Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Конкуренция и монополия




Цель: Ознакомить студентов с самым необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма – конкуренцией. Раскрыть суть конкуренции, как важного механизма экономических связей между производителями и потребителями.

Основные принципы функционирования рыночной экономики. Роль «невидимой руки» конкуренции. Изучить характер и различные формы конкуренции на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Роль монополий и монополистических объединений в современных условиях. Антимонопольная политика. Антимонопольный закон и цель данного законодательства.

 

План лекции: 1. Сущность конкуренций, ее экономическая роль.

2.Монополия и антимонопольная политика.

 

Тезисы лекции:

Конкуренция – важный элемент рыночного механизма (от латинского konkurro - сталкиваться). Конкуренция означает экономическое соперничество между равноправными субъектами рынка за более выгодный сбыт товаров или более выгодное вложение средств.

Конкуренция – экономическая борьба между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Отсутствие конкуренции ведет к монополизму, т.е. к праву отдельных предприятий, банков, государства диктовать свои условия на рынке.

Конкуренция тем эффективнее, чем больше субъектов рынка. Поэтому конкуренция и монополия понятия несовместимые.

История свидетельствует, что с конца XVI и до конца XIX века, в эпоху свободного предпринимательства существовала свободная, совершенная, цивилизованная конкуренция.

В конце XIX века с появлением монополий, олигополий сложились несвободная, а значит несовершенная, неценовая, нецивилизованная конкуренция.

Классическую форму конкуренции принято называть свободной, совершенной, ценовой. Здесь механизм свободного ценообразования является самым эффективным способом функционирования экономики.

Основоположником теории свободной (классической) конкуренции является Адам Смит.

Совершенная конкуренция предполагает достаточное количество производителей с тем, чтобы ни одна фирма не могла определяющим образом влиять на цену товара.

Конкуренция по ее методам делится на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе качества продукции (потребительской стоимости).

Сущность ценовой конкуренции состоит в том, что однородные виды продукции предлагаются на рынке по самым разнообразным ценам. Основным методом ценовой конкуренции является сниж6ние издержек производства, а следовательно и цены реализуемых товаров.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план улучшения качества продукции. Сильнейшим орудием неценовой конкуренции является использование рекламы, факторов маркетинга и др. Неценовая конкуренция возникает, когда какой – либо конкурент влияет на цену.

Современные рынки делятся не только по видам продукции, но и по характеру конкуренции: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.

Рынок сложная система, структуру которой можно классифицировать по различным признакам. С позиций ценообразования и характера конкуренции различаются следующие модели рынка:

рынок совершенной конкуренции (много продавцов (мелких) и много покупателей),

рынок монопольной конкуренции (один продавец),

рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей),

рынок олигопсонии (много продавцов и мало покупателей),

рынок двусторонней олигополии (мало продавцов и мало покупателей),

рынок дуополии (два продавца и два покупателя),

рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель),

рынок монополистической конкуренции (много продавцов (фирм) и много покупателей).

Монопольный -один субъект определяет цену при этом могут быть и др. субъекты, производимые тот же товар, но их доля производства невелика, воздействовать на изменение монопольных цен они не в состоянии;

Олигопольный рынок, на котором действует небольшое количество продавцов, каждый из которых может воздействовать на цену товара.

Рынок совершенной конкуренциисоставляют множество продавцов и покупателей какого – либо схожего (взаимозаменяемого) товара. Ни один из покупателей или продавцов в отдельности не может контролировать спрос, поставку товара на рынок или цену на него. (например: рынки сельхозпродуктов).

Достоинства и недостатки совершенной конкуренции. К достоинствам совершенной конкуренции можно отнести:

- производство осуществляется в технологическом отношении более эффективно;

- распределение ресурсов происходит в оптимальном режиме;

- безубыточность и устойчивость предприятий.

Перечисленные признаки не характерны ни для одного из типов несовершенной конкуренции.

Можно выделить следующие недостатки совершенной конкуренции:

- неспособность применять высокопроизводительную технику, поскольку для этого типа рынка характерны мелкие предприятия, не обладающие крупными размерами капитала;

- неспособность поощрять развитие научно – технического прогресса, ибо функционирование НИОКР в долгосрочном периоде требует большого капитала, которого у мелких предприятий нет;

- неспособность производить общественные блага.

Рынок несовершенной конкуренциивключает: рынок монополистической, рынок олигополий, рынок чистой монополии.

