Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС 65. Общая характеристика федеративного устройства России

1. Основные признаки России как федерации

2. Состав Российской Федерации

1. По форме государственного устройства Россия является федерацией - сложным государством, состоящим из территорий, имеющих признаки государства. Данные территории именуются субьектами Российской Федерации. В то же время Россия является единым государством, отвечающим следующим признакам:

ü наличие государственного суверенитета;

ü единой территории;

ü единого государства;

ü единой правовой системы в масштабах всей страны;

ü общих для всей Федерации органов государственной власти;

ü общегосударственной собственности;

ü единой денежной и кредитной системы;

ü государственного языка - русского;

ü Вооруженных Сил;

ü судебной системы;

ü правоохранительных органов;

ü государственных символов - герба, гимна и флага;

ü международной правосубъектности.

2. Российская Федерация состоит из 89 субьектов Федерации шести видов:

ü республики в составе Российской Федерации;

ü автономная область;

ü автономные округа;

ü области;

ü края;

ü города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

Республики в составе Российской Федерации возникли на базе существовавших в советскую эпоху автономных республик (АССР) и автономных областей. В настоящее время в России насчитывается 21 республика данного вида:

Республика Адыгея (Адыгея);

Республика Алтай;

Республика Башкортостан;

Республика Бурятия;

Республика Дагестан;

Ингушская Республика;

Кабардино-Балкарская Республика;

Республика Калмыкия - "альмг Тангч;

Карачаево-Черкесская Республика;

Республика Карелия;

Республика Коми;

Республика Марий Эл;

Республика Мордовия;

Республика Саха (Якутия);

Республика Северная Осетия - Алания;

Республика Татарстан (Татарстан);

Республика Тыва;

Удмуртская Республика;

Республика Хакасия;

Чеченская Республика;

Чувашская Республика - Чаваш Республики.

Их главное отличие от всех иных субъектов Федерации (например, от областей) в том, что указанные республики имеют конституционноправовой статус государств в составе РФ, обладающих всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Республики в составе РФ имеют:

ü свою конституцию;

ü систему органов государственной власти;

ü республиканское гражданство;

ü государственную символику;

ü иные привилегии, обусловленные республиканским статусом (например, Татарстан и Саха (Якутия) не платят налоги в федеральный бюджет).

Единственным субъектом РФ, сохранившим статус автономной области, осталась Еврейская автономная область. В советскую эпоху в РСФСР насчитывалось 5 автономных областей, однако Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская, "акасская автономные области преобразовались в республики в составе РФ.

Конституция РФ предусматривает в качестве субъектов РФ автономные округа. Как правило, автономные округа являются формой национально-территориальной организации народностей Крайнего Севера (например, чукчей, эвенков, ненцев, хантов и манси и др.). Автономные округа РФ имеют двойственный статус:

ü являются самостоятельными и равноправными субъектами РФ (имеют все признаки и права субъекта РФ, делегируют своих представителей в Совет Федерации);

ü одновременно входят в состав других субъектов РФ - краев и областей (например, Тюменской области, Краснодарского края и др.), за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области.

Всего автономных округов - 10 (их перечень указан в Конституции РФ).

Республики в составе РФ и автономная область, автономные округа являются, соответственно, национально-государственными и национально-территориальными образованиями в составе РФ.

Остальные субъекты Федерации - края, области и города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург (где, в основном, преобладает русское население) - являются территориальными образованиями в составе РФ.

Области составляют большинство субъектов Федерации (их 49). Они созданы на базе областей, существовавших в советскую эру, но наделены статусом равноправного субъекта Федерации. Особым видом области является край. Их отличие от областей в том, что они содержали или содержат в своем составе иные образования - автономные области и автономные округа:

Красноярский край содержит в своем составе Таймырский и Эвенкийский автономные округа, а также содержал ранее Хакасскую автономную область;

Хабаровский край в настоящее время включает Еврейскую автономную область;

Ставропольский край в прошлом имел в своем составе Карачаево-Черкесскую автономную область;

Краснодарский край - Адыгейскую автономную область;

Алтайский край - Горно-Алтайскую автономную область;

Приморский край был единственным краем, не имевшим в своем составе иных образований.

В связи с особым статусом г. Москвы - столицы РФ - и ее историческим, культурным и экономическим значением, а также аналогичной спецификой (за исключением статуса столицы РФ) Санкт-Петербурга данные города являются городами федерального значения и имеют статус самостоятельных субъектов РФ.

Новой особенностью федерации в России стало наделение субъектов правом иметь собственное законодательство.

Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из РФ.


ВОПРОС 66; Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субьектами

1. Основной принцип разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ

2. Вопросы исключительного ведения Российской Федерации

3. Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ

4. Договоры между РФ и субъектами РФ о разграничении полномочий

1. Российская Федерация не может эффективно существовать как государство, если не будут разграничены полномочия между центром и субъектами Федерации.

Данные полномочия были разграничены Федеративным договором от 31 марта 1992 года, который подписали все субъекты РФ, кроме Татарстана и Чечни, после чего он был включен в Конституцию РСФСР (РФ) 1978 г. (с изменениями и дополнениями).

После принятия Конституции РФ 1993 г. Федеративный договор сохранил свое действие, но перестал быть частью Конституции.

В настоящее время разграничение полномочий между центром и субъектами осуществляется на основании:

ü Конституции РФ;

ü Федеративного договора;

ü договоров между РФ и отдельными субъектами.

Основной принцип разграничения - выделение трех сфер ведения:

ü исключительного ведения Российской Федерации;

ü совместного ведения РФ и субъектов РФ;

ü все иные вопросы отнесены к сфере ведения субъектов РФ.

2. К сфере исклшчительного ведения Российской Федерации относятся группы вопросов:

ü государственного строительства;

ü регулирования экономики и социального развития;

ü внешней политики и внешнеэкономической деятельности;

ü обороны и охраны границы;

ü создания правоохранительных органов и правовой системы;

ü метеорологии и статистики;

ü государственных наград и почетных званий.

Основными вопросами государственного строительства являются:

ü принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов;

ü федеративное устройство;

ü регулирование и защита прав и свобод человека;

основными вопросами регулирования экономики и социального развития:

ü вопросы государственной собственности;

ü финансового, валютного, денежного, кредитного, таможенного регулирования;

ü установления основ единого рынка;

ü федерального бюджета;

ü федеральных налогов и сборов;

ü автономной энергетики;

ü космическихисследований;

ü транспорта;

ü связи;

основными вопросами внешней политики и внешнеэкономической деятельности:

ü вопросы войны и мира;

ü заключения международных договоров;

ü внешнеполитической деятельности;

обороны и охраны границы:

ü вопросы обороны и безопасности;

ü оборонной промышленности;

ü защиты государственной границы;

правоохранительных органов и правовой системы:

ü вопросы судоустройства;

ü прокуратуры;

ü уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного, арбитражно-процессуального законодательства;

ü правового регулирования сферы интеллектуальной собственности;

метеорологии и статистики:

ü вопросы метеорологической службы;

ü эталонов;

ü стандартов;

ü исчисления времени;

ü геодезии и картографии;

ü бухгалтерского учета;

ü статистики.

3. К области совместного ведения Федерации и субъектов РФ относятся такие основные вопросы, как:

ü обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ и законам;

ü обеспечение законности и правопорядка;

ü установление общих принципов организации местного самоуправления;

ü природопользование;

ü здравоохранение;

ü местные налоги и сборы и налоги и сборы субъектов РФ;

ü подбор кадров судебных и правоохранительных органов;

ü адвокатура;

ü нотариат;

ü административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды.

4. Между Российской Федерацией и субъектами РФ могут заключаться договоры о разграничении полномочий. Они должны не противоречить Конституции РФ и Федеративному договору и решать вопросы, не урегулированные в них.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВОПРОС 62. Арбитражные суды в РФ | ВОПРОС 67. Основы строя РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.