Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Финансовая санация предприятий

1. Экономическая сущность санации и порядок ее проведения

2. Санация путем реорганизации (реструктуризации).

1. Финансово-кредитный словарь трактует термин "санация", как систему мероприятий, проводимых для предотвращения банкротств промышленных, торговых, банковских и др. предприятий и организаций. Такое трактование целей санации и механизма ее осуществления является недостаточно четким, поскольку предотвращение банкротства еще не означает оздоровления и полного выхода из финансового кризиса.

Ряд зарубежных специалистов придерживаются мысли, что санация как экономическая категория выражает комплекс последовательных, взаимосвязанных мероприятии финансово-экономического, организационно-правового, производственно-технического, социального характера, направленных на преодоление финансового кризиса на предприятии и возобновление или достижение его прибыльности и конкурентоспособности в долгосрочном периоде.

Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово-экономического характера: покрытие текущих убытков и ликвидация причин их возникновения, возобновление или сохранение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов, для проведения мероприятий производственно-технического и организационного характера.

Зарубежными экономистами и до настоящего времени исследуются теоретические и практические проблемы санации: прогнозирование банкротства; классификация финансовых источников санации и последовательность их мобилизации; формы и размеры государственной финансовой поддержки; санационные приоритеты; значение самофинансирования оздоровления предприятий; приватизационные аспекты санации и ряд других.

Целостный взгляд на эти проблемы представляет так называемая "классическая модель санации", которая широко используется в качестве основы для разработки механизма финансового оздоровления субъектов хозяйствования в странах с развитой рыночной экономикой. В соответствии с классической моделью санации, её функциональная схема имеет следующие этапы: 1. Анализ причин возникновения кризиса (причинно-следственный анализ); 2. Решение относительно санации, разработка и принятие неотложных санационных мероприятий; 3. Определение целей санации; 4. Формирование санационной стратегии; 5. Разработка санационных мероприятий; 6. Разработка программы санации; 7. Разработка проекта санации; 8. Реализация, координация и контроль.

В экономической литературе по вопросам санации часто упоминается концепция быстрого обнаружения финансового кризиса и радикальных санационных действий ("Рrimat des Handelns"). Приверженцы этого направления (в основном экономисты-практики) не учитывают тот факт, что в данном случае не остается времени для детального исследования причин спада и разработки оптимальной санационной стратегии. В противовес этой точке зрения, большая группа экономистов-теоретиков утверждает, что цейтнот в подготовке санационной программы — основной фактор будущих неудач. Именно поэтому, отдельным аналитическим блоком в классической модели санации является формирование стратегических целей и тактики.

Важнейшим компонентом санационного процесса является координация и контроль качества реализации запланированных заданий. Контроль должен своевременно выявлять новые санационные резервы, подготавливать объективные решения относительно ликвидации возможных преград во время проведения оздоровительных процедур. Существенную помощь при этом может оказать оперативный санационный контроллинг, который синтезирует в себе информационную, координационную и контрольную функции. Основной задачей санационного контроллинга является идентификация оперативных результатов и подготовка проектов решений относительно использования выявленных резервов и преодоления дополнительных трудностей.

Следует отметить, что рассмотренная модель не претендует на то, чтобы служить в качестве четкого руководства по вопросам разработки конкретных санационных мероприятий. Каждый случай финансового кризиса требует индивидуального подхода, учета внутренних и внешних особенностей функционирования предприятия, его регионального значения, государственных приоритетов.

В научной литературе по вопросам финансового оздоровления предприятий часто встречается такое понятие как "чистая санация", которая заключается в том, что отображенные в балансе убытки покрываются исключительно за счет сформированных на предприятии резервных (страховых) фондов.

Кроме того, прибыль отчетного года может быть направлена на покрытие убытков прошлых лет.

П. Арбитражный суд может вынести постановление о проведении санации, если после опубликования в печати объявления о возбуждении дела о банкротстве предприятия поступили предложения от желающих лиц (как правило, инвесторов, в том числе иностранных) удовлетворить требования кредиторов к должнику и выполнить его обязательства перед бюджетом и целевыми фондами. Взамен, указанные лица имеют право предлагать свои условия санации.

Лица, желающие приобрести процессуальный статус санаторов, должны подать заявление в арбитражный суд с письменным обязательством о переводе на них долга лица, против которого возбуждено дело о банкротстве. В этом же заявлении должны быть изложены условия санации должника.

Арбитражный суд в своем постановлении утверждает условия санации предприятия-должника, среди которых основными являются:

1) соглашение между должником и санатором о переводе долга. Перевод долга возможен только по согласию кредиторов. Решение о переводе долга считается принятым, если за него проголосовали кредиторы, имущественные требования которых составляют не менее двух третьих общей суммы претензий. Согласие кредиторов фиксируется в протоколах собрания или комитета кредиторов.

2) согласование об условиях реорганизации предприятия и порядок реорганизации (приватизации) должника;

3) механизм выплаты санатором долга кредиторам (сроки, последовательность, формы и др.).

Санация утверждается только в случае согласования условий относительно всех трех ее составных элементов.

П. Целью проведения реструктуризации предприятия является создание полноценных субъектов хозяйственной деятельности, способных эффективно функционировать в условиях рыночной экономики, производить конкурентоспособную продукцию, соответствующую условиям товарных рынков.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, преобразование) производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению суда или арбитражного суда. Основное содержание реструктуризации состоит в полной или частичной смене собственника уставного фонда этого юридического лица.

Министерством экономики Украины утверждены методические рекомендации по проведению реструктуризации (реорганизации) государственных предприятий. В соответствии с данными рекомендациями,

Реструктуризация предприятия — это проведение организационно-экономических, правовых, технических мероприятий, направленных на изменение структуры предприятия, его управления форм собственности, организационно-правовых форм, способных привести предприятие к финансовому оздоровлению, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции, повышению эффективности производства.