Рынок монополистической конкуренции образует множество продавцов, которые продают похожую продукцию, но не идентичную. Товары отличаются по качеству, свойствам, внешнему оформлению, по ассортименту и т.д. Покупатель готов заплатить высокую цену за эти особенности (розничная торговля обувью, одеждой, бензином и т.д.)

Рынок олигополийпредставляет собой рынок нескольких продавцов, причем по крайней мере некоторые из них контролируют значительную долю рынка. Один из существенных признаков олигополистической конкуренции состоит в том, что его участники не могут рассчитывать на достоверный позитивный результат повышения цен, конкуренты вынудят снизить их.

Рынок чистой монополиипредставляет собой рынок, на котором единственный производитель осуществляет 100% продажу однородного продукта, не имеющего близких заменителей. (местная телефонная сеть, электроснабжение и т.д.)

Конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.

Рис 11.

Виды конкуренции и модели рынка по характеру конкуренции.

Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Различают три вида монополии: закрытая монополия, естественная монополия, открытая монополия.

Закрытая монополия защищена от конкуренции – юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Естественная монополия– отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

Открытая монополия- монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Искусственные монополии – это договорные (кратковременные или долговременные) соглашения по монополизации рынка).

Такая классификация монополии на три категории условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют барьеры для конкуренции). Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочный период. Последнее происходит не только из – за ограниченности срока действия патента, но также из – за того, что конкуренты могут изобрести новые продукты.

Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец,причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Монопольная деятельность – действия (бездеятельность) субъектов ведения хозяйства при условии монопольного положения на рынке одного ведения хозяйства (группы субъектов ведения хозяйства) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов административно – хозяйственного управления и контроля, которые направлены на недопущение, существенное ограничение, устранение конкуренции.

В условиях монополии, производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

Монопольная власть– это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, что кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать или понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью – это свобода установления цены на свой товар.

Итак, какие же черты отличают монополию от совершенной конкуренции?

1). Единственный продавец (монополист). Реализуемый товар уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара).

2). Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж.

3).Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

Особое место занимает феномен «естественной монополии».

Естественная монополия– возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффектно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

К естественным монополистам относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. По этому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

Открытая монополия -монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время, становится единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Закрытая монополиязащищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии являются патентная защита, институт авторских прав. Искусственные барьеры для предотвращения проникновения на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме «лицензий», «авторского права», «товарных знаков» или «патентной защиты».

Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.

Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора (книги, музыкального произведения, программы для ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 50 лет после его смерти в интересах его наследников).

Товарные знаки– это специальные символы, позволяющие узнавать (идентифицировать) товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя.

Патент – свидетельство, удостоверяющие исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого – либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, но это его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой монополистом.

Монопольная цена – цена, которая устанавливается субъектом ведения хозяйства, который занимает монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции или нарушению прав потребителей.

Монополия чистая (абсолютная) – ситуация, когда на конкретном товарном рынке выступает всего один продавец.

Монополия в чистом виде – явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи (например, экспресс почта или спутниковая связь) скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителей товаров.

Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией.Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя.

Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции, монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения» (политические, эстетические, физиологические). В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Сникерс» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Колгейт» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репутацией).

На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемирной дифференциации продукции.

Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.

Относительное неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно не велик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.

Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствует большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях - это производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров).

Олигополия– является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов; руды, нефти, стали, цемента; дифференциация – на рынках потребительских товаров (автомобили).

Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них – необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм.

Не многочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов.

Война цен – повторяющееся и долговременное снижение цен на продукцию фирм олигополистической отрасли, посредством которого, фирмы рассчитывают увеличить объемы продаж и доходов, но которое редко приносит им выгоды.

Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая будет результативна в условиях совершенной конкуренции, «олигополисты» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

Характерная особенность олигополистического рынка – зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка – картельное соглашение.

Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю («квоту») каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо – сбытовой деятельности участников.

Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм, вынуждает их идти на негласные экономические соглашение, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» и ли «лидерства в ценообразовании», так и через особые организации типа «патентных пулов» (или консорциумов).

Жесткость цен – так называется практика действий олигополистических фирм, когда даже при изменении издержек или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены. Она полагает, что если ей придется поднять цену, то другие последует за ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать «войну цен».

Лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленное лидером – чаще всего доминирующим в данной отрасли и на данном рынке крупной фирмы. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказано.

Патентные пулы – это соглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум – объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместного строительства крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и являются базой для организации сговора о дележе рынка.

