Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5 Рынок: виды, структура, модели




Цель: Детальное изучение рыночной экономики, ее основных элементов, функции, структуру, инфраструктуру. Условия возникновения рынка. Теоретические основы рыночной экономики. Рассмотреть позитивные и негативные стороны рыночной экономики. Изучить главные понятия, используемые при характеристике содержания рыночной экономики и инструменты саморегулирования рыночной экономики.

План лекции: 1. Сущность и функции рынка.

2.Субъекты и инфраструктура рыночной экономики.

Тезисы лекции:

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления.

Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть в его простейшем определении.

Рынок – это а) совокупность экономических отношений по поводу купли продажи товаров; б) один из центральных элементов в системе товарно – денежных отношений; в) базовый элемент хозяйственного механизма; г) регулятор функционирования рыночной экономики.

Субъектами рынка выступают юридические лица (фирма, предприятие, учреждение), физические лица, государство.

Инфраструктура развитого рынка представляет собой совокупность институтов (организации, фирм, учреждений), основное значение которых состоит в обслуживании и обеспечении нормальных условий для функционирования и развития рынка.

Основными элементами инфраструктуры рынка являются банковская система, страховая система, информационная система, товарные, фондовые, трудовые биржи, посреднические и маркетинговые службы, центры оптовой торговли, аукционы, ярмарки и т.д.

Формирование рыночной экономики предполагает формирование основных элементов рыночной инфраструктуры, т.е. тех объектов, которые должны обеспечивать нормальную экономическую рыночную деятельность.

Торговых бирж для оптовой торговли группами товаров;

Фондовых бирж для торговли ценными бумагами;

Сети коммерческих оптовых предприятий по торговле как средствами производства, так и предметами потребления;

Складских, элеваторных, холодильных, тарных и транспортных хозяйств, создающих за счет средств акционерных предприятий, объединений;

Коммерческих банков для обслуживания коммерческих кредитов, которые должны создаваться либо за счет паевых взносов предприятий, либо на акционерной основе;

Центров коммерческих информации, маркетинговых отделов на предприятиях. Центров по изучению спроса и конъюнктуры рынка;

Сети учредителей для услуг рекламного характера;

Сети сервисных, ремонтных, консультационных, банковских и юридических услуг.

Рынок как сложная экономическая категория существует не сам по себе, а в совершенно определенных и конкретно социально экономических условиях, которые зависят от множества факторов. Мировая практика подтверждает, что рыночная экономика эффективно функционирует лишь при наличии следующих условий:

а) разнообразия форм собственности;

б) самостоятельности и независимости хозяйственных субъектов на рынке

при соответствующей их экономической ответственности;

в) конкуренции товаропроизводителей и торговых посредников

(как минимум 5-7 конкурентов);

г) производства на неизвестный рынок;

д) прав контрагентов устанавливать цену на продукцию;

е) соответствующей инфраструктуры;

Рынок это саморегулирующая система воспроизводства, все элементы и звенья которой находятся под постоянным воздействием платежеспособного спроса и предложения, в условиях жесткой конкурентной среды

Это целая самонастраивающаяся экономическая система, которая способна заменить централизованное государственное плановое регулирование экономики.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.

1. Регулирующая. Среди многообразия функции рынка важнейшей функцией рынка является его регулирующая роль в обеспечении непрерывности и эффективности процесса воспроизводства. Замена регулирующей роли рынка администрированием неизбежно оборачивает деформацией экономической системы, ведет к диспропорциям, возникновению дефицита, утрате человеком роли движущей силы экономического роста.

2. Информационная. – Рынок это барометр и зеркало экономики через призму постоянно меняющихся цен товаров и услуг, процентных ставок на кредит и депозитов в банках. Рынок оперативно дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимых издержках производства и общественно необходимым качестве и ассортиментах товаров и услуг, которых каждый продает или покупает, о ценах на товары и услуги, о состоянии спроса и предложения, о наличии конкурентов и характере конкуренции, словом рынок формирует полное представление о состоянии рыночной конъюнктуры.

3. Санационная (оздоровительная) Рыночный механизм выполняет и функцию «санации»- с помощью конкуренции он очищает общественное производство от неэффективных хозяйственных единиц и создает выгодные условия для развития более перспективных.