Следовательно, реструктуризация является комплексом финансово-экономических и организационно- правовых мероприятий по урегулированию проблемы долга и финансовому оздоровлению юридического лица должника, после проведения которых, как правило, происходит полное или частичное изменение собственника предприятия. Реструктуризация может выступать инструментом приватизации государственных унитарных предприятий или долей (паев, акций) государства в капитале хозяйственных обществ.

Перед проведением реструктуризации, необходимо провести анализ хозяйственного состояния предприятия, который должен базироваться на анализе основных характеристик деятельности данного юридического лица. Для этого целесообразно использовать такую информацию:

•финансовое состояние предприятия;

•оценку производственного потенциала, уровня прогрессивности технологических процессов;

•кооперационные связи и сбыт продукции;

•кадровый состав предприятия, уровень заработной платы;

•социальную инфраструктуру предприятия;

•наличие незавершенного строительства;

•оценку влияния производственной деятельности предприятия на экологическую ситуацию и занятость в регионе;

•иную информацию.

Анализ финансового состояния должен содержать оценку общей стоимости имущества, активов и пассивов баланса, их структуру, анализ нематериальных активов, анализ кредиторской и дебиторской задолженности, анализ себестоимости и рентабельности продукции. Важнейшими показателями, характеризующими уровень финансового состояния предприятия, являются коэффициенты абсолютной ликвидности и платежеспособности.

На основании результатов анализа делается вывод относительно ликвидации предприятия посредством процедуры банкротства или целесообразности его реорганизации. Если принято решение о реорганизации предприятия, необходимо составить проект мероприятий по реорганизации.

Проект реструктуризации должен содержать:

а) экономическое обоснование необходимости проведения реструктуризации;

б) предложения относительно форм и методов реструктуризации;

в) пути решения финансовых, социальных и других проблем, связанных с реструктуризацией;

г) затраты на проведение реструктуризации и источники их финансирования;

д) конкретные мероприятия, направленные на реализацию проекта.

Выбор тех или иных форм и методов выхода предприятия из кризиса зависит от ожидаемых результатов их применения, необходимых для этого средств и возможностей их привлечения. Реорганизация (реструктуризация) предприятия может включать в себя следующие мероприятия:

•замена руководства предприятием;

•частичная или полная приватизация;

•частичное закрытие;

•проведение процедуры банкротства;

•разделение больших предприятий на части;

•отделение от предприятий непрофильных структурных подразделений;

•освобождение предприятий от объектов социально-культурного назначения;

•продажа (или предоставление в аренду) части основных фондов предприятий;

•продажа лишнего оборудования, материалов и т.д.;

•сокращение численности запятых на предприятии.

Важнейшим условием для принятия решения о выборе конкретных реорганизационных мероприятий является наличие технико-экономического обоснования целесообразности их проведения. При проведении реструктуризации предприятия путем его разукрупнения обязательным является наличие бизнес-планов новых предприятий.

Условия проведения санации государственных предприятий путем реорганизации, то есть полного или частичного изменения собственника его уставного фонда, согласовываются с органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, и Антимонопольным комитетом Украины в пределах его компетенции, а условия проведения санации путем приватизации — с соответствующим органом приватизации.

Практика финансового оздоровления предприятий в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что наиболее оптимальной организационно-правовой формой юридического лица должника для проведения санационной реструктуризации является акционерное общество.

Организация бизнеса в форме акционерного общества дает возможность легко заменить собственника его уставного фонда путем соглашения между санатором и акционерами о передаче части акций санатору в обмен на погашение им долга общества. Данная форма реструктуризации очень перспективна с точки зрения углубляющегося процесса корпоратизации государственных предприятий. Продажа пакетов акций, принадлежащих государству в уставном фонде акционерного общества, возможна, например, на конкурсных аукционах под конкретные санационные обязательства инвестора.

Антимонопольным законодательством предусмотрено, что в отдельных случаях, такие виды санационных (реорганизационных) мероприятий, как слияние, поглощение, присоединение, приобретение активов, частей (акций, паев) других предприятий могут осуществляться только при условии получения согласия на их проведение Антимонопольного комитета. В этой связи, в состав рабочих групп по вопросах реорганизации могут входить также представители Антимонопольного комитета.

Такая форма реорганизации как слияние осуществляется путем объединения предприятия, которое находится в кризисе, с другим, финансово устойчивым предприятием. В результате чего, предприятие-должник исключается из Государственного реестра и теряет свой юридический статус. Бухгалтерские балансы обеих предприятий консолидируются.

Поглощение осуществляется путем приобретения финансово-несостоятельного предприятия прсдприятием-санатором. При разукрупнении, выделенные в процессе разделения предприятия, получают статус нового юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса. Если предприятия злоупотребляют монопольным положением на рынке, то может быть принято решение о принудительном разделении данных монопольных образований. Реорганизация предприятия, которое подлежит принудительному разделению, осуществляется монополистом по его собственному усмотрению, при условии ликвидации данного монопольного формирования на рынке. Принудительное разделение не применяется в случае:

а) невозможности организационного или территориального отделения предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

б) существования тесной технологической связи предприятий, структурных подразделений (если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции предприятия составляет менее 30%).

Следует отметить, что выбор условий реорганизации юридического лица остается за должником, его администрацией — если он сам обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Цель указанной юридической привилегии — стимулировать руководство неплатежеспособного субъекта хозяйствования подвергнуться судебной процедуре урегулирования его долгов до того, как они стали безнадежными.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8. Реструктуризация в системе финансового оздоровления предприятий | Тема 10. Стратегия финансового оздоровления предприятия и разработка путей его оздоровления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.