КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВОПРОС 65. Общая характеристика федеративного устройства России
1. Основные признаки России как федерации 2. Состав Российской Федерации 1. По форме государственного устройства Россия является федерацией - сложным государством, состоящим из территорий, имеющих признаки государства. Данные территории именуются субьектами Российской Федерации. В то же время Россия является единым государством, отвечающим следующим признакам: ü наличие государственного суверенитета; ü единой территории; ü единого государства; ü единой правовой системы в масштабах всей страны; ü общих для всей Федерации органов государственной власти; ü общегосударственной собственности; ü единой денежной и кредитной системы; ü государственного языка - русского; ü Вооруженных Сил; ü судебной системы; ü правоохранительных органов; ü государственных символов - герба, гимна и флага; ü международной правосубъектности. 2. Российская Федерация состоит из 89 субьектов Федерации шести видов: ü республики в составе Российской Федерации; ü автономная область; ü автономные округа; ü области; ü края; ü города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Республики в составе Российской Федерации возникли на базе существовавших в советскую эпоху автономных республик (АССР) и автономных областей. В настоящее время в России насчитывается 21 республика данного вида: Республика Адыгея (Адыгея); Республика Алтай; Республика Башкортостан; Республика Бурятия; Республика Дагестан; Ингушская Республика; Кабардино-Балкарская Республика; Республика Калмыкия - "альмг Тангч; Карачаево-Черкесская Республика; Республика Карелия; Республика Коми; Республика Марий Эл;
Республика Мордовия; Республика Саха (Якутия); Республика Северная Осетия - Алания; Республика Татарстан (Татарстан); Республика Тыва; Удмуртская Республика; Республика Хакасия; Чеченская Республика; Чувашская Республика - Чаваш Республики. Их главное отличие от всех иных субъектов Федерации (например, от областей) в том, что указанные республики имеют конституционноправовой статус государств в составе РФ, обладающих всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Республики в составе РФ имеют: ü свою конституцию; ü систему органов государственной власти; ü республиканское гражданство; ü государственную символику; ü иные привилегии, обусловленные республиканским статусом (например, Татарстан и Саха (Якутия) не платят налоги в федеральный бюджет). Единственным субъектом РФ, сохранившим статус автономной области, осталась Еврейская автономная область. В советскую эпоху в РСФСР насчитывалось 5 автономных областей, однако Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская, "акасская автономные области преобразовались в республики в составе РФ. Конституция РФ предусматривает в качестве субъектов РФ автономные округа. Как правило, автономные округа являются формой национально-территориальной организации народностей Крайнего Севера (например, чукчей, эвенков, ненцев, хантов и манси и др.). Автономные округа РФ имеют двойственный статус: ü являются самостоятельными и равноправными субъектами РФ (имеют все признаки и права субъекта РФ, делегируют своих представителей в Совет Федерации); ü одновременно входят в состав других субъектов РФ - краев и областей (например, Тюменской области, Краснодарского края и др.), за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области.
Всего автономных округов - 10 (их перечень указан в Конституции РФ). Республики в составе РФ и автономная область, автономные округа являются, соответственно, национально-государственными и национально-территориальными образованиями в составе РФ. Остальные субъекты Федерации - края, области и города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург (где, в основном, преобладает русское население) - являются территориальными образованиями в составе РФ. Области составляют большинство субъектов Федерации (их 49). Они созданы на базе областей, существовавших в советскую эру, но наделены статусом равноправного субъекта Федерации. Особым видом области является край. Их отличие от областей в том, что они содержали или содержат в своем составе иные образования - автономные области и автономные округа: Красноярский край содержит в своем составе Таймырский и Эвенкийский автономные округа, а также содержал ранее Хакасскую автономную область; Хабаровский край в настоящее время включает Еврейскую автономную область; Ставропольский край в прошлом имел в своем составе Карачаево-Черкесскую автономную область; Краснодарский край - Адыгейскую автономную область; Алтайский край - Горно-Алтайскую автономную область; Приморский край был единственным краем, не имевшим в своем составе иных образований. В связи с особым статусом г. Москвы - столицы РФ - и ее историческим, культурным и экономическим значением, а также аналогичной спецификой (за исключением статуса столицы РФ) Санкт-Петербурга данные города являются городами федерального значения и имеют статус самостоятельных субъектов РФ. Новой особенностью федерации в России стало наделение субъектов правом иметь собственное законодательство. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из РФ. ВОПРОС 66; Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субьектами 1. Основной принцип разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ 2. Вопросы исключительного ведения Российской Федерации 3. Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ 4. Договоры между РФ и субъектами РФ о разграничении полномочий
1. Российская Федерация не может эффективно существовать как государство, если не будут разграничены полномочия между центром и субъектами Федерации. Данные полномочия были разграничены Федеративным договором от 31 марта 1992 года, который подписали все субъекты РФ, кроме Татарстана и Чечни, после чего он был включен в Конституцию РСФСР (РФ) 1978 г. (с изменениями и дополнениями). После принятия Конституции РФ 1993 г. Федеративный договор сохранил свое действие, но перестал быть частью Конституции. В настоящее время разграничение полномочий между центром и субъектами осуществляется на основании: ü Конституции РФ; ü Федеративного договора; ü договоров между РФ и отдельными субъектами. Основной принцип разграничения - выделение трех сфер ведения: ü исключительного ведения Российской Федерации; ü совместного ведения РФ и субъектов РФ; ü все иные вопросы отнесены к сфере ведения субъектов РФ. 2. К сфере исклшчительного ведения Российской Федерации относятся группы вопросов: ü государственного строительства; ü регулирования экономики и социального развития; ü внешней политики и внешнеэкономической деятельности; ü обороны и охраны границы; ü создания правоохранительных органов и правовой системы; ü метеорологии и статистики; ü государственных наград и почетных званий. Основными вопросами государственного строительства являются: ü принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов; ü федеративное устройство; ü регулирование и защита прав и свобод человека; основными вопросами регулирования экономики и социального развития: ü вопросы государственной собственности; ü финансового, валютного, денежного, кредитного, таможенного регулирования; ü установления основ единого рынка; ü федерального бюджета; ü федеральных налогов и сборов; ü автономной энергетики; ü космическихисследований; ü транспорта; ü связи; основными вопросами внешней политики и внешнеэкономической деятельности:
ü вопросы войны и мира; ü заключения международных договоров; ü внешнеполитической деятельности; обороны и охраны границы: ü вопросы обороны и безопасности; ü оборонной промышленности; ü защиты государственной границы; правоохранительных органов и правовой системы: ü вопросы судоустройства; ü прокуратуры; ü уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного, арбитражно-процессуального законодательства; ü правового регулирования сферы интеллектуальной собственности; метеорологии и статистики: ü вопросы метеорологической службы; ü эталонов; ü стандартов; ü исчисления времени; ü геодезии и картографии; ü бухгалтерского учета; ü статистики. 3. К области совместного ведения Федерации и субъектов РФ относятся такие основные вопросы, как: ü обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ и законам; ü обеспечение законности и правопорядка; ü установление общих принципов организации местного самоуправления; ü природопользование; ü здравоохранение; ü местные налоги и сборы и налоги и сборы субъектов РФ; ü подбор кадров судебных и правоохранительных органов; ü адвокатура; ü нотариат; ü административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды. 4. Между Российской Федерацией и субъектами РФ могут заключаться договоры о разграничении полномочий. Они должны не противоречить Конституции РФ и Федеративному договору и решать вопросы, не урегулированные в них.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |