности (банкротства); 5. согласовывает условия отбора лиц, желающих совместно с органами исполнительной власти принять участие в досудебной санации должника; 6. организует деятельность межведомственных балансовых комиссий, подбор, подготовку, учет и лицензирование специалистов по антикризисному управлению, прошедших регистрацию в арбитражных судах; заключает и расторгает договора на управление предприятиями-должниками; 7. утверждает методические указания по оценке-экспертизе финансового состояния организаций, проводит учет лиц, осуществляющих эти экспертизы; анализирует финансовое состояние организаций-должников и принимает решение о признании их неплатежеспособными, определяет порядок ведения учета неплатежеспособных организаций и ведет их учет, дает заключения о несостоятельности и финансовом оздоровлении организаций, в том числе: а) о платежеспособности организаций, наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства; б) о наличии реальной возможности восстановления платежеспособности и планах финансового оздоровления организации-должника; в) по обязательствам, связанным с особенностями банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц; г) о возможных последствиях обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения дел о банкротстве; д) о результатах оценки рыночной стоимости имущества должников; 8. выпускает официальное издание службы - "Вестник Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению"; 9. изучает и обобщает отечественную и зарубежную практику применения законодательства о несостоятельности (банкротстве). ФСФО включает: территориальные органы; межрегиональные территориальные органы; территориальные агентства.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |