Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационные конфликты




 

Конфликт по вертикали часто сопровождается инновационным конфликтом. Само понятие «инновация» рассматривается как «нововведение», значительная новая идея, которая пока не внедряется. Работа журналиста – постоянный инновационный процесс.

Вероятность инновационного конфликта возрастает, если:

1. Новшество масштабно;

2. В инновационный процесс вовлечено большое количество людей;

3. Нововведение радикально;

4. Процесс инновации идет быстро;

5. Отсутствует информационное обеспечение процесса.

Способы предотвращения и разрешения инновационных конфликтов просты:

1. Предварительно информируйте коллектив;

2. Заручитесь поддержкой коллег;

3. Если возможно, предлагайте альтернативные решения;

4. Если возможно, внедряйте новшества поэтапно.

5. Учитывайте «распределение сил» в коллективе. Обычно в любой более или менее крупной группе встречаются подгруппы:

А. Новаторы (3%):

- способны на риск и любят рисковать;

- открыты для окружающих, легко идут на контакт;

- индивидуалисты, часто выходят за рамки собственного набора имиджей;

- космополитичны в социальных отношениях: устанавливают связи друг с другом, совершенно не взирая на статус, возраст, профессию, пол, географические расстояния и т.д.;

- не стремятся к следованию субординационным канонам: часто лидируют над начальством;

- склонны образовывать подвижные клики;

- часто импульсивны и категоричны в утверждениях;

- как правило, имеют относительно быстрый темп речи, действий;

- часто опережают коллег в объеме проделанной работы;

- с интересом участвуют в самых разных проектах;

- предлагают инновации.

Б. Ранние последователи (13%):

- имеют крепкие социальные связи и вообще хорошо социализированы;

- играют интегральные роли в сообществе и стремятся сгладить все конфликты (выступают в роли модераторов);

- выстраивают карьеру в первую очередь исходя из связей, и лишь во вторую – благодаря профессионализму;

- авторитетны в коллективе, с их мнением считаются;

- самое главное – мотивированы на поддержание авторитета, поэтому придают больший вес инновациям, убеждают своим поведением остальных в необходимости инноваций;

- любят быть на виду;

- слепо подчиняются установкам руководства;

- как правило, имеют замедленный темп речи и движений, относительно низкий голос с вкрадчивыми интонациями.

В. Раннее большинство (34%):

- не желают принимать нововведения первыми;

- осмотрительны, обдумывают все за и против;

- нередко основательно изучают документацию, требуют подтверждения прогнозов;

- часто предлагают альтернативные решения (не всегда удачные. Для них важен сам факт наличия альтернативы);

- зависимы от решения руководства;

- ждут реакции ранних последователей;

- медлительны, но объективны;

- любят обсуждать нововведение с представителями всех прочих групп;

- выполняют функцию легализации нововведения.

Г. Позднее большинство (34%):

- недоверчивы;

- пассивны, как правило неисполнительны;

- скептически относятся к нововведениям;

- не предпринимают действий и выжидают до тех пор, пока предыдущие группы не апробируют инновацию;

- часто принимают нововведение только под давлением;

- уже приняв нововведение, любят еще долго сетовать на его нежелательность;

- крайне редко эффективно используют нововведение для себя;

- в инновационном конфликте выполняют роль инертной, стабилизирующей массы.

Д. Отстающие (16%):

- внутренне не принимают инновацию;

- привязаны к прошлому (прошлое – основная тема разговоров);

- следуют традициям, крайне негативно относятся к людям, их нарушающим;

- получают удовольствие от общения только с такими же консерваторами;

- социально пассивны, уклоняются от общественных ролей;

- любят быть в тени и «скромно» делать свое дело;

- страдают от инноваций в психологическом, экономическом и социальном плане;

- в инновационном конфликте нуждаются в поддержке.

Учитывайте характеристики этих групп, готовьте обсуждение инновации среди новаторов и ранних последователей. По возможности обеспечьте поддержку раннего большинства и сами обеспечьте поддержку отстающим. Такая форма поведения снизит напряженность работы журналиста и сформирует благоприятный психологический климат в редакционном коллективе.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

4. Назовите основные направления коммуникации журналиста.

5. Какие техники можно использовать для нейтрализации действия треугольника Судьбы?

6. Каковы цели и принципы пилотной встречи.

7. Какие виды интервью Вам известны? Как вы думаете, в каких психологически сложных ситуациях можно прибегнуть к тому или иному интервью?

8. Какие типы собеседников вам известны? Какие типы конфликтных личностей? Каковы их характеристики?

9. Назовите «плохих» интервьюеров? Попытайтесь определить, какую психологическую реакцию может спровоцировать каждый из них.

10. Что такое «инновационный конфликт»? Каковы принципы его предупреждения?

 

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Изучите действие треугольника Карпмана в рамках одного из ток-шоу.

2. Приведите примеры разных стилей общения в журналистике.

3. Какие стили профессионального слушания используют известные журналисты?

 

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Роль дистанции в телевизионной программе.

2. Выражение лица телеведущего: особенности воздействия.

3. Роль конфликтогена в журналистском материале.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы / Л.Я. Аверьянов. - М., 1987.Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений / В.С. Агеев. - М., 1983.Айсмонтас Б.Б. Психология общения / Б.Б. Айсмонтас. - М., 1996.Аксельрод А. 2001 способ сказать «нет» изящно и веско / А. Аксельрод. - М., 1997.Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: Пути разрешения / Е.В. Александрова. - М., 1993.Атватер И.Я. Я вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника / И.Я. Атватер. - М., 1988.Баркер А. Как улучшить навыки общения / А. Баркер. - СПб, 2004.Белановский С. Методика и техника фокусированного интервью / С. Белановский. - М., 1993.Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать / М. Беркли-Ален. - СПб., 1997.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - Л., 1992. Бишоп С. Тренинг ассертивности / С. Бишоп. – СПб., 2001.Бороздина Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. - М., 1998.Бухарцев Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества / Р.Г. Бухарцев. - Свердловск, 1976.Васильева И.И. Психологические особенности диалога / И.И. Васильева. - М., 1984.Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий / В.В. Горанчук. – СПб., 2003.

Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб., 2000.

Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе / Н.В. Гришина. - Л., 1990.

Донцов А.И. Психология коллектива / А.И. Донцова. - М., 1984.Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой / В.Н. Панкратов. - М., 2000.

Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. - М., 2000.

Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности / Е.М. Иванова. - М., 1992.

Ильченко С. Интервью в журналистском творчестве / С. Ильченко. - СПб., 2003.

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. - М., 1999.

Корнелиус А., Фрей Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты / А. Корнелиус, Ш. Фрей. - М., 1992.

Крогиус Н.В. Личность в конфликте / Н.В. Крогиус. - Саратов, 1976.

Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон / В.В. Латынов //Иностр. Психология. - 1993. - Т. 1, № 2.

Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры / М.М. Лебедева. - М., 1993.

Линчевский Э.Э Контакты и конфликты / Э.Э. Линчевский. - М., 2000.

Лоренц К., Агрессия / К. Лоренц. - М., 1994.

Льюис Д. Тренинг эффективного общения / Д. Льюис. - М., 2002.

Мельник Г.С. Общение в журналистике / Г.С. Мельник. - М., 2005.

Новосельцев В.И. Системная конфликтология / В.И. Новосельцев. - В., 2001.

Павлова К.Г. Психология спора / К.Г. Павлова. - Владивосток, 1988.

Панкратов В.Н. Защита от психологического манипулирования / В.Н. Панкратов. - М., 2004.

Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. - М., 1989.

Пиз А. Язык телодвижений / А. Пиз. - Нижний Новгород, 1992.

Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб., 2001.

Психологическая подготовка спецназа // Высшее образование в России. - 1999. - №1. - С. 71-75.

Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. – СПб., 2002.

Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е.В. Сидоренко. - СПб, 2003.

Смит Г.К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности / Г.К. Смит. – СПб., 2001.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д, 2006.

Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.Тайгер П. Читать человека как книгу / П. Тайгер. - Мн., 2004.Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. -М., 2002.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - М., 2001.Франк М. Как убедить собеседника за 30 секунд / М. Франк. - М., 1998.

Фишер Р. Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. - М., 1990.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. - М., 1989.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М., 1994.

Хорни К. Ваши внутренние конфликты / К. Хорни. - СПб., 1997.

Шейнов В. П. Психология влияния. Скрытое управление / В.П. Шейнов. - М., 2002.

Юри У. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми / У. Юри. - М., 1993.

 


Заключение

 

Ты мог бы управлять планетою любой,

Когда бы управлять ты мог самим собой

 

 

Острейшая потребность журналистов в психологических знаниях сегодня очевидна. Слишком много психологических мифов кружит голову сотрудникам СМИ. Слишком часто сложные процессы приходят к журналистам в упрощенном, примитивном изложении. Слишком туманным еще кажется понимание той непреложной истины, что рецептурность в области психологии может существенно осложнить работу сотрудника прессы.

Ближайшей задачей науки о журналистике, думается, должен стать поиск компромиссного подхода к формированию психологии журналистики. С одной стороны, журналист – все же не психолог, и напряженный ритм его труда не всегда оставляет время для глубокого изучения психологических процессов. С другой стороны, примитивное толкование психологических проблем аннулирует действительно интересные достижения.

Нередко исследователи отмечают одно существенное расхождение между психологией отечественной и западной. Отечественная психология фундаментальна и универсальна по подходам к анализу явлений. Западная имеет прикладной характер. Думающего и серьезного журналиста не может, кажется, удовлетворить ни тот, ни другой подход. Требуется формирование универсальной теории, балансирующей на тонкой грани науки и рецепта.

 


 


[1] См., например: Кузин В.И. Психологическая культура журналиста / В.И. Кузин. – СПб., 2004. - С. 24.

[2] Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 5.

[3] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 82.

[4] Сам по себе термин «источник информации», внедряемый теорией журналистики повсеместно на всех этапах подготовки журналиста, обесценивает личность человека говорящего, и этичность использования его в процессе обучения по отношению к человеку я бы поставила под сомнение.

[5] Волкова А.И. Указ. соч. - С. 90.

[6] По Э.Берну

[7] Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.

[8] Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. - СПб.: Макет, 1995.

[9] Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.

[10] Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 31.

[11] Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства / Г.С. Мельник. – СПб., Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Харвест, 2005. - С. 44.

[12] Федосеев Дм. Основы психологии общения / Дм. Федосеев. - М., 2000.

[13] См. подробнее: Доценко Е.Л. Механизмы манипуляций / Е.Л. Доценко. - М., 1996.

[14] Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам / А. Пиз. - Нижний Новгород, 1992.

[15] Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А.П. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.

[16] Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека / А. Петренко. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.

[17] Кузин Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. - М.: Ось-89, 2004.

[18] Цит. по: Шуванов В.И. Психология рекламы / В.И. Шуванов. - М., Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - С. 161.

[19] Панкратов В.Н. Защита от психологического манипулирования / В.Н. Панкратов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. - С. 55.

[20] Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 36




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.