Искусственные монополии– это договорные (кратковременные или долговременные) соглашения по монополизации рынка).

Антимонопольная политика – одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

В условиях рынка для регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. В Республике Казахстан действует закон «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 года, в июне 1999 года принят закон «О недобросовестной конкуренции» и в январе 2001 года принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

В США первый антимонопольный закон был принят конгрессом США в 1890 году, который был назван «Законом Шермана» по имени автора, разработавшего этот антимонопольный закон.

Цель данного законодательства – регулирование деятельности естественных монополии, запрещение любых соглашении между собой о ценах, разделе рынков, устранении конкурентов, которые ведут к ослаблению конкуренции и усилению положения монополий.

Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленное основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

Основные задачи антимонопольного законодательства:

1).обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

2).снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти управления, диктат хозяйствующих субъектов;

3).определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

4).защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

5).создание условий для развития национального хозяйства.

Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приемы монополистической деятельности, оказывает определенное воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций.

Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности – холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения комраний, относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приемы установления монопольного господства – джентельменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.

Холдинг - можно назвать по-русски владейным обществом, создаваемым крупными монополиями для управления дочерними предприятиями через систему участия. Вобрав в себя контрольные пакеты акций десятков, сотен, а иногда и тысяч предприятий, холдинг направляет их на развитие, а растущие доходы позволяют крупным холдингам обращаться и к собственной предпринимательской деятельности. Юридически существуют как акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, единоличные предприятия.

Система участия – взаимное владение одними акционерными компаниями ценными бумагами (акциями, облигациями) других акционерных компаний. Это важная действенная форма связи и переплетения капиталов как внутри одной отрасли, так и между отраслями.Система участия создает многоступенчатую зависимость большого числа капитала и «выкачивать» из подконтрольных предприятий прибыль.

Для постоянного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, за естественными монополиями, а также для недопущения методов недобросовестной конкуренции (действии хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов) создается антимонопольный комитет.

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Илюстративный материал: Рис 11.

Виды конкуренции и модели рынка по характеру конкуренции.

Характерные черты конкуренции Модели рынка по характеру конкуренции
Совершенная (свободная конкуренция) Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество товаропроизводителей (число фирм) Много товаропроизводителей (много фирм) Много товаропроизводите-лей (много фирм) Число товаропроизводителей невелико, есть крупные производители (несколько крупных фирм) Единственный производитель (одна крупная фирма)
Характер продукции (тип продукта) Однородная продукция (одинаковый) Разнородная продукция (дифференцирован-ный) А. Несколько крупных фирм производящих почти идентичные товары Б. Несколько крупных фирм производящих почти дифференцированные товары Однородный продукт, не имеющий близких заменителей (уникальный)
Отрасль экономики, где главным образом встречается: (условия вступления в рынок) Сельское хозяйство: производство зерна, овощей и фруктов (очень легкие) Различная торговля: производство одежды, обуви, продуктов питания, бензина и т.д (сравнительно легкие) Промышленность: А.Алюминиевая, сталелитейная,химическая. Б.Автомобили, сельхозинвентарь, компьютеры,бытовые приборы (существенные припятствия) Местные предприятия общественного пользования(телефонная сеть, электро – газоснабжение и т.п.) (очень трудные)
Степень контроля за ценами со стороны товаропроизводителей (контроль над ценами) Отсутствует Средняя (ограничен возможность замены товара) Средняя (приоритет ценового лидера) В принципе значительная, но контролируется государством (полный контроль)

 

Литература:

1.Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях». Казахстанская правда, 15 июля 1998 года.

2.Программа стабилизации экономики Казахской ССР и перехода к рынку.

Алматы 1991.,

3. Закон Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Казахстанская правда, 25 января 2001года.

4.Назарбаев Н.А. Казахстан 2030 Послание Президента страны народу Казахстана Алматы, Бiлiм, 1997

5.Шеденов У.И. Байжомартов У.С. «Общая экономическая теория» Учебник для вузов Алматы-Актобе 2004.,

6. Жунусов Б.А. Комягин Б.И. Байжомартов У.С. Мамбетов У.

Общая экономическая теория Алматы 1994.,.

8.Осипова Г. Основы экономической теории. Алматы 2002.,

9. Симкина А. Общая экономическая теория Питер 2002.,

Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Какие виды и методы конкуренции Вы знаете?

2.Чем отличается совершенная конкуренция от несовершенной?

3.Естественные монополии: что это такое?

4. Что такое искусственные монополии?

5. Антимонополистическая политика государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 4028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.