4. Стимулирующая. Рынок стимулирует товаропроизводителей к высокопроизводительному и качественному труду. Наш рынок глубоко монополизирован. Деятельность предприятий считается монополистической, если производимая ими продукция составляет 50-70% всех товаров на рынке, поэтому для нормализации рыночной среды предстоит создать мир конкурентов. Это естественное состояние рыночных отношений, при которых товаропроизводители поощряются и побуждаются к активной предпринимательской деятельности, связанных с производством и сбытом продукции.

5.К немаловажным функциям рынка следует отнести функции признания общественный значимости товара, экономического обеспечения материальных стимулов к труду и др.

6. Функция связующего звена между обособленными товаропроизводителями и потребителями;

7.Экономического принуждения потребителей к выбору наиболее рациональной с точки зрения общества (при данном уровне доходов) структуры потребления;

8.Экономического принуждения товаропроизводителей к высококачественному и высокопроизводительному труду.

Основными хозяйственными субъектами рыночной экономики выступают домашние хозяйства, фирмы, правительство. Они взаимодействуют между собой на рынке ресурсов, финансов и потребительских рынках, образуя циркуляцию расходов и доходов.

Домашние хозяйства, реализуя материальные (земля и капитал) и человеческие (труд и предприимчивость) ресурсы, предлагают их фирмам через рынок ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, необходимые для производства товаров. Взаимодействие спроса и предложения устанавливают рыночную цену на каждый вид ресурсов.

На потребительском рынке домашние хозяйства предъявляют спрос на товары и расходуют полученный доход (выручку от реализации) от продажи ресурсов на приобретение необходимых продуктов и услуг, а фирмы реализуя свою продукцию, получают прибыль денежный доход.

И домашние хозяйства и фирмы не полностью используют поученных доход на оплату ресурсов; им необходимо выплачивать налоги, (фирмам) осуществлять инвестиции и т.д.

На циркуляцию доходов и расходов значительное воздействие оказывает и правительство. Правительство взимает налог с фирм, предоставляет отдельным предприятиям дотации, субсидии и закупает у предпринимателей необходимые ресурсы.

Правительство проводит политику занятости, влияет на динамику и структуру национального продукта, уровень инфляции, на перераспределение доходов.

Аккумулируя налоговые поступления денежных средств правительство выплачивает заработную плату, трансфертные платежи (трансфертные платежи это пенсии, пособия по безработице, выплаты лицам с низкими доходами), обеспечивает правовую основу и предоставляет государственные услуги для эффективного развития экономики.

Таким образом, кругооборот доходов и расходов находится в постоянном движении и сбалансированности, что в конечном счете отражает общие объемы производств, доходы и занятости населения.

Рынок сложная система, структуру которой можно классифицировать по различным признакам. С позиций ценообразования и характера конкуренции различаются следующие модели рынка:

рынок совершенной конкуренции (много продавцов (мелких) и много покупателей),

рынок монопольной конкуренции (один продавец),

рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей),

рынок олигопсонии (много продавцов и мало покупателей),

рынок двусторонней олигополии (мало продавцов и мало покупателей),

рынок дуополии (два продавца и два покупателя),

рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель),

рынок монополистической конкуренции (много продавцов (фирм) и много покупателей).

Монопольный - один субъект определяет цену при этом могут быть и др. субъекты, производимые тот же товар, но их доля производства невелика, воздействовать на изменение монопольных цен они не в состоянии;

Олигопольный рынок, на котором действует небольшое количество продавцов, каждый из которых может воздействовать на цену товара.

В зависимости от объектов купли продажи рынки различаются:

а) рынок товаров;

б) рынок услуг;

в) рынок капиталов;

г)рынок труда;

д) рынок информации (научно – технических разработок)

С точки зрения границ и масштабов различают:

местный рынок (в пределах села, города, района);национальный (внутренний рынок),

мировой (внешний рынок).

Рассматривают рынок стран в целом:

внутренний (национальный) рынок,

региональный рынок (республиканский, областной и межобластной),

отраслевой, межотраслевой, внешний, мировой рынок и т.д.

Рис 9 Классификация рынков по ряду признаков

 

Преимущества и недостатки рыночной экономики. В современной экономической теории выделяются следующие позитивные стороны рыночной системы:

1.Эффективное распределение ресурсов. Приобретая или отвергая производственные товары и услуги, потребители способствуют эффективному использованию ресурсов, поддерживая производство необходимых обществу благ. При этом неэффективные производители неминуемо разоряются. На их место устремляются новые более совершенные производители, которые тут же попадают в новый виток конкурентной борьбы. Проходит время, они уступают место еще более совершенным производителям, так бесконечно, пока существует человеческое общество и научно-технический прогресс.

2.Свобода предпринимательства. Все члены общества могут наиболее эффективно использовать свои таланты и способности. Каждый хозяйствующий субъект рынка самостоятельно принимает и реализует принятые решения, по собственному усмотрению использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы. При этом государство призвано создать равные стартовые условия и следить за безукоризненном соблюдением законов. Успех или неудача жесткой бескомпромиссной борьбе определяются профессионализмом менеджеров, эффективностью используемых технологии и адаптаций производственных процессов к постоянно меняющейся конъюнктуре рынка.

3.Гибкость и мобильность рынка, способность удовлетворять самые разнообразные потребности платежеспособного спроса, так как каждый производитель осуществляет свою деятельность с учетом реалий и особенностей местного рынка, изменяя вкусов капризных покупателей.

4.Уменьшение трансакционных издержек, т.е. издержек обмена.

Отрицательными сторонами рыночной экономики являются следующие черты:

1.Отсутствие стабильности, циклические колебания с проявлением негативных последствий для развития общества. Практика современной экономики предполагает использование гибкой фискальной политики государства, формирование стратегических переходящих запасов для стабилизации развития национальной экономики в кризисных ситуациях.

2.Проявление монополистических тенденций, ведущих к повышению цен, сокращению производства и ухудшению качества предполагаемых услуг. Это предполагает проведение государством взвешенной антимонопольной политики и стимулирование конкурентной борьбы на товарных рынках. При этом развитие или ограничение монополистической деятельности рассматривается через призму общенациональных интересов.

3.Значительная дифференциация доходов, их неравномерное распределение. Поэтому одной из функций государства является проведение эффективной налоговой политики, осуществление социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения.

Илюстративный материал:

 

Рис 9. Классификация рынков по ряду признаков.

 

По организационным признакам По структурному делению  
1.Территориальные Базар, биржа, аукцион, региональный рынок, внутренний (национальный) рынок, мировой рынок  
2. По уровню и характеру конкуренции Монопольный, олигопольный, монополистической конкуренции, свободный, регулируемый  
3. По уровню пропорциональности Сбалансированный, несбалансированный  
4. По отраслевому характеру Межотраслевой отраслевой, внутриотраслевой  
5. По назначению товаров Продовольственный, непродовольственный  
6. По соответствии с законодательством Официальный, (легальный), нелегальный (теневой)  
7. По степени зрелости Развитый, формирующийся рынок  
8. По субъектам рынка Рынок продавцов, рынок потребителей  

 

Литература:

1.Программа стабилизации экономики Казахской ССР и перехода к рынку.

Алматы 1991.,

2.Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы Онер 1993

3.Назарбаев Н.А. Казахстан 2030 Послание Президента страны народу Казахстана Алматы, Бiлiм, 1997

4.Шеденов У.К. Формирование и функционирование рынка научно- технической продукции в Республике Казаахстан, Алматы – Атырау, 1998

Алматы 1993.,

5. Жунусов Б.А. Комягин Б.И. Байжомартов У.С. Мамбетов У.

Общая экономическая теория Алматы 1994.,

6.Сабырбаев Б. Справочник экономических терминов. Алматы 1993.,

7. Жунусов Б.А. Комягин Б.И. Байжомартов У.С. Мамбетов У.

Общая экономическая теория Алматы 1994.,

 

Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Что рынок в узком и широком смысле? Какие виды рынков Вам известны?

2.Какие функции выполняет рынок? Преимущество и недостатки рынка?

3.Что Вам известно о субъектах рыночной экономики и их взаимодействии?

4. Что такое общественно необходимые затраты труда? Как рынок выявляет их?

5.Что такое инфраструктура рынка?

6.В чем заключается отличие товара от продукта труда.

7. Что такое общественно необходимые затраты труда? Как рынок выявляет их?